• Сб. Июл 27th, 2024

Вьётся стальной серпантин

Янв 18, 2024

Любовь к родному краю – это сохранение его памяти, бережное отношение к его традициям и трезвые ожидания от будущего. Сегодня мы запускаем новую тематическую рубрику, где будем рассказывать вам о необычных событиях, исторических фактах и повседневных явлениях, тесно вплетённых в жизнь современного павлодарца.

Продуманная организация пассажирских перевозок важна не только в мегаполисах, но и в городах поменьше. Павлодар не исключение. Согласно статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, число его постоянных жителей на 1 мая 2023 года насчитывало более 367 тысяч человек.

Общественный транспорт подобен системе кровеносных сосудов, связывающих окраины и центр. При этом помимо необходимой инфраструктуры в любом оживленном городе есть и своя транспортная «визитная карточка». Во времена Советского Союза образцом стиля и логистики для многих стран был Московский метрополитен, подземные дворцы которого привлекают туристов со всего света и по сей день.

Вспоминаются и бессмертные английские даблдекеры – двухэтажные автобусы Лондона, ставшие туристической достопримечательностью и опознавательным знаком британской культуры… И хотя Павлодар пока не претендует на явную конкуренцию с зарубежными мегаполисами, и в Прииртышье есть подобная «изюминка», которую стоило бы оберегать, – наш городской трамвай. Ведь его история и значимость в повседневной жизни горожан заслуживают большого уважения.

После закрытия сети в Алма-Ате Павлодар стал трамвайной столицей Казахстана. Запущенная в 1965 году транспортная система двигалась в такт городскому развитию, постепенно принимая очертания кольца, от которого отходят четыре радиальные линии. Как и везде, в основе транспортного развития стояла удобная коммуникация между жилыми массивами и промзонами. Поэтому стартовая ветка нашего трамвая тянулась от проходной алюминиевого завода к непривычной современному горожанину конечной остановке «Пионерская», расположенной на площади между областным роддомом и главным корпусом ИнЕУ. Такой трассировке вдали от старого города или железнодорожного вокзала не стоит удивляться, ведь связываемые в первую очередь трамваем объекты приумножали основные ценности социалистического общества – ударный труд на предприятиях, научные достижения в кабинетах и лабораториях и спокойный домашний быт за кухонным столом на выданной государством жилплощади.

Но город разрастался, а значит, росла и транспортная сеть. Стальной серпантин павлодарского трамвая начал виться сначала в сторону тракторного завода по улице Машхура Жусупа (бывшая 1 Мая), а потом по проспекту Назарбаева (бывшая улица Кутузова).

Первые несколько лет эксплуатацией трамвайной системы занимался алюминиевый завод. Но довольно быстро, в связи с планируемым расширением, было решено передать транспортную структуру на баланс Министерства коммунального хозяйства Казахской ССР. Так в 1971 году в нашем городе возникло отдельное трамвайное управление, которое спустя два года возглавил талантливый управленец, чей вклад в развитие города сложно переоценить.

Уроженец Ашхабада Джафар Махмудов попал в Павлодар в 1939 году двухлетним ребенком. Работал шофером, служил в армии во второй половине 1950-х годов.

После демобилизации был назначен начальником автоколонны, постепенно пройдя путь от заместителя директора по эксплуатации таксопарка до главного инженера пассажирского треста. Неплохая карьера, ставшая возможной благодаря искренней самоотдаче. За заслуги и достижения в 1973 году надежного работника назначили начальником Павлодарского трамвайного управления, где он впоследствии проработал три десятилетия – до 2004 года.

Благодаря трудолюбию Джафара Махмудова прииртышская сеть городского рельсового транспорта обрела знакомый нам облик. За свою работу он был награжден орденом «Құрмет» и имел звание «Почетный гражданин Павлодарской области». По воспоминаниям коллег, чуткий руководитель всегда заботился о благополучии и комфорте сотрудников, с первых дней стремясь повысить, как говорят сейчас, внутрикорпоративную культуру до максимального уровня. Например, распорядился ввести единую фирменную форму и организовал выдачу на диспетчерских пунктах горячих обедов для персонала. Поверьте, в те годы это были весьма прогрессивные веяния…

К сожалению, даже при таком выдающемся руководстве активное развитие павлодарского трамвая с распадом СССР практически полностью прекратилось. В памяти всплывает лишь открытие в 1993 году «плеча» на Усолку, начатого еще в советское время, и строительство уже в 2000-х годах поворота в сторону юга с улицы Ломова на пр. Назарбаева. С другой стороны, глядя на опыт других трамвайных систем бывшего Союза, массово закрытых из-за недостатка средств, можно смело заявить, что павлодарцам еще повезло – мы не потеряли ни километра путевого хозяйства.

Когда в 2022 году Президент РК Касым-Жомарт Токаев публично выразил недовольство закрытием легендарного алма-атинского трамвая, он привел наш трамвай в пример другим городам как образец экологичного и удобного транспорта с продуманной инфраструктурой, которую необходимо развивать и далее. Это рабочее совещание стало импульсом, наконец запустившим расширение павлодарской транспортной сети. В приоритете оказался микрорайон Достык, к которому было решено пустить ветку от проспекта Назарбаева через дорогу к ТЭЦ и на улицу Ладожскую. Строительство планируется завершить за девять месяцев, а для обслуживания линии будет приобретено 20 трамваев на автономном ходу. Эксплуатация подвижного состава, преодолевающего длительные расстояния на накопленном заряде аккумуляторов, позволит уменьшить затраты на установку опор и проводов. При успешном внедрении открывается простор для быстрого строительства и других перспективных линий, в том числе долгожданного продления в сторону Второго Павлодара.

По последним планам в этой части города рассматриваются два возможных варианта. Первая трассировка подразумевает линию через проспект Назарбаева – улицу Естая – Малайсары батыра – по улице Российской в сторону областной больницы и затем через улицу Нурмагамбетова к разворотному кольцу у железнодорожного вокзала. Альтернативой же предлагается строительство путей к той же конечной остановке через улицы Геринга и Сураганова. Будем надеяться, что ждать тридцать лет, как с открытия последнего нового участка, нам уже не придется. Ведь согласно последним подсчетам, за прошлый год услугами павлодарского трамвая воспользовались семнадцать миллионов пассажиров. А для нашего города это довольно большие цифры.

К сожалению, мало кто задумывается, что протянувшиеся по нашим улицам трамвайные пути – часть путешествия во времени. Где бы ни проезжал гремящий колесами вагон: вдоль частного сектора либо посреди оживленного проспекта, среди узких улочек пятиэтажек или по разворотному кольцу у вокзала – везде есть частица нашего прошлого. А где-то и приметы будущего. Жаль, что в суете дней мы редко успеваем почувствовать пульс жизни нашего города.

Юрий МАЙЕР.

Фото Николая МОХИРЕВА и областного историко-краеведческого музея.

Не всегда легко работалось трамвайщикам. Даже несмотря на то, что в 1974 году на линию стали стабильно выходить уже не семь-восемь трамваев, как раньше, а порядка тридцати, подвижного состава по-прежнему не хватало. Поэтому интервалы движения были весьма длительными и составляли около сорока минут. Бывало, что узкие трамвайчики вмещали и по двести человек за раз, хотя обычная вместимость согласно нормам не должна сильно превышать и сотню. Из-за такого напора толпы трещали окна и слетали с роликов массивные двери. Специализированной снегоуборочной техники в городе тогда тоже еще не существовало. Машинистам приходилось расчищать лопатами занесенные пути и стрелки, зачастую при активном участии простых горожан.

В произведениях искусства, в том числе в литературе, песнях или устном творчестве, трамвай упоминается чаще, чем какой-либо иной транспорт. Он служит не только частью антуража, но и выделяется в отдельную смысловую тему. Зачастую его образу приписывается некая одушевлённость, а сам он обретает собственный характер – от задушевного до зловещего. В повседневном лексиконе тоже есть отголоски «трамвайной жизни», о реальном происхождении которых мы порой даже не догадываемся.

Есть мнение, что крылатое выражение «метр с кепкой» пришло именно из мира городского рельсового транспорта. Когда встал вопрос о тарифах, регуляторы приняли решение о бесплатном детском проезде. Основным критерием было решено сделать не возраст, а рост маленького пассажира – один метр. Для экономии времени в вагонах были нанесены специальные метки. Конечно, тем невезунчикам, что росли быстрее своих сверстников, такие правила были не по душе. Но сообразительные родители нашли выход. Если принципиальный кондуктор не шел на компромисс, взрослые настаивали, что рост их ребёнка кажется превышающим норму за счёт головного убора… Именно из этой житейской хитрости и пошло выражение «метр с кепкой».

Павлодарская трамвайная сеть часто проводила необычные акции. Специально запущенные тематические вагоны, посвященные различным событиям или явлениям, становились проводниками в увлекательное и познавательное путешествие по городу. Например, в честь 20-летия Музея литературы и искусства имени Бухар жырау по Павлодару курсировал трамвай, в котором можно было услышать рассказы о жизни выдающихся творческих людей Прииртышья.

Внешний вид вагона был оформлен по индивидуальному заказу музея и повторял архитектурные элементы памятников деревянного зодчества. В трамвае разместили многочисленные музейные экспонаты – личные вещи выдающихся деятелей региона. Гиды рассказывали пассажирам «культурного трамвая» о жизни и творчестве драматурга Жусупбека Аймаутова, поэта Султанмахмута Торайгырова, певцов-композиторов Жаяу Мусы Байжанова и Майры Шамсутдиновой, писателей-фронтовиков Всеволода Иванова и Музафара Алимбаева, многих других.

В том же году сотрудниками музея был оформлен еще один тематический экспресс, посвященный Международному дню защиты детей. Два вагона в честь праздника бесплатно катали ребят и их родителей. Яркие пригласительные билеты на праздничный маршрут получили и почётные пассажиры – дети сотрудников трамвайного управления и ребята из малообеспеченных семей.

Хорошим почином стало присвоение вагонам имён почетных земляков. И до сих пор еще оформляются трамваи к праздничным датам или знаменательным событиям. Такие акции пропагандируют приобщение к культуре, краеведению и запоминаются надолго.