• Чт. Дек 26th, 2024

А если «копать глубже»?

Фев 1, 2024

Комиссия по расследованию группового несчастного случая на территории АО «Майкаинзолото» огласила результаты своей работы, проделанной с 4 по 24 января.

Хронология трагедии такова: 4 января этого года около 01:25 в Павлодарский филиал Республиканского центрального штаба профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб (РЦШ ПВАСС) поступило сообщение о том, что на территории АО «Майкаинзолото» возникла какая-то аварийная ситуация, из-за чего прервано электроснабжение, а в воздух поднялись клубы то ли дыма, то ли пыли. Выяснить, что произошло на самом деле, отправились трое спасателей филиала и водитель спецавтобуса. Ехали по привычной дороге общего пользования и поздно увидели, что впереди провал – огромный «котлован», поглотивший и саму дорогу, и проходящие рядом с ней линии электропередач.

В итоге автобус с людьми улетел в пропасть, образовавшуюся немногим более получаса назад, а водитель следовавшей за спасателями автомашины с главным инженером предприятия успел затормозить, уменьшив тем самым число жертв. По первоначальным данным, провал оказался шириной 130-170 метров и глубиной более 60 метров (по другим предварительным сообщениям, длина обвала 150-200 м, ширина 500 м, глубина 150 метров). Что дало повод специалистам МЧС РК назвать ЧП крупнейшим в Казахстане, впервые случившимся в горнорудной отрасли. А также заявить, что провал произошел на месте бывшей, ныне нерабочей шахты АО «Майкаинзолото», где под землей остались так называемые большие очистные пространства – технологические пустоты вроде гротов, после того как в этих местах была вынута руда, содержащая золото и другие металлы. Вот в эти не заполненные породой и цементным раствором пространства и просел поверхностный грунт.

Далее за считанные часы был организован оперативный штаб, в который вошли аким области Асаин Байханов, вице-министр по ЧС Мереке Пшембаев, руководство ДЧС региона и местных исполнительных органов. К поисковым работам подключили кинологические расчеты ДЧС Астаны и Павлодарской области, психологов. Благодаря этому уже 4 января на дне провала в грунте были обнаружены тела двух спасателей. Позже к поискам еще двоих погибших и местонахождения автобуса подключились специалисты АО «АК Алтыналмас» (г. Балхаш), которые совместно со спасателями ДЧС провели геосканирование образовавшегося обвала и обнаружили возможное местонахождение автобуса.

Более того, чтобы добраться до места этого предполагаемого погребения, было принято решение сделать пологий спуск с поверхности земли до дна «котлована». Воплотить это и тогда, и сегодня – проблематично, так как в любой момент края провала могут обвалиться и засыпать спасателей и технику. Тем не менее работы начались и продолжаются. Уже вывезено порядка 300 тысяч тонн грунта, и спуск прирастает.

Но и это еще не всё. Чтобы ускорить поиски, огромным краном в провал, к месту, указанному сканером, опустили сначала один, а затем и второй мини-экскаватор. Плюс спасателей, которые отбойными молотками разбивают крупные валуны, мешающие работе землеройной техники. Этот маневр позволил обнаружить сумку с инструментами и документацией спасателей, газовый баллон и заднюю часть салона автобуса, на которой нанесен его учетный номер.

Работы на всех участках ведутся круглосуточно, число спасателей превысило 140 человек, а количество различной техники – несколько десятков. Но пока до места погребения автобуса сотрудники МЧС еще не дошли, так как из-за возможных обвалов и наличия пустот в глубине грунта работы ведутся с опаской и не так быстро, как хотелось бы.

Одновременно со штабом по ликвидации ЧС для расследования несчастного случая на месте работает комиссия под председательством заместителя председателя Комитета промышленной безопасности МЧС Мусы Танабаева.

Распоряжениями председателя комиссии приостановлена работа подземного рудника АО «Майкаинзолото» и создано пять подкомиссий. Для объективного расследования и определения причин несчастного случая привлечены четыре экспертные организации.

В прокуратуре Павлодарской области 23 января 2024 года сделали заявление о ходе расследования по факту нарушений правил безопасности ведения горных работ, повлекших смерть людей, на территории АО «Майкаинзолото». Создана комиссия по расследованию нарушения правил безопасности ведения горных работ. По делу назначены процессуальные прокуроры. Уголовное дело взято под контроль Министерством внутренних дел.

За минувшие дни с момента ЧП прошли похороны двух погибших спасателей, их семьям выплатили компенсации и предоставили ряд льгот. Но ситуация на месте провала держит в напряжении весь поселок горняков и коллектив АО «Майкаинзолото». Отчасти её разрядили обнародованные выводы комиссии, которая расследовала происшествие.

Приведу основной текст этого документа с небольшим сокращением: «По результатам проведенного всестороннего расследования комиссия пришла к выводу, что причинами группового несчастного случая вследствие обрушения горной массы в отработанное пространство стали:

неудовлетворительная организация производства работ;

не проводимый должным образом производственный контроль за безопасным ведением горных работ со стороны ответственных лиц АО «Майкаинзолото»;

не осуществлялся должным образом контроль за процессом обрушения из выработок при отработке блоков.

Кроме этого, установлено, что за существующими пустотами, образовавшимися в результате деятельности предприятия, не осуществлялся должный контроль, не производилось их принудительное обрушение, с последующим погашением, согласно проектной документации, пустот выработанного очистного пространства.

Как результат, указанные причины и привели в итоге к внезапному обрушению горной массы, которое в свою очередь создало аварийную ситуацию, приведшую к групповому несчастному случаю… Комиссией установлены семь ответственных лиц, действия которых привели к групповому несчастному случаю. Согласно трудовому законодательству материалы расследования переданы в правоохранительные органы».

Таков вердикт. Но надо сказать и о том, что член этой комиссии, генеральный директор АО «Майкаинзолото» К. Ботин выразил по этому заключению свое особое мнение, которое намерен представить следствию и суду как список фактов и граждан, которых также следует отнести к предполагаемым виновным в происшествии. Так как это несколько страниц текста, приведу его с сокращением (для следствия и суда есть полные тексты оригиналов документов и фото их копий).

«Внимательно изучив приведённые выше выдержки, выражаю свое несогласие с выводами ввиду следующего.

Доводы о том, что основной причиной обрушения верхнего грунтового слоя явилось неверное ведение работ по отработке месторождения, несостоятельны, так как отработка запасов месторождения производилась в соответствии с проектным документом «Отработка запасов месторождения «Майкаин «В» подземным способом до горизонта 400 м», разработанным в 2013 году Восточным филиалом АО «Национальный научно-технический центр промышленной безопасности» при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и ставить под сомнения компетентность специалистов квазигосударственного предприятия оснований у руководства компании не было. В указанном выше проекте предусмотрена отработка месторождения методом обрушения, однако комиссия по расследованию аварии утверждает, что необходимо было делать принудительное обрушение, но в проекте данная мера предусмотрена только в том случае, если не происходило самообрушения. У нас же при отработке самообрушение происходило постоянно.

В 2017 году в АО «Майкаинзолото» возникло мнение: не приведет ли постоянное самообрушение налегающих пород к выходу на дневную поверхность, и чтобы избежать этого, я обратился к разработчику проекта 2013 года, а именно к директору Мусурманкулову С., Восточного филиала АО «Национальный научно-технический центр промышленной безопасности» при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан с просьбой подтвердить или опровергнуть наши мнения. На данное обращение

Мусурманкулов С. прибыл на рудник, посетил месторождение, изучил места ведения горных работ. По результатам обследования был заключен договор оказания услуг №7а от 01.02.2018 года. В рамках оказания услуг господином Мусурманкуловым С. были даны письменные предложения по безопасному применению камерной системы с обрушением налегающего массива при отработке запасов руды выше горизонта 160 м рудника «Майкаин В» («Рудное тело П»), в которых утверждалось, что выхода на дневную поверхность НЕ ВОЗНИКНЕТ. Вследствие данного расчета специалисты АО «Майкаинзолото» продолжили работы согласно вышеуказанному проекту 2013 года. Комиссия по расследованию аварии не приняла наши доводы во внимание и не дала никакой оценки данному факту…

Можно допустить, что при проектировании подрядчик не до конца изучил местность и особенности месторождения, тем самым выбрав неверную систему отработки месторождения, что в результате, по прошествии 10 лет, привело к аварии.

Как выяснилось в ходе расследования, проектом не предусмотрены расчеты о возможном провале и тем более отсутствовали мероприятия по переносу автодороги и ограждения места потенциальных провалов поверхностного слоя земли».

Далее в особом мнении приводятся ссылки на выводы ряда проектных институтов, которые подтверждают недоработки в проекте «Отработка запасов месторождения «Майкаин» подземным способом до горизонта 400» от 2013 года.

И далее: «В акте расследования не указано о нарушении АО «Майкаинзолото» проектных решений, следовательно, предприятие проводило работы в соответствии с проектом.

Таким образом, экспертные организации подтвердили: обрушение произошло из-за неверных расчетов проектировщика, а не ввиду отсутствия контроля со стороны специалистов АО «Майкаинзолото». Также в ходе расследования выяснилось отсутствие в проекте расчетов образования и заполнения пустот, решений по принудительному обрушению налегающих пород, мероприятий для обеспечения безопасного ведения горных работ, ограждения и запрета прохода в предполагаемую зону сдвижения и обрушения, на что и указали эксперты ТОО «ВННТЦПБ».

И заключение «Особого мнения»: «Комиссией по расследованию аварии выводам экспертных заключений не дана надлежащая оценка. Описывая причины аварии в данном акте, комиссия не приходит к выводу о возможной вине организации, разработавшей проект, на основании которого АО «Майкаинзолото» велись работы последнее десятилетие.

Кроме того, при проведении проверок в области промышленной безопасности уполномоченным органом ни в актах проверок, ни в предписаниях к ним не отражались замечания в части необходимости проведения каких-либо дополнительных работ в выработанном пространстве.

Следует отметить и наличие декларации промышленной безопасности, зарегистрированной 7.07.2020 г. РГУ «Комитет индустриального развития и промышленной безопасности», что также свидетельствует об отсутствии каких-либо замечаний к технологии проводимых на месторождении работ.

Принимая во внимание всё вышеизложенное, должны быть изменены суть и выводы всего расследования и, соответственно, виновные лица в произошедшей аварии. Полагаю, в ходе расследования точно установлено наличие вины проектировщика, из-за некомпетентности которого погибли люди. Вина предприятия заключается лишь в том, что оно не усомнилось в предложенных и впоследствии принятых, в том числе и уполномоченным органом в области промышленной безопасности, проектных решениях.

Но выводы комиссии заключаются только в обвинении специалистов АО «Майкинзолото» без упоминания проектанта, а также госоргана, проводившего ежегодные проверки в области промышленной безопасности на протяжении 10 лет.

Таким образом, акт расследования аварии (обрушение верхнего грунтового слоя), произошедшей 4 января 2024 года на руднике АО «Майкаинзолото», подписан мной с учётом настоящего «Особого мнения», о чём сделана соответствующая отметка в соответствии с п. 2 ст. 86 Закона Республика Казахстан «О гражданской защите». И подпись: член комиссии, генеральный директор АО «Майкаинзолото» Ботин К.С.».

Я не намерен навязывать свою точку зрения следствию и суду. Но, проанализировав доводы двух сторон (в комиссии преобладали представители МЧС), пришел к выводу, что в горнорудной отрасли страны есть серьезные проблемы. А это предприятия Восточного Казахстана, Экибастуза и Бозшаколя Павлодарского Прииртышья, Караганды, других регионов Казахстана. И наверняка там, если «копать глубже», тоже есть проблемы с проектированием мест работ горняков и разработки месторождений, тщательного контроля за этой деятельностью и предупреждения аварий. И это – главное, что не следует замалчивать.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото Валерия БУГАЕВА.