• Вс. Сен 15th, 2024

Шаг в будущее

Авг 29, 2024
?????????????????????

Дальнейшую цифровизацию образования и связанные с нею вызовы обсудили педагоги на областной августовской конференции «Digital Kazakhstan: современное образование». В мероприятии участвовали 12 850 педагогов. 12 000 из них – онлайн, 850 собрались в ДК имени Естая. В числе спикеров был аким Павлодарской области Асаин Байханов.

Перспективы и вызовы

Конференцию открыл видеоролик о ближайшем будущем системы образования в Казахстане – девочка надела шлем виртуальной реальности и погрузилась в волшебный мир знаний с фантастическими интерьерами школы и созданными с помощью компьютерной графики учителями, меняющими облик согласно изучаемому предмету и теме.

Большая часть конференции была посвящена вопросам цифровизации образования. Выступали приглашённые из Астаны спикеры. В частности, IT-аналитик Бектур Тимур и директор ТОО «Edcrunch Academy» Нурлан Киясов. Они обрисовали перспективы использования искусственного интеллекта для составления индивидуальных учебных программ каждому ученику, но подчеркнули, что живого учителя никто не заменит.

К педагогам обратился глава региона Асаин Байханов. Он выразил сомнение, смогут ли разработчики онлайн-ресурсов обеспечить неприкосновенность личной информации детей. Ведь сегодня информация – такой же ценный ресурс, как нефть и газ, коммерческие компании и банки готовы платить за неё любые деньги.

– Я учился и работал за рубежом. Мотивацией было не только получение новых знаний, но и обретение новых социальных связей, – отметил он. – Цифровизация – это хорошо. Она облегчает жизнь людям. Но мы в то же время видим очень слабую социализацию. А слабая социализация убивает soft skills, которые как раз и отличают искусственный интеллект от человека, – это умение коммуницировать, симпатия, эмпатия, проявление чувств. Эти вещи ставятся под угрозу. Мы понимаем, что искусственный интеллект стал угрозой для тех профессий, которые представляют hard skills – это профессии, где нужно выполнять чёткие алгоритмы и знания.

Также Асаин Байханов подчеркнул: чтобы дети учились цифровой грамотности, нужно создать благоприятные условия. Сейчас качество интернета соответствует стандартам в 275 из 360 школ региона. В 33 из 119 сельских школ проблема решена за счёт спутникового интернета Starlink. Оставшиеся 86 сельских школ подключат к Starlink в следующем году. Также Асаин Байханов акцентировал внимание на кибербезопасности подрастающего поколения:

– Дети как губка впитывают правильную и неправильную информацию. Поэтому всем – учителям и родителям нужно уберечь детей от неправильной информации и кибербуллинга, которые, к сожалению, развиваются такими же быстрыми темпами, как и цифровизация, – сказал он.

Итоги года

Каким был 2023-2024 учебный год и каким будет следующий, рассказала Самал Айтказина, руководитель управления образования Павлодарской области.

– Система образования Павлодарской области удерживает лидирующие позиции на протяжении четырёх лет. Мы входим в тройку лидеров в рейтинге индекса эффективности регионов по уровням дошкольного, среднего и технического профессионального образования, – сообщила она.

Наглядным показателем качества образования являются достижения учеников. В прошедшем учебном году на республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам команда Павлодарской области заняла первое место и стала «Лучшей олимпийской командой-2024».

– Важным событием для страны стала победа учащегося школы-лицея №8 Рината Илюсизова на Менделеевской олимпиаде по химии, где он завоевал «золото». Подготовила его педагог Оксана Владимировна Калдашева. Последний раз медаль высшей пробы на Менделеевской олимпиаде Казахстан выигрывал в 2017 году, – сообщила Самал Айтказина. – Еще один ученик восьмого лицея – Владимир Роговский два года подряд завоевывает «бронзу» на Всемирной математической олимпиаде, его подготовила Лилия Викторовна Стадникова.

В 2023-2024 учебном году школьники Павлодарской области на международных, республиканских олимпиадах и различных интеллектуальных мероприятиях завоевали 265 медалей, почти половина из которых – золотые.

10 лет Павлодарская область обеспечивает всех детей от трёх до шести лет дошкольным образованием. В этом году построено два новых детсада и заканчивается строительство ещё трёх. Модернизацию прошли три детсада, обновление пяти запланировано на 2025 год.

В Павлодарской области решён вопрос аварийных школ. За счёт инвесторов и местного бюджета построены три новые школы взамен аварийных в Баянаульском, Железинском и Павлодарском районах. На будущий год запланировано строительство ещё двух школ. За четыре года в регионе модернизированы 156 школ: 33 – в этом году, 16 из них – сельские. В 2025 году пройдут модернизацию ещё 35 школ области.

В то же время Самал Айтказина отметила, что текущие темпы ввода новых школ не успевают за демографическими и миграционными процессами.

– За последние четыре года мы снизили количество трёхсменных школ с 11 до шести. Вместе с тем прогнозный контингент нового учебного года будет составлять 118 тысяч учащихся, что на две тысячи больше, чем в прошлом учебном году. Наблюдается рост контингента в Павлодаре и Экибастузе, – сказала она.

Для решения проблемы трёхсменки в рамках Национального пилотного проекта «Комфортная школа» планируется ввод двух школ в областном центре, а также начато строительство пристройки к школе им. Байтурсынова.

Говоря о цифровизации образования, Самал Айтказина привела в пример создание интерактивной учебной среды в СОШ им. Ж. Ташенева Павлодара:

– Учитель физики Айдана Манат разработала интерактивные уроки по физике «Энергия. Кинетическая энергия» с применением цифровых и коммуникационных технологий. Она активно применяет их на своих уроках, процент интереса учеников к физике увеличился в разы. В мае 2024 года Айдана стала победителем фестиваля педагогических идей «Лучший интерактивный урок».

В начале 2000-х школьники Павлодарской области сильно отставали по критериям PISA – международного тестирования, оценивающего функциональную грамотность учеников и их умение применять знания на практике. Была проделана большая работа. По исследованию PISA-2022 все показатели Павлодарской области выше средних республиканских: по читательской грамотности больше на 14 баллов, по естественно-научной грамотности – на девять баллов, по математической грамотности – на балл. По оценке креативного мышления Павлодарская область вошла в топ-3 лучших регионов страны.

Конференцию в ДК им. Естая предваряла выставка, где казахстанские фирмы представили свои разработки и услуги в сфере цифровизации учебного процесса. Подробнее о ней – в следующем номере.

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото Валерия БУГАЕВА.