• Чт. Ноя 21st, 2024

Учиться трансформации

Окт 17, 2024

В Павлодаре региональный форум «Digital Future: Образование и технологии» собрал около 120 педагогов и психологов нашей области. На площадке центра развития молодёжных инициатив выступили ведущие эксперты IT-индустрии, в том числе специально прибывшие из столицы. Участники встречи смогли обсудить ключевые направления в развитии цифрового обучения, в частности вопросы применения искусственного интеллекта.

Адаптироваться и применять

Областной форум проведён по инициативе руководителя павлодарской школы программирования «Geron» Олеси Голубевой. Главная цель встречи – показать значимость внедрения инновационных технологий в образовательный процесс и обсудить, как учителя и сами школы могут адаптироваться к быстрым изменениям, используя современные технологии для развития IT-навыков у молодёжи.

– Мы пригласили интересных спикеров, двое из них из Астаны. Основная идея заключается в том, чтобы просветить наших учителей информатики. Даже политика Президента связана с развитием технологий. Поскольку я сама IT-специалист и занимаюсь с детьми, то понимаю, насколько важно постоянно пополнять знания и развиваться в этом, – рассказала Олеся Голубева.

В открытии форума приняли участие представители управления образования Павлодарской области. Руководитель центра информационных технологий регионального управления образования Елнар Утюбаев подчеркнул: сегодня основная задача заключается в подготовке будущих конкурентоспособных специалистов и, в первую очередь, именно в техническом направлении.

– Для развития страны нам необходимы высококвалифицированные кадры. Например, в Astana Hub учатся пять наших преподавателей, которые в результате будут обучать школьников 10-11 классов. Надо сказать, что ведётся работа над увеличением скорости интернета в школах региона, и мы стараемся выделять дополнительные средства для обновления компьютерной техники, приобретения интерактивного оборудования. Сегодня, например, без тач-панелей проводить занятия сложно, ведь этот инструмент значительно облегчает работу педагога. На инфраструктуру управление образования ежегодно выделяет средства, а в целом в этой сфере цифровизировано уже много систем, – говорит Елнар Утюбаев.

Во время открытия форума вниманию участников представили видеоролик, созданный с использованием искусственного интеллекта. К присутствующим с экрана обратился наш выдающийся земляк – учёный-геолог с мировым именем, первый президент Академии наук Казахской ССР Каныш Сатпаев, 125-летие которого казахстанцы широко отмечают в этом году.

– Цифровая революция, которую вы наблюдаете сейчас, представляет собой ещё более глубокую трансформацию. Это не просто новые инструменты и устройства, это новая парадигма, новый способ взаимодействия с миром, основанный на информации и искусственном интеллекте. Научитесь быть наставниками для своих учеников, проводниками в мир пользы, не бойтесь изменений. Вдохновляйте на открытие нового! – сказал Каныш Сатпаев в созданном при помощи ИИ видеообращении.

Когда можно?

О влиянии цифровых технологий на психику детей и подростков говорила на встрече доктор психологических наук Куралай Алина. Специалист предложила важные решения, чтобы поддерживать баланс между использованием технологий и ментальным здоровьем школьников. Она подробно рассказала о таких понятиях, как «цифровая социализация» и «цифровое благополучие». Затем слушатели узнали, кто такие «цифровые доноры», «технофобы», «цифровые кентавры», «киборги» и «персоноиды».

Помимо этого, она привела результаты исследования учёных, которые анализировали группы детей и молодых людей во время интернет-сёрфинга (пребывания в интернете). Отмечается, что до двух лет ребёнка следует максимально отгородить от интернета. С трёх до пяти лет его можно постепенно знакомить с мобильными устройствами. С пяти до семи лет, как утверждают специалисты, нужно давать время пользоваться интернетом, но исключительно с родителями. Здесь важно помнить, что интернет не должен становиться «цифровой няней», а способствовать развитию, поэтому время использования должно ограничиваться – от одного до трёх часов в день, включая школьные занятия. Для подростков это не более четырёх часов в сутки.

Директор завода против блогера

В своём выступлении Куралай Алина подчеркнула: сегодня педагогам необходимо принять факт, что мир изменился и будет продолжать меняться. По этой причине все прежние методы работы с детьми для их мотивации и успеха уже не имеют эффективности.

– Современные ученики зачастую владеют гаджетами и искусственным интеллектом лучше, чем многие преподаватели, – подчёркивает психолог. – Вы часто говорите детям, что они станут успешными, если будут учиться. Но что такое успех? Сегодня слова о том, что ребёнок вырастет и станет важным человеком, который будет сидеть в большом кабинете, решая какие-то значимые вопросы, к сожалению, уже не действуют. Никто из детей сегодня не думает о том, чтобы стать директором завода, потому что все хотят быть блогерами. Критерии успеха должны быть другими. Они уже знают, что деньги можно заработать по-другому. Например, на доспехах в компьютерных играх.

Учителя

вошли в чат

Другой эксперт форума – советник руководителя Astana Hub Данабек Калиаждаров уверен: самый важный шаг во внедрении цифровых технологий состоит в том, чтобы педагоги начали активно пользоваться чатом GPT (чат-бот с генеративным искусственным интеллектом).

– Любой учитель может задать нужные критерии – тему урока, уровень успеваемости класса. Это самый первый шаг, а дальше он обязательно вольётся в эту работу. Конечно, на первых этапах можно получать не совсем подходящие ответы, но если уточнить свою задачу, то станет понятно, насколько это эффективно, даже если в классе 20 сильных ребят и, например, десять слабых. Правильно используя чат GPT, можно получить чёткие и структурированные ответы. Так учителям станет намного легче готовиться к своим урокам, оставляя время на реализацию всех своих идей по тому, как обучить детей, ещё более интересно и доступно преподавать свой предмет, – отметил Данабек Калиаждаров.

Не вместо, а вместе

Представители системы образования акцентируют внимание на том, что цифровая трансформация в обучении сегодня всё-таки никак невозможна без активного участия учителей. Но и сами педагоги должны быть готовы к работе с новыми инструментами. Учителей нужно обучать тому, как использовать цифровые технологии, внедряя специальные обучающие программы для педагогов. При этом искусственный интеллект должен, прежде всего, помогать учителю, а не заменять его.

– Этот форум оказался очень полезным, так как речь шла об использовании искусственного интеллекта на школьных занятиях для десятых-одиннадцатых классов, но сейчас мы уже используем цифровые технологии и в работе с учащимися помладше. Внедрение происходит примерно с шестого класса. Дети уже хорошо владеют некоторыми методами использования искусственного интеллекта. Например, по созданию различных презентаций, видеороликов, лейблов, – говорит педагог многопрофильной школы-гимназии №24 Экибастуза Варвара Власенко.

По итогам форума все гости встречи получили сертификаты на бесплатное обучение в местной IT-школе.

Марина КИСЕНКО. 

Фото из открытых источников.