В Казахстане во второй раз реализуется проект «Beginit Central Asia by inDrive» для школьников, которые готовы стать социальными лидерами. Учащиеся десятых классов Павлодарской области смогут освоить предусмотренную проектом программу «Foundation Year» и защитить свой проект. Самые успешные из них получат гранты на обучение в частном инновационном университете «inVision U by inDrive», что откроется в Алматы в 2025 году.
На эту тему в павлодарском Центре развития молодёжных инициатив недавно состоялась встреча со школьниками нашего региона. В Казахстане стартовал отборочный тур на курс по социальному лидерству и проектной деятельности. Сейчас организаторы посещают города нашей страны, чтобы рассказать десятиклассникам, как будет проходить обучение и какой эффект ожидается от этого проекта. К слову, реализуется он компанией inDrive в сотрудничестве с международным технопарком Astana Hub и фондом iQanat. Цель компании – позитивно повлиять на один миллиард людей по всему миру к 2030 году через реализацию нескольких некоммерческих инициатив в сфере образования, спорта, стартапа и искусства.
Программой предусмотрено, что специально приглашённые менторы – эксперты разных направлений деятельности – помогут старшеклассникам раскрыть свой потенциал, получить важные навыки, позволяющие найти собственный подход к решению социальных проблем своего региона. На прошедшей встрече ребятам подробно рассказали об условиях проекта и призвали участвовать в нём. В целом курс направлен преимущественно на школьников из небольших городов и сельской местности.
– Основная миссия проекта – бороться с социальной несправедливостью, поэтому он реализуется в том числе и в образовательной среде, – рассказывает координатор проекта «Beginit Central Asia by inDrive» Самат Саяков. – В этом году к участию, как и прежде, приглашаются десятиклассники, однако теперь мы решили увеличить целевую аудиторию. Если в прошлом году участники были из шести областей страны, то теперь регионов десять. В наших планах – с каждым годом охватывать всё больше молодых людей. Мы не работаем с большими городами – Астаной и Алматы, а нацелены именно на регионы, где в основном и сталкиваются с социальной несправедливостью. Ещё в этом году мы увеличиваем аудиторию не только внутри Казахстана, но и заходим в другие страны. Прямо сейчас отборочные туры проходят в двух городах Кыргызстана, а ещё проект будет работать в Нигерии и Пакистане.
В Казахстане программа объединяет десятиклассников из десяти областей, в том числе Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Актюбинской, Мангистауской, Кызылординской и Жамбылской. Участники пройдут образовательный курс, чтобы разработать собственные проекты, направленные на решение проблем, которые существуют там, где они живут.
По итогам курса 20 финалистов со всей страны получат гранты на обучение в университете Алматы «inVision U», который откроет свои двери уже в следующем году. Впервые информацию об этом учебном заведении СЕО компании inDrive Артём Томский представил Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву во время пленарного заседания Международного технологического форума «Digital Bridge» в 2022 году. Проект предполагает проведение нескольких этапов отбора и обучения. В результате финалисты получат не только гранты в новый вуз, но и возможность пройти бесплатные образовательные курсы за границей, в том числе языковые и по подготовке к ЕНТ, а ещё современную технику в качестве поощрения за свои успехи.
Спонсирует проект компания inDrive. В целом он состоит из четырёх ступеней: региональный отборочный этап, образовательный курс, молодёжный учебный лагерь-кемпинг (он будет организован близ предгорья Алматы) и проектный модуль. В марте следующего года (во время весенних каникул) планируется оффлайн-встреча с полуфиналистами. Позже ребята вместе с наставниками займутся созданием собственных проектов, а затем по результатам этой работы в июне определят всех победителей. Финал состоится в Астане.
Как отметил Самат Саяков, в отборочном туре по Казахстану и Кыргызстану участвуют более 1500 школьников. На этом этапе они должны будут ответить на психологические и творческие вопросы. Таким способом организаторы выявляют у молодых людей лидерские качества, которые в будущем можно развивать.
– Примерно 60 процентов из этих ребят будут несколько месяцев в своих городах обучаться на онлайн-курсе, где при наставничестве наших менторов придут к пониманию, кто такой социальный лидер. Мы обязательно будем наблюдать за успеваемостью учеников. После этого организуем кемп-лагерь, а затем ребята вернутся в свои города и приступят к реализации собственных социальных проектов: будут находить проблемы, предлагать решения, взаимодействуя с органами местной власти и депутатами. Например, в прошлом году по теме «Безопасный путь в школу» дети исследовали, с какими проблемами приходится сталкиваться по пути в учебное заведение. Это может быть освещение, дороги, транспорт и другое, – говорит Самат Саяков.
Региональный менеджер «Astana Hub» в Павлодарской области Нурсипат Тюлюбай отмечает: инициативу поддержали в местном управлении образования, которое проинформировало учебные заведения о начале отборочного тура.
– Мы стараемся всячески поддерживать проект: помогаем с посещением и организацией мероприятий. В целом «Astana Hub» сегодня предусматривает развитие цифровизации в регионах, поддерживает стартап-проекты молодёжи, чтобы ребята могли проявить свои способности в IT-направлениях, – рассказал Нурсипат Тюлюбай.
Школьница Дарина Шмальцель из Щербактинского района вошла в число победителей прошлогодней программы. По её итогам девушка приглашена на обучение в новый университет.
– Я всегда мечтала заниматься и развиваться в таком направлении, где необходимо взаимодействовать с людьми, решать какие-то значимые для общества вопросы, – отмечает Дарина. – Этот проект помог мне проявить себя и получить важный опыт. О нём я узнала, когда принимала участие в олимпиаде для сельских школьников. Своё исследование посвятила вопросу безработицы среди молодёжи в селе Сосновка, поскольку очень часто у нас ребята уезжают учиться, однако больше не возвращаются, потому что есть проблема с рабочими местами. В своём проекте я предложила восстановить в нашем селе кирпичный завод, который здесь когда-то работал. Необходимые материалы для изготовления кирпичей имеются, подтопление грунтовыми водами этому месту не грозит. Самое главное, что открытие завода поможет обеспечить рабочими местами тех, кто в этом нуждается.
Сейчас Дарина Шмальцель учится в 11 классе. В настоящее время она выступает волонтёром во втором потоке проекта, делится с будущими участниками своим опытом и старается мотивировать ребят, чтобы они стремились добиваться успехов в жизни.
Организаторы подчёркивают: международная компания inDrive борется с неравномерным распределением ресурсов и знаний, чтобы сделать мир справедливым. Именно для этого создана программа «Beginit», ведь качественное образование должно быть доступно для всех школьников, независимо от того, где они проживают.
Марина КИСЕНКО.
Фото с сайта beginit.indrive.com.