В Казахстане много говорят об инклюзивном образовании, но по сути сейчас эта система даёт сбой практически на каждом этапе. Как выяснилось, в области даже не ведётся статистика по молодёжи с особыми образовательными потребностями, нуждающейся в получении технического, профессионального и высшего образования. На сегодняшний день молодые люди с ограниченными возможностями не могут получить скидку по оплате за обучение в местных вузах, а в колледжах образование в формате онлайн вообще не предусмотрено. И это в то время, когда цифровизация, казалось бы, должна была обеспечить полный и равный доступ к обучению всем, решив эти проблемы.
В Павлодарской области в период с 8 по 16 ноября состоялись встречи в формате «круглого стола», организованные общественным фондом «Алтын бата» по вопросам поддержки молодёжи с инвалидностью. Речь шла о проблемах в здравоохранении, социальной защите, образовании. К сожалению, в стране больше становится молодых людей с различными нарушениями, в том числе и ментальными. На днях в павлодарском Доме дружбы прошла встреча родителей, воспитывающих детей этой категории, с представителями областного управления образования и специалистами ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссий).
Руководитель общественного фонда «Алтын бата» Евгения Стельвага рассказывает: если молодой человек имеет инвалидность, как правило, по состоянию здоровья он освобождён от школьных экзаменов. Для поступления, например, в колледжи, результаты ЕНТ не требуются, поскольку там учитываются только суммарные баллы. А вот позже, когда особенная молодёжь всё-таки решает получить высшее образование, то на этом этапе ребята сталкиваются с массой проблем. Есть такие случаи, когда скидку на обучение им предоставляли в вузах других регионов, а не в родном городе. И это, разумеется, неправильно.
– У нас в республике нет единого алгоритма по получению скидок на обучение в вузах, чтобы для этих ребят образование было доступным, – говорит руководитель общественного фонда. – Например, у нас один молодой человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который хочет учиться на программиста, поступил в вуз Алматы, где ему предоставили скидку на обучение в размере 50 процентов. При этом другой сельский парень, поступивший здесь в ИнЕУ, не получил никакой скидки. Мы обращались за консультацией к специалистам от образования. Нам ответили, что сейчас каждый вуз решает эти вопросы в индивидуальном порядке. Но мы считаем, что нужна какая-то единая утверждённая система по стране.
Другой вопрос, который уже можно, казалось бы, решить на местном уровне, касается того, что молодёжь с ограниченными возможностями не имеет доступа к обучению в формате онлайн в колледжах. Евгения Стельвага отвечает, что результаты выездной работы общественного фонда по городам и районам области показали – этот вопрос стоит действительно остро.
– Жительница Аксу на коляске хочет учиться на бухгалтера, чтобы в дальнейшем работать и оказывать эту услугу онлайн, но обучение ей тоже нужно онлайн, – приводит пример общественница. – Конечно, она не сможет каждый день приезжать в Павлодар. Выяснилось, что ни один павлодарский колледж не обучает студентов онлайн. При этом во время ковида все учились именно онлайн, но в такой ситуации это почему-то невозможно.
Немалые сложности возникают ещё и у тех, кто признан недееспособным. Бюрократизм в оформлении документов приводит к тому, что в период хождения по инстанциям семья не получает никаких пособий. Как показывает практика, ожидание смены статуса и получение разрешения могут затянуться на несколько месяцев. Время уходит на слушания в судебных органах, принятие решения, а затем этот документ рассматривается в отделе социальной защиты населения. В итоге проходит четыре-пять месяцев. По информации Евгении Стельваги, она обратилась к депутату Мажилиса Парламента РК с просьбой ратовать за упрощение процедуры. Это станет возможным, если, например, разрешить начать оформление раньше 18 лет, чтобы на момент совершеннолетия молодой человек уже получил судебное решение. Недееспособность лишает возможности не только заключать трудовой договор, но и проходить молодёжную практику.
Кстати, хороший пример высокого реабилитационного потенциала показывает 22-летний павлодарец Николай Золотых с синдромом Дауна. Парень ведёт активную жизнь: занимается несколькими видами спорта, развивался в театральной студии «Без границ». Недавно он стал бронзовым призёром на соревнованиях по лёгкой атлетике, что проходили в Турции для особенных спортсменов. Николай хочет учиться на повара, а в будущем работать бариста. Он уже научился варить кофе и даже угощает напитком своих друзей. Но, к сожалению, сложности возникли в том, что парень не может пойти учиться из-за решения о недееспособности, хотя получить желаемую профессию вполне реально. На встрече семью по этому вопросу проконсультировала заместитель руководителя областного управления образования Роза Аканова.
– В 11 организациях образования нашей области обучают по специальности повар, в том числе девять государственных и два частных колледжа, из них в пяти организациях ТиПО обучение ведётся на платной основе. Предусматриваются льготы по оплате обучения в размере от 10 до 50 процентов для лиц с инвалидностью. Размер льготы зависит от количества студентов, имеющих инвалидность, – сообщила Роза Аканова.
Николая Золотых пригласили в управление образования, чтобы индивидуально решить вопрос о возможности получать профессию в одном из местных колледжей в следующем учебном году.
А вот по поводу онлайн-образования известно, что в организациях ТиПО такой формат обучения вообще не предусмотрен, поэтому тем, кто желает получать профессию таким способом, придётся тоже решать вопрос в частном порядке.
В управлении образования информируют: граждане с инвалидностью имеют возможность получить гранты на обучение в вузах. Представители ведомства говорят, что с сентября нынешнего года студентам-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и тем, кто имеет инвалидность первой и второй групп, государство компенсирует затраты на проживание в общежитиях в размере 20 МРП.
– Предоставление компенсации в виде субсидирования затрат на проживание в общежитиях станет весомой финансовой поддержкой для указанной категории детей, – подчеркнула Роза Аканова.
Отдельное внимание во время «круглого стола» уделили работе психолого-медико-педагогических комиссий, к которым у родителей тоже возникает немало вопросов. Как подчёркивает Евгения Стельвага, проблемы есть на этапе формирования рекомендаций, где перечисляются специалисты, в услугах которых нуждается особенный ребёнок.
– Рекомендации от ПМПК, которые мы получали 20 лет назад и которые родители получают сегодня, абсолютно ничем не отличаются. Везде просто написано, что ребёнок нуждается в занятиях с дефектологом, психологом и логопедом. Но, например, в России рекомендация медико-педагогической комиссии расписана на пяти страницах, там есть вся логистика, куда обращаться за бесплатной помощью, какие темы отрабатывать с дефектологом, а какие – с логопедом или психологом. А, к примеру, в Беларуси вообще нет понятия необучаемых ребят. Таких детей учат навыкам бытового обслуживания, – говорит Евгения Стельвага.
Отдельные вопросы от родителей на встрече коснулись проблем с обучением на дому, в котором некоторым детям отказывают специалисты ПМПК из-за недостаточного уровня интеллектуального развития. По этой причине ребёнок не способен усваивать образовательную программу, в то время как родители настаивают на занятиях с надомным педагогом. От другой мамы особенного ребёнка поступила просьба о создании в школах отдельных кабинетов для детей с аутизмом, где ребята смогут заниматься не в привычном формате, а по 15-20 минут с перерывами.
Помимо этого, речь шла и о том, что в учебных заведениях не хватает тьюторов (педагогов-ассистентов для детей с ООП). Им, к слову, для работы необходимо сдать специальный экзамен, при этом заработная плата за такую непростую работу низкая. В управлении образования подтвердили: желающих работать педагогами-ассистентами мало, однако в них действительно есть высокая потребность. Чтобы решить этот вопрос, в Министерство просвещения РК написано письмо с просьбой отменить для таких педагогов национальный тест и рассмотреть возможность повышения оплаты их труда.
В Национальном научно-практическом центре развития специального и инклюзивного образования Министерства просвещения РК приводят неутешительную статистику: больше всего в Казахстане детей с инвалидностью именно в школьном возрасте – 132 699, дошкольного возраста – 47 726 и раннего возраста – 7 719. К сожалению, далеко не все из них могут посещать детские сады, школы, секции и кружки. Поэтому на сегодняшний день инклюзив в образовании для одних остаётся системой со множеством недоработок, а для других – мечтой…
Марина КИСЕНКО.
Фото автора.