• Вт. Ноя 5th, 2024

Прочитать и нарисовать

Окт 31, 2024

Если вы хоть раз смотрели экранизацию прочитанной книги, то почти наверняка испытали разочарование. Чтение, в отличие от фильмов, не ограничивает полёт фантазии. Воображение – это лучший в мире режиссёр, оператор и директор по кастингу. И, конечно, у каждого складывается своё собственное видение прочитанного, отличающееся от восприятия других людей. Вот почему мы так негативно порой реагируем на экранизации известных произведений.

Переживая за героев, мы учимся лучше понимать мысли и эмоции других людей. Согласно статистике, активные читатели в три раза чаще занимаются благотворительной и волонтёрской деятельностью. Разве плохо научиться сочувствовать тем, кто оказался в беде, и протягивать таким людям руку помощи? Вот почему взрослые так огорчаются тому факту, что чтение стремительно теряет популярность в детской аудитории. Чтобы поднять читательскую активность среди юных, Железинская районная библиотека подготовила и реализовала проект под названием «Я – иллюстратор».

Чтобы иллюстрировать книгу, художник внимательно читает текст, с которым ему предстоит работать, для него важно уловить авторскую идею, характеры героев и настроение произведения, он должен уметь вычленять из текста ключевые сцены, понимать, как в своей иллюстрации не только передать мысль автора, но и дополнить её с помощью изображения.

Пробудить при помощи творчества интерес к чтению и было главной целью сотрудников библиотеки. Каждый ребёнок мог попробовать себя в искусстве иллюстрации. Сбор рисунков начался ещё летом и продолжался почти до середины осени, а недавно в районе состоялось итоговое мероприятие. Провели его под названием «Её Величество Детская книга» в районном центре творчества и молодёжи «Шабыт».

В зале были выставлены рисунки юных художников, в мероприятии приняли участие учащиеся 5-7 классов трёх школ райцентра, учителя, библиотекари, родители. Тема и идея проекта помогли ему стать частью двух акций – «Одна страна – одна книга» и «Читающая школа». Началась встреча с выступления учеников школы №2, прочитавших стихи о пользе чтения, затем была представлена театральная постановка известной повести детского писателя Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа», подготовленная учащимися 5 класса школы №3 им. М. Дулатулы. В сценке ребята охватили почти всю книгу, показав шесть решающих моментов в судьбе мальчика Кожи. В начале мероприятия на сцену вышел главный герой, рассказавший, как он не любит свое имя. Вспомнил, что не готов к уроку, и понадеялся, что учитель его не спросит. Потом узнает, что не получил путёвку в лагерь, потому что троечник. Злясь на самого себя, он знакомится с Султаном – взрослым парнем, который втягивает 12-летнего мальчика в преступление – кражу. Затем следует разоблачение, и подросток понимает чудовищность своего поступка. Завершив представление, юные актёры вышли на сцену, а исполнитель главной роли произнёс заключительную фразу: «Если друг хороший – добьёшься успеха, если плохой – познаешь стыд».

После театрального представления гостей ждала викторина по нарисованным участниками иллюстрациям. Надо отметить, что дети охватили множество произведений как казахской, так и мировой литературы. Здесь можно было увидеть рисунки к казахским народным сказкам, в том числе про хитроумного Алдара Косе, к повести М. Ауэзова «Серый лютый», поэме И. Джансугурова «Кулагер», произведению С. Муратбекова «Дикая яблоня» и А. Кекильбаева «Колодец», к рассказу Ч. Айтматова «Мать-олениха» и 17 слову А. Кунанбаева, к поэме казахского народа «Керқұла атты Кендебай» и повести Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа». А ещё ребята проиллюстрировали историю девочки Козетты из романа «Отверженные» В. Гюго, рассказ А. Чехова «Каштанка», литературные сказки «Баранкин, будь человеком!» В. Медведева, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Толкина, «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка, «Малахитовая шкатулка» П. Бажова… На детских рисунках перед зрителями предстали Щелкунчик, Гулливер, Маленький принц и другие любимые детьми и взрослыми персонажи.

Узнав на экране иллюстрацию, зрители активно отвечали на задаваемые вопросы. Было не так уж много по-настоящему сложных вопросов, с которыми ребята не справились. Например, не смогли назвать имя отца Дмитрия Мамина-Сибиряка (Наркис), вспомнить, какое прозвище дал Каштанке дрессировщик? (Тётка), назвать число сказок из «Малахитовой шкатулки» (18).

Награды победителям конкурса вручала исполняющая обязанности директора районной библиотеки А.О. Балтабаева. Она похвалила всех участников, приславших на конкурс интересные и красочные иллюстрации. А потом назвала лучших. Третье место заняли читательница Михайловской библиотеки

А. Андрианова за работу «Хоббит» и читательница Жанажулдузской библиотеки П. Басова за работу «У Лукоморья», участницы из Весёлой Рощи Ж. Мукашева («Малахитовая царевна»), Д. Шарипова из Алаколя («Дикая яблоня»), железинская школьница М. Богусевич («Каштанка») и жительница села Майлы Д. Сабырбек («Керқұла атты Кендебай»).

Обладателей второй премии оказалось тоже немало: Л. Шекенова (село Енбекши, работа «Голубая чашка»), К. Малько (Лесное, цикл работ), С. Вычужина (Башмачное, «Козетта»), Р. Зейнулла (Железинка, несколько работ). На первое место вышли Н. Члудян (Михайловка, «Кожа»), К. Скаков (Церковное, «Стрекоза и Муравей»), Д. Ахмеджанова (Актау, «Алдар Косе»), К. Умарова (Железинка, несколько работ). И даже обладателей Гран-при оказалось двое: Камила и Ильяс Калкайдаровы, читатели Захаровской сельской библиотеки стали авторами лучшей работы по произведению К. Ушинского «Слепая лошадь».

Мероприятие поддержали органы образования и предприниматели района, выступившие спонсорами для награждения победителей, а также артисты районного Дома культуры.

Галина ЕГОРОВА.

По материалам газеты «Родные просторы».