Экологическое образование – будущее подрастающего поколения. Так считает руководитель КГКП «Ясли-сад №3 города Павлодара – Дошкольный экоцентр» Галина Степановна Лебедева. Она рассказала о том, как реализуется экологическая концепция в этой дошкольной организации.
– Сегодня маленького ребенка трудно удивить современными технологиями. Поэтому мы и не пытаемся, мы просто даем детям возможность узнать новое, попробовать себя в роли ученых, исследователей, актеров, спортсменов и представителей других профессий. Я всегда любила природу и считала, что важно прививать любовь к ней детям с самого раннего возраста. Когда стала руководителем детского сада, решила, что хочу сделать его с экологическим направлением.
Дошкольная организация размещена в типовом здании на 240 мест, построенном в 1969 году, материально-техническая база которого соответствует современному уровню образования и воспитания. В настоящее время детский сад посещают 288 детей в возрасте от года до пяти лет.
Благодаря умелому руководству и слаженной работе педагогического коллектива в яслях-саду создана предметно-пространственная среда экоцентра по реализации экологического образования и воспитания. В 2020 году организации присвоен статус дошкольного экоцентра.
Эколого-развивающая среда в детском саду многофункциональна, содержательна, насыщенна и доступна, что позволяет каждому ребенку проявлять творческие способности, реализовывать познавательные, эстетические и коммуникативные способности. Группы оснащены разнообразным игровым оборудованием, дидактическими материалами. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. В каждой группе имеются экологические уголки и переносные лаборатории, создана развивающая сенсорная среда по технологии В.В. Воскобовича «говорящая стена». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора в планировании своей деятельности и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология включает в себя развивающую, интерактивную, предметно-развивающую среду группы.
В саду созданы и экоуголки. На лестничных пролетах оформлены четыре времени года, одну из стен рекреации украшает «Календарь экологических дат». Для расширения и систематизации детских представлений о мире живой и неживой природы и планете Земля проводятся экологические акции «Подари растение детскому саду», «Поможем пернатым друзьям», «Спаси ежика – утилизируй батарейку правильно», «Сделай скворечник – покорми птицу», спортивные мероприятия «День без автомобиля», «Велопробег», совместные акции с родителями «Экопатруль», «Спасем дерево вместе».
Развивающая предметно-пространственная среда имеет продолжение и на территории детского сада по образовательным маршрутам через различные природные объекты: это экологическая тропа, эстетическая зона, тропа здоровья, овощной, аптекарский огороды, «уголок поля» и яркие цветочные клумбы. Для проведения различных мероприятий и досуга детей имеются спортивно-оздоровительная зона, познавательная площадка «Светофор», эколого-исследовательская зона «Лесная школа», «Птичья столовая», эколого-краеведческая зона «Джайлау». На площадке «Экотеатр» проводятся игры-драматизации, игры-спектакли, театрализованные игры. Через сценическую игру у ребенка с экологическим взглядом «не навреди» происходит познание самого себя, окружающего мира и мира природы. Есть в саду и метеоплощадка.
Дошкольный экоцентр стал местом взаимодействия детей с родителями. Сотрудничество со взрослыми позволяет реализовать дифференцированный подход к каждому ребенку. Дети и родители с удовольствием принимают участие в творческих и спортивных конкурсах. Количество участников растет из года в год.
– Как результат – мы видим, что дети, которые воспитываются в нашем детском саду, более внимательны к природе, у них развито экологическое сознание, мышление. Всё это способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, – отмечает Галина Степановна.
Педагоги сада делятся опытом работы по вопросам экологического образования на семинарах, публикуют свои работы в педагогических изданиях. Можно сказать, что этот дошкольный экоцентр не просто организация образования, а место предоставления возможностей для всестороннего развития детского мышления.
Татьяна ЖУРАВСКАЯ.
Фото отдела образования Павлодара.