• Сб. Ноя 23rd, 2024

Первый учитель

Июн 20, 2024

Учительница из Железинки Екатерина Васильевна Калюжная, наверное, даже не знает точно, какое количество учеников она выпустила – так давно она работает, и так много подготовила к средней школе четвероклашек. А теперь она готовит пятилетних детей к поступлению в школу. Уже бы ушла на покой. Но – каждый год родители умоляют её остаться. Ещё лето, а у неё уже набран новый класс детей предшколы. В этом году Екатерина Калюжная в республиканском конкурсе «Новый Казахстан: Заслуженный работник РК», завоевала диплом первой степени и получила звание заслуженного работника РК и соответствующий орден.

Поиграем?

Екатерина Васильевна признается, что об учительской профессии мечтала с детства. Считает, что этот выбор сделала под влиянием своей первой учительницы – Таисии Дмитриевны Ключко. Девочку впечатлила её безграничная доброта, внимательное отношение к детям, для которых она стала одним из самых важных людей в их жизни.

Возможно, для маленькой Кати в то время это было особенно важно, поскольку её отец рано овдовел, оставшись с шестью детьми на руках. И трое старших ребят из семьи попали в детский дом, а она сама и две её сестры (одна старшая, вторая – младшая) остались с отцом, который позже женился второй раз. Однако семья все равно осталась единым целым – дети и взрослые никогда не теряли друг с другом связи, поддерживали (и продолжают поддерживать) отношения.

Екатерина Васильевна вспоминает, что в детстве больше всего любила играть в «школу», когда она сама становилась учительницей, а за парту усаживала своих обеих сестер – старшую и младшую. На вопрос о том, не она ли тогда и помогла младшей подготовиться к школе, отвечает, что этого уже не помнит. Однако, если это хоть в какой-то степени справедливо, можно считать, что первый свой опыт она получила ещё в том нежном возрасте, когда сама была ученицей начальной школы. Уже тогда она старалась походить на своего первого учителя, быть такой же доброй к своим подопечным, объяснять всё интересно и доходчиво.

В общем, то, что когда-то началось с игры, стало впоследствии главным делом жизни Екатерины Васильевны. Впрочем, и игра никуда не исчезла из практики, ведь, работая с малышами, опытный учитель всегда сумеет совместить учебу и развлечение. И хотя она не может точно сказать, помогла ли сестре перед поступлением, зато помнит, что поддерживала её во время обучения: водила в школу, усаживала за книжки, помогала делать уроки.

Первые шаги

Когда Екатерина Васильевна окончила школу, сомнений у неё не было никаких – конечно же, надо поступать в педагогическое училище. Подала документы в павлодарское учебное заведение, сдала экзамены, но её ждало горькое разочарование: там сообщили, что баллов она не добрала, будто неважно сдала математику. Что же делать?

Но ответственной девочке, имевшей явную тягу к работе с детьми, в родном селе не дали остаться без дела – ей предложили стать пионервожатой в родной школе. В те годы школа в районном центре была единственная на всё село. И она с радостью согласилась. Было это в 1978 году. А через несколько лет Екатерине Васильевне попалось на глаза объявление в районной газете о том, что в Карасуксом педагогическом училище (в Новосибирской области) недобор студентов, и они приглашают на учёбу молодых людей из соседних казахстанских районов.

Она позвонила, рассказала, какая с ней случилась неприятность при поступлении, и там попросили, чтобы она привезла им результаты своих вступительных экзаменов в павлодарское училище. Съездила в областной центр и получила запечатанный конверт со своими документами и итогами вступительных испытаний. Когда привезла конверт в Карасук и там при ней его открыли, она узнала, что по математике получила четверку, оценки были достаточно высокими, и для Екатерины Васильевны навсегда осталось загадкой, почему же её не зачислили при поступлении в Павлодаре – может, произошла какая-то ошибка, может, просто недосмотрели сотрудники экзаменационной комиссии? Сегодня получить ответ на этот вопрос уже не представляется возможным.

В карасукское училище её приняли без экзаменов, поступила она на очное отделение. А ведь к тому времени уже была замужем, сама стала мамой. Но женщина с благодарностью вспоминает о том, как деятельно поддерживали ее обе семьи – собственная и родителей мужа, которые помогали ухаживать за двумя сыновьями. И, конечно же, поддерживал сам супруг, работавший в районном отделении милиции.

Как бы там ни было, Екатерина получила диплом об образовании, позволивший исполнить свою детскую мечту – стать учительницей в начальных классах. Она вернулась в родное село и поступила на работу в свою школу. Там и проработала до той поры, когда в райцентре построили новую школу. Теперь старая школа получила первый номер, и из неё всех молодых преподавателей перевели в новую, вторую. Тогда решили, что молодёжи будет проще обжиться на новом месте, чем людям в возрасте, да и добираться до новой школы было дальше.

Основа знаний

Начальная школа – вообще один из важнейший этапов среднего образования. Здесь важно заинтересовать ребёнка, он должен почувствовать, что учиться – это здорово. Да, бывает трудно, но тем слаще победа, когда ты самостоятельно правильно решил задачу или написал словарный диктант без ошибок. Ведь ошибки – это тоже учёба, без них не бывает. Именно на этом этапе ребята становятся сами для себя первооткрывателями, и важно дать им почувствовать, что обучение может дарить радость. Вот почему так важно, чтобы рядом с ребенком в этот момент находился не просто грамотный специалист, но и человек с сердцем, умеющий чувствовать детскую психологию, понять, когда нужно поддержать, а когда – подтолкнуть. Кого-то заставит овладеть трудным для него предметом вера в то, что у него всё получится, и он не захочет подвести человека, который не сомневается в его способностях. А кого-то, наоборот, подбодрит неверие. И тогда он горы свернёт, чтобы доказать свои силы, развеять какие бы то ни было сомнения в нём.

А ещё начальная школа закладывает фундамент основных знаний. Если он будет слабый, то на нём ничего впоследствии не построишь, но если основа прочная – она выдержит любой объём в дальнейшие годы обучения. Екатерина Васильевна говорит, что многие её ученики, уже закончив школу и вуз, отмечали, что после её уроков в среднем и старшем звене школы им было учиться легко. Полученные на её уроках знания не улетучивались, не забывались.

На вопрос о том, была ли она первым учителем в школе для собственных сыновей, отвечает отрицательно. Говорит, что всегда считала: такая учёба давалась бы тяжело и ей самой, и её детям. Другие ребята непременно судачили бы, что мама своих птенцов в обиду не даст, что им помогут дома, будут снисходительны на уроке. А вот внуки приходили к ней в первый класс. Хотя и это было не так просто. Она говорит, что спрашивала с них, наверное, строже, чем со всех остальных. Хотела, чтобы они были уверены в том, что никто не только не скажет, но и не подумает, будто хорошие оценки они получают не за знания, а «по блату».

Обижались ли внуки на строгую бабушку? Говорит, бывало – но только когда были маленькими. Зато, повзрослев, сказали, что не только понимают её «предвзятость», но и полностью одобряют её. И тоже во многом благодаря тому, что знания на бабушкиных уроках они получили прочные и долговечные. У Екатерины Васильевны 14 внуков – она «богатая» бабушка. Старшая внучка – отличница, закончила в этом году десятый класс, еще двое – закончили девять. Наверное, свою любовь к детям она смогла передать всем сыновьям. Как и любовь к родной земле: все они с семьями живут с Железинском районе, у каждого из них есть дело, и, как и родители, они не боятся работы, знают цену труду.

В общем, ничего нет удивительного, что все выросшие её ученики, начав самостоятельную жизнь и обзаведясь своими семьями, стремились, чтобы в начальной школе их детей учил проверенный на личном опыте педагог. Так и получилось, что она стала первым учителем для детей своих выпускников, что каждый год молодые мамы и папы узнают: а набирает ли новый класс Екатерина Васильевна Калюжная?

Впрочем, уже не первый год она работает не с первоклашками, а с ребятами из предшколы. Это было её собственное желание. В чем-то стало проще, в чем-то сложнее, она по-прежнему с удовольствием возится с малышней, старается, чтобы учёба увлекала, дарила радость – сама ищет в интернете, распечатывает и ламинирует разные материалы. Ей и самой это интересно – находить и узнавать что-то новое, делать уроки особенными и для ребят, и для самой себя. Неудивительно, что в 2020 году она получила награду «Лучший учитель года», есть у неё и медаль ветерана педагогического труда, и разные дипломы.

Заслужила

Однажды Екатерина Васильевна наткнулась на информацию о том, что в Казахстане в рамках послания Президента Касым-Жомарта Токаева «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Национальным инновационным научно-исследовательским центром «BILIM-ORKENIETI» проводится патриотический конкурс «Заслуженный работник Республики Казахстан». Она заинтересовалась этим и отправила запрос о его условиях.

Получив ответ, решила принять участие в конкурсе. Подготовила пакет документов, собрала все свои награды и послала заявку. И была очень рада, узнав, что стала одним из победителей конкурса в своей номинации. Недавно в Астане состоялось чествование и награждение тех, кто получил такое звание. Екатерина Васильевна говорит, что в конкурсе приняло участие порядка пятисот человек, и он отдельно проводится среди сотрудников разных сфер деятельности. До этого выбирали лучших среди работников культуры.

Она рассказала, что торжество прошло во Дворце независимости, включало в себя научную конференцию, концерт, награждение и длилось до трёх часов дня. Всё было очень празднично и красиво. Говорит, что среди награждённых сотрудников культуры были и достаточно молодые победители, но вот среди педагогов почти все были те, кому за 50, и даже те, кому за 70. Домой она привезла диплом первой степени, орден и кубок. С победой её поздравили коллеги и ученики, отмечая, что Екатерина Васильевна, безусловно, заслужила такую высокую награду.

Галина ЕГОРОВА.

Фото из личного архива героини публикации.