В нашей газете мы часто пишем о разных педагогах, но о таком рассказа ещё не было. Восполняю пробел, знакомьтесь: магистр психолого-педагогических наук Динара Жумабаевна Жетписова, учитель-дефектолог по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Мы познакомились, когда она вела урок у неслышащих девятиклассников в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей. Я была впечатлена.
В спецобразовании Динара Жумабаевна более десяти лет, а именно в ГУ «Специальный комплекс детский сад – школа-интернат №1» – шесть.
– Большую часть рабочего дня вы «говорите» жестами. Потом приходите домой, и вам приходится перестраиваться на обычное общение. Это накладывает какой-то отпечаток на вашу повседневную жизнь?
– Работа есть работа, дом есть дом. Я всегда разделяю эти вещи. Работу никогда не беру с собой, только в экстренных ситуациях. Язык жестов лучше практиковать с теми, кто его знает. Бывает, например, когда я выхожу на летние каникулы и три месяца не разговариваю с ребятами, к началу учебного года забываются какие-то жесты, фразы. Потому что, как любой язык, его нужно практиковать постоянно. Но когда вклиниваешься в работу, всё как-то автоматически опять вспоминается. В обычной жизни специфические жесты я использую очень редко, может быть, только с коллегами, если вдруг где-то встретимся.
– Сложно ли было изначально учить этот язык?
– У меня был интерес, поэтому никаких сложностей не было. Я уже дважды прошла курсы на базе нашей школы, есть два сертификата. И, в принципе, мне очень нравится. Раз в четыре года около двух недель специалисты из Алматы дают интенсив по жестовому языку, потому что где-то он меняется, совершенствуется, есть новые слова, сленг… Более того, в каждом регионе жесты, как и диалект в обычном языке, имеют свои разновидности, поэтому какой-то жест у нас означает что-то одно, а в другом регионе другое. То есть слабослышащий человек, который отправится туда, вполне вероятно, может и не понять такого же человека. В Казахстане на западе, на юге, на востоке свой диалект именно по жестовому языку. А знать всё это надо, потому что наши ребята принимают участие во многих конкурсах и фестивалях, слётах, Паралимпийских играх, где встречаются дети со всей страны, и они хотят общаться.
– Когда-то вы совсем юной выбрали именно дефектологию, почему?
– У меня медицинское образование, я заканчивала наш колледж после 9 классов, и так получилось, что стоял выбор: поступить дальше в медицинский вуз либо в педагогический. Эта профессия оказалась на пике популярности, мне стало интересно, и как-то само собой всё сложилось. Я пять лет отработала в школе-интернате №7 для детей с нарушением зрения и интеллекта, со временем опыта стало достаточно, захотелось попробовать что-то новое, и я оказалась здесь. Здесь всё вместе: и медицина, и психология, и педагогика. Конечно, всё это даёт больше возможностей понять, почему у ребёнка такой дефект, как с ним работать, на каком уровне его психология, какие подходы лучше подобрать.
Я постоянно учусь, помимо самообразования, есть курсы повышения квалификации, различные семинары, слёты, «круглые столы», мастер-классы, где мы обмениваемся опытом. Ко мне часто приходят курсанты или студенты, педагоги из других населенных пунктов, что-то смотрят для себя, перенимают методики, различные приёмы работы. Методик много, что-то беру за основу и нарабатываю своё. Есть, конечно, классические приёмы, которые придуманы давно. Просто мы их адаптируем под детей, потому что если раньше в классе сидели в основном нормодети, просто с нарушением слуха, то сейчас зачастую они с нарушением интеллекта разной степени, с задержкой развития. Плюс время меняется, дети становятся абсолютно другими. Нужно что-то современное придумывать, чтобы им было интересно, а не как раньше.
– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать человек, который работает с особенными детьми?
– Я часто задаю этот вопрос своим студентам, и все говорят, что нужно быть сострадательным, добрым. На самом деле, думаю, нужно просто относиться к особенным детям, как к обычным. И когда они это чувствуют, понимают, что они такие же, могут многого добиться, тогда со всеми заданиями, которые им даём, они справляются. И когда ты не выделяешь, не говоришь, что он особенный, или чего-то не может, или, наоборот, ослабляешь какие-то задания, то ребёнок чувствует это, и ему хочется чего-то большего. Поэтому когда у меня спрашивают, трудно ли работать, я всегда говорю: для меня это обычные дети. Это всё приходит с годами, когда я только начинала работать, мне хотелось всем помочь, до всех всё донести. Но потом ты понимаешь, что лучше не жалеть, а по максимуму выложиться и дать материал, чтобы ребёнок мог что-то получить и применить это в жизни, и это будет самая большая помощь для особенных детей.
– Когда человек взрослеет, его характер формируют общество, семья, друзья, школа… Работа с такими детьми в вас что-то сформировала?
– Безусловно, когда я только начинала, чувствовала себя очень неуклюжей и неуверенной, а сейчас это очень сильно закаляет, иногда ощущаешь какую-то суперсилу. Когда дети показывают результат, такое чувство, как будто ты действительно сотворил чудо. Это прекрасно, когда они это понимают и когда слышишь благодарность родителей. Допустим, ребёнок много лет не говорил, а тут начинает читать стихи со сцены. И это просто здорово.
– Как живется особенным детям среди нормотипичных сверстников?
– У нас распространена инклюзия, поэтому сейчас практически во всех казахстанских обычных школах обучаются особенные дети. Наши ребята постоянно контактируют с детьми из массовой школы, какие-то совместные конкурсы или выезды бывают, посещение театров и прочее. Я у них спрашиваю, они говорят: да, во дворе есть друг, мы его учим жестам, он с нами разговаривает, или мы в ватсапе переписываемся. В общем, дети находят выход, как пообщаться между собой.
– Что бы вы хотели пожелать молодым специалистам, которые только выбирают этот путь, на что им нужно настроиться? Что не будет легко?
– Я курирую студентов, которые приходят к нам на практику, и у них всегда спрашиваю, почему вы выбрали именно эту профессию? Разные ответы дают. Кто-то говорит, набрал баллы, кого-то мама отправила, у кого-то родители дефектологи или логопеды, кто-то сам захотел, потому что болен братишка или сестрёнка… И я всегда им говорю, что они должны максимально ходить на практику и знакомиться с особенными ребятами, они сами должны понять, готовы ли посвятить свою жизнь такой профессии. Потому что этим должны заниматься только те люди, которым действительно нравится не просто так приходить, отсиживать время и получать зарплату, а на самом деле нести какую-то пользу. Потому что каждый ребёнок приходит в надежде, что получит помощь. Ведь таких детей с каждым годом всё больше. А специалисты растут не так быстро, поэтому к хорошему специалисту попасть сложно. Я всегда говорю: если вам нравится, то развивайтесь, я готова помочь, а иначе задумайтесь, возможно, вы занимаете чьё-то место. Ищите себя в другом деле, где реально проявите свои навыки и знания.
За десять лет через меня прошло очень много студентов, есть такие, кто работает профессионально, я до сих пор их сопровождаю, уже будучи коллегой. И это очень здорово – смотреть, как растут профессионалы, логопеды или дефектологи, у них уже есть успехи, кто-то даже школы свои частные открывает, я наблюдаю за ними. Девочек в этой профессии больше, мальчиков меньше, в группе из 15 человек обычно один или два. Но все мальчики, которые были у меня на практике, сейчас действующие дефектологи и логопеды.
Хочу еще сказать, что в Павлодарской области очень хорошая база. Все студенты, которые едут куда-то с нашим дипломом, востребованы, их с удовольствием берут, потому что хорошо развито дуальное обучение. Сначала теория в вузе, потом приходят к нам на практику, а мы стараемся дать им тесный контакт с детьми, они пробуют проводить уроки, мы объясняем методическую работу и прочее. И к тому моменту, когда они выпускаются, у них уже есть четкое представление об этой работе.
– Ваша задача в том числе – влюбить в профессию ваших студентов?
– Я всегда показываю им все стороны: и тех ребят, которых можно научить, и тех, которых сложно, и всегда объясняю, что есть свои трудности, а есть свои прекрасные стороны профессии, и ты работаешь не только в своё удовольствие. Урок – это ещё и методическая работа, и бумажная работа, отчёты, проверки, дополнительный функционал в школе, поэтому я рассказываю им в общем о процессе, а дальше они должны задуматься сами, это всё-таки взрослый выбор, который каждый может сделать только сам.
– Расскажите о своей семье.
– Я замужем, супруг Ренат тоже педагог, только преподает физкультуру и спорт в третьей гимназии для одарённых детей, вот такой у нас получается контраст. Нам по 34 года, мы воспитываем двоих сыновей: восьмилетнего Самира и четырехлетнего Хакима. У нас с супругом такая политика, что мы идём на работу, там выкладываемся, а потом приходим домой и проводим время с детьми, разговариваем, обсуждаем, их желания в приоритете. Мы уделяем друг другу время, выходные стараемся проводить вместе: выехать на природу, отдохнуть, вместе читаем книги. Любим отдыхать в палаточном городке, например, летом по горам лазать, показывать детям разных животных, паучков. Мальчики у нас любят рыбалку, муж часто выезжает с ними и с другом с ночёвкой. Сейчас они активно готовятся к зимней рыбалке, закупают экипировку, все эти штучки, которые нужны: лодка и палатка, удочки, снасти, стульчики всякие, я даже не знаю, как половина из этого называется (улыбается). Четырехлетнего Хакима, наверное, не возьмут, а вот Самир очень хочет, ждёт, когда лёд встанет и они поедут.
Мои дети иногда приходят ко мне на работу, видят, как я разговариваю с детьми, и у них проявляется эмпатия. Они уже знают, кто такие особенные дети, как нужно к ним относиться, потому что мы проговариваем это дома. Это плюс, я считаю, что с раннего детства они знают об этом, рассказывают всем, что мама работает с особенными детьми, что их нельзя обижать и прочее – на своём детском языке, так сказать.
– У вас есть какие-то увлечения, то, на что вы с удовольствием тратите свободное время, которого не так много?
– Да, я люблю читать книги! Не просто читать, а обсуждать их, но в наше время люди мало читают. Во-первых, не хватает времени, во-вторых, больше подсели на видеоконтент. Но, к счастью, в моём окружении есть единомышленники, и буквально летом у нас появилась идея организовать книжный клуб, я стала его руководителем. Мы собираемся, выбираем жанр, книгу. Потом каждый читает её по мере своей возможности в определённые сроки. У нас есть годовой план, всё серьезно. Мы составили расписание, договорились с библиотекой имени Торайгырова, нам выделили место.
– А у кого возникла эта идея?
– У меня и у моего друга. Мы оба любим читать и как-то начали искать книжный клуб, куда можно присоединиться, но подходящего не нашли. Есть в Аксу, но туда ездить неудобно. Тогда мы просто пришли в библиотеку, встретились с директором. Ей идея понравилась, но у них уже какой-то книжный клуб был и распался, поэтому сначала она отнеслась к нам скептически. А когда мы уже толпой пришли на встречу и начали там бурно обсуждать что-то, она была очень удивлена и довольна. В плане у нас не только встречи и чтение, но и выход в театр, в боулинг, конкурс талантов. Мы сразу выбрали книги, которые хотим прочитать.
Есть люди из других городов, из Алматы и Астаны к нам подключились, они с нами на связи онлайн, есть даже девушка, которая живёт в Германии, на расстоянии читает вместе с нами книгу.
– Кто ваши единомышленники?
– В клуб приходят люди разных возрастов и профессий – все работающие или мамы в декрете. Если изначально это были только знакомые, то сейчас присоединяются абсолютно незнакомые люди, которые увидели нашу страничку в инстаграме либо через кого-то узнали. Мы устраиваем совместные встречи, выходы, вместе проводим время. Самому молодому в клубе года 22, а самому взрослому – лет 55.
– Вы читаете только живые книги?
– Я, например, люблю собирать свою библиотеку. Заказываю книги либо покупаю. Но кто-то не любит, поэтому у нас есть электронная библиотека, где мы делимся ссылками, и можно читать онлайн. Отдельная страничка в инстаграме @millennial_book_club не совсем ещё раскрученная, потому что чисто физически не хватает времени этим заниматься. Наши занятия каждый может транслировать у себя на личных страничках.
* * *
Всегда приятно общаться с человеком, у которого всё складывается в жизни так, как нужно. Всё у Динары ладно – от слова «лад»: в семье и на работе, в учебе и увлечениях. Остается только пожелать двигаться в том же направлении – как оказалось, единственно верном, которое она для себя когда-то выбрала.
Татьяна САРТАКОВА.
Фото из архива героини публикации.