• Чт. Ноя 21st, 2024

Маленькие и удаленькие

Июн 6, 2024

Эти зарисовки о детях, уже чем-то отличившихся, несмотря на свой юный возраст, готовились к 1 июня. Но кто сказал, что о маленьких талантах можно рассказывать только в этот день? А талантливы дети абсолютно все без исключения. Родителям лишь нужно вовремя заметить зачатки того, что со временем может превратиться в гениальность.

Дашины сказки

7-летняя Даша Бреднёва из Павлодара очень любит писать сказки. В её школьном шопере всегда лежит тетрадка, в которую малышка с удовольствием записывает всё, что придёт ей на ум. А на ум ей приходят удивительные истории. Про котов, летучих мышей и сказочную девочку Дашу.

Всё началось с музея…

«Жил-был кот по имени… У него не было имени. Просто кот. Бездомный и часто голодный. Кот без имени любил сидеть под кустом или под скамейкой и грустно провожать взглядом людей. Взрослые не обращали на него никакого внимания. Взрослые вообще ни на что не обращают внимания, потому что постоянно куда-то бегут.

Но однажды кота без имени увидела девочка Даша. Она как раз вместе с мамой шла в музей, где раньше жил поэт Павел Васильев. На улице было очень холодно, и Даше стало очень жалко кота. У нее с собой были только баранки.

 – На, подкрепись, котик! – сказала Даша и протянула коту баранку.

Наверное, он хотел корм, курицу или хотя бы сосиску. Но у Даши ничего такого с собой не было.

 – Даша, мы опаздываем! – сказала мама.

Она не разрешала Даше брать на руки бездомных котов. Даша хотела расплакаться. А потом просто стала звать, как зовут всех кошек, когда хотят их приманить: «Кис-кис!»

Коту было очень холодно, поэтому его даже уговаривать не пришлось, он сразу побежал за девочкой.

В музее Дашу уже ждали. Мама договорилась снять здесь видео для конкурса. Кот так замерз, что первым забежал, когда мама открыла дверь в музей. И сразу – на печь!

 – Ой, какой хороший! – обрадовалась работница музея.

И спросила, как его зовут.

 – У него нет имени. Просто кот, – сказала Даша.

И вдруг мама стала кричать. Оказалось, что наглая мышь хотела стащить со стола баранку. Их Даша принесла с собой для видеоролика. А мама очень боялась мышей. Мышь от визга мамы сама испугалась и стала метаться по комнате. И тут откуда ни возьмись появился кот без имени. Он быстро поймал мышь. Но не стал ее есть, а подошел к двери и сел с мышью в зубах возле нее. Работница музея открыла дверь. Кот выпустил мышь, потому что он любил курицу и не любил мышей, и снова зашел.

Работница музея сказала, что такие коты-мышеловы им очень нужны.

 – Как же мы его назовем? – спросила она Дашу после того, как мама с дядей-оператором отсняла видеоролик. – Может, Васькой?

 – Нет! Мы же в музее! – запротестовала Даша. – Поэт Паша, когда был маленьким, любил, когда к нему приходили тамыры. Это очень близкие друзья. Пусть кот будет Тамыром, очень близким другом!

Так бездомного кота без имени взяли на работу в музей, и он стал Тамыром для всех, кто сюда приходил. Зарплату ему платили сосисками и кормом. Платили, не скупились. Тамыр ел сам и угощал всех котов в округе».

Прототип Тамыра

Эту сказку Даша рассказала родителям в 4 года. Вместо родительской сказки на ночь. Казалось бы, откуда 4-летний ребенок может знать достаточно узкий термин, применяющийся у казахов, живших у Иртыша и означающий «близкий друг»? Ларчик просто открывался.

 – Тогда я в социальных сетях увидела объявление о проведении детского конкурса «Битва городов». Участники должны были в увлекательной форме рассказать о достопримечательностях своего родного города, – объясняет мама Ирина. – Мы решили рассказать про музей Павла Васильева и памятник природы «Гусиный перелет». И в сценарии к ролику были такие слова: «В редко какой день в гостеприимный дом Павла не заглядывали учителя и фотографы. Здесь часто собирались вся местная интеллигенция и, конечно же, тамыры – очень близкие друзья. Между собой здесь разговаривали только на казахском языке. Поэтому маленький Павел владел им хорошо». Так Даша и узнала слово «тамыры».

Кот в музее тоже был. Только звали его Кузьмич. Правда, он никогда не был бездом­ным. Его еще совсем котенком принесла в музей имени Павла Васильева одна из работниц, у которой дома окотилась кошка. Котят нужно было куда-то деть, а в музее как раз завелись мыши. Вот она и принесла кота в надежде отпугнуть грызунов. Кузьмич очень любил восседать на сундуке в прихожей, важно встречая со своего места всех гостей.

И сказочные баранки появились не просто так. Они были элементом декора. По сценарию главная героиня видеоролика, встречая гостей, приглашает их к столу, где уже готов чай из самовара с баранками. Но всё остальное – это уже исключительно художественный вымысел самой Дарьи. И очень удивились родители, услышав от своей тогда еще 4-летней дочери историю музейного кота Тамыра. Мама сразу же записала рассказ в блокнот, в котором фиксировала все ее достижения с того момента, когда дочь стала говорить. И забыла.

 – Прошло, наверное, месяцев пять или шесть, и вдруг Даша, взяв какую-то из своих детских книжек, снова говорит: «Давай тебе почитаю!» «Почитаю» в ее лексиконе тогда означало «расскажу». И начинает рассказывать про то, как кот Тамыр нашел клад, благодаря которому музей построил детский парк развлечений, где все дети могли бесплатно есть мороженое и конфеты, – вспоминает павлодарка.

Сейчас истории про кота Тамыра ушли в прошлое. Новая любовь ребенка – летучие мыши. Это про них она сейчас сочиняет мини-рассказы на школьных переменах или во время релакс-тайма, практикующегося в школе по вечерам. Записывает их она уже сама, а вечером декламирует родителям.

Даже с температурой на сцену

Кстати, о декламации. Дарья с самого детства очень любит слушать сказки. При этом ей достаточно было прослушать произведение пару-тройку раз, чтобы запомнить его.

Отец Дарьи Андрей не без гордости демонстрирует видео, как его маленькая дочь наизусть читает «Муку Цокотуху» или «Тараканище» Корнея Чуковского. Тогда Дарье не было еще и трех лет. В пять ребенка записали в театральную студию, которую ведут профессиональные актеры павлодарского театра драмы имени Чехова Татьяна Головатенко и Александр Амосов.

 – Правда, первый год нам приходилось уговаривать дочь идти на занятия. При этом ей нравился сам процесс обучения, но была проблема просыпаться рано утром по выходным. И вот целый год где-то «кнутом», где-то «пряником» мы всячески убеждали ее не бросать занятия, потому что видели, что это действительно ее направление. А потом их младшая группа по итогам творческого учебного года впервые выступила на самой настоящей театральной сцене со спектаклем «Теремок». Даша в нем играла роль лягушонка. И это произвело на нее неизгладимое впечатление. Она просто ждала сентября, когда после летних каникул вновь возобновились занятия в театральной студии, – продолжает мама малышки.

Весь этот театральный сезон Даша Бреднёва участвует в танцевальной массовке уже во взрослом спектакле-мюзикле «Дубровский».

 – Перед самым первым спектаклем в театре у дочери поднялась высокая температура. Конечно, мне было обидно, что после нескольких репетиций ребенок не сможет в силу простуды показать на сцене конечный результат. Но когда мы с мужем сказали об этом ребенку, у нее началась истерика. Она очень хотела выступить. И мы на свой страх и риск, напоив ее жаропонижающими препаратами, отпустили, дали с собой термос с липовым чаем. Правда, уже в конце спектакля я из зрительного зала увидела, что ей не по себе. Но она, как настоящая актриса, отыграла до конца, – рассказывает Ирина.

При этом сама Дарья писателем или актрисой на данный момент времени себя не видит. Девочка мечтает стать ученой.

 – Но писать и выступать всё равно буду, в свободное от открытий время, – говорит она.

Недавно маленькая сказочница вновь сочинила историю про девочку Дашу, которая благодаря летучей мыши открыла чудодейственное зелье. «Про связь коронавируса с летучими мышами она ничего не знает», – шутят ее родители.

Конечно, как и все современные дети, Даша просит купить ей собственный планшет или сотовый телефон, видя, как большинство ее одноклассников всё свое свободное время посвящают гаджетам.

 – Но мы пока держим оборону. Пусть она как можно дольше будет засыпать под Моцарта или Шопена, петь «Саночки» из «Дубровского» и писать в блокноте свои сказочные истории, затем придумывая на их основе игры для детей. Хотя, признаюсь, в последнее время это делать становится все трудней. Даша приходит со школы и сетует: «Все сидят в телефоне. А я пишу. Они не хотят со мной играть». Мы с мужем, конечно, стараемся ей объяснить, как вредно для здоровья и для глаз много времени проводить за гаджетами, но она ребенок, и, естественно, быть белой вороной ей не хочется. Успокаивает одно. Ей действительно нравится создавать собственные истории, – резюмирует павлодарка.

И как знать, может, когда-нибудь из-под пера Дарьи Бреднёвой выйдут не только детские истории про кота Тамыра и летучих мышей…

Пловчиха с рождения

Когда 7-летнюю Тамилу Матиеву из Павлодара, чемпионку нескольких городских соревнований по плаванию, спрашиваешь, как давно она занимается этим видом спорта, девочка, не задумываясь, гордо выпаливает: «С рождения!» И это сущая правда.

40 дней от роду – это почти с рождения. Именно столько было малышке, когда ее отдали во власть инструктора по плаванию. Никакие спортивные амбиции при этом родителей не одолевали. Сделать из дочери вторую Юлию Ефимову или Федерику Пеллегрини (для тех, кто не знает: и та, и та – многократные чемпионки мира по плаванию) задачу не ставили.

 – Изначально нами двигало лишь желание оздоровить ребенка, укрепить ее иммунитет, – вспоминает мама Ольга Журикова. – И именно этим мы и занимались до года и трех месяцев. Потом у нас был небольшой перерыв. А в 3,5 года Тамила сама стала проситься на плавание. Детей для занятий набирали с четырех с половиной лет. Мы уговорили тренера посмотреть на Тамилу, что называется, в деле. И когда он увидел, что она действительно чувствует себя в воде как рыба, согласился тренировать ее до достижения ею нужного возраста. Хотя допускаю, что свою роль сыграли и ее физические данные. На тот момент она была крупнее своих ровесников.

И опять же родители не помышляли о каких-то спортивных достижениях. Они просто радовались ее хорошему физическому развитию и тому, что малышка чем-то увлекается помимо игрушек. Об участии в соревнованиях первой заговорила тренер девочки, которая на основе блестящих, как она говорила, дыхательных способностей своей маленькой подопечной прочила ей большое «плавательное» будущее. Впрочем, родителей долго уговаривать не пришлось. Оба единогласно решили: пусть попробует, опыт – вещь тоже хорошая.

Но Тамила Матиева в первых же в своей жизни соревнованиях взяла «золото». Было ей тогда пять лет. С тех пор девочка – постоянная участница всех соревнований по плаванию. И не просто участница, а почти всегда бессменная победительница, удивляющая жюри и скоростью, и техникой плавания. Она не пропускает ни одного занятия в бассейне. И ходит туда не по принуждению, как это зачастую бывает с детьми, когда им хочется заняться чем-то более увлекательным, чем тренировка, а действительно с радостью.

 – Мне кажется, она отдыхает в бассейне, расслабляется после дня пребывания в школе, хотя и затрачивает там огромное количество энергии и сил, – говорит Ольга.

 В свои 7 лет Тамила абсолютно свободно плавает в морях и океанах. Правда, океан в ее «копилке» пока всего один – Индийский, а вот морей гораздо больше. Но маленькая павлодарка уже просит родителей свозить ее и на другие океаны.

 – Только не Северный Ледовитый, – шутит папа Умлат, неизменно гордящийся успехами дочери.

Что до самой Тамилы, то она свои достижения в плавании воспринимает, скорее, как интересную игру, а не как соперничество. О спортивной карьере не мечтает. Хотя, если честно, то о профессиях как таковых вообще пока еще не думает. Она просто наслаждается беззаботным детством, делая то, что нравится. А когда человеку дело по душе, и это относится не только к детям, ему и море по колено.

Арина КОЛКОВА.

Фото из архива героинь публикации.