Обычно ко Дню учителя мы пишем о ветеранах педагогики. В этот раз расскажем об их достойном преемнике – учителе географии лицея №8 37-летнем Виталии Кожокаре, частом герое наших публикаций. В этом году исполнилось 30 лет, как он связал свою судьбу с восьмым лицеем, сначала в роли ученика, затем преподавателя, подготовившего победителей республиканских и международных конкурсов научных проектов.
– Почему вы решили стать учителем географии?
– Я побеждал на школьных олимпиадах по этому предмету, и мама посоветовала выбрать то, что у меня лучше всего получалось. Восьмой лицей и сейчас славится в основном точными науками – математика, физика, химия. Но мне география больше нравилась. Я поступил в Павлодарский государственный педагогический институт.
– Кто был вашим географом в школе?
– Светлана Павловна Кравец, одна из авторов экспериментального учебника по географии Павлодарской области. Она готовила меня к школьным олимпиадам. Потом я приходил к ней уже студентом, она говорила – заменишь меня. Так и получилось. Но в лицей меня приняли не сразу. Директор сказал, у нас областная школа, сначала опыта наберись, потом приходи. На это мне потребовалось 7-8 лет. Сначала я в 17-й школе преподавал, потом в 11-й. Магистратуру окончил. Ближе и ближе подбирался в своей мечте. С 2018 года преподаю в лицее.
– Кто-то из педагогов, у которых вы учились, сейчас работает?
– Конечно! У нас звёздный состав – учитель физики Анатолий Николаевич Билида, химии – Ирина Николаевна Молокова, Виктор Павлович Дорошенко – по физической культуре, учитель английского – Эльмира Булатовна Галиева. Это всё мои учителя. Светлана Павловна Кравец на пенсии, она приходит к нам на день дублёра (день самоуправления, – прим. авт.)
– Насколько я знаю, вы постоянно какие-то инновации внедряете в образовательный процесс. Расскажите об этом.
– Чем мне нравится учительская профессия, это постоянно что-то новое, что-то интересное даже для меня. Вроде бы уроки одинаковые каждый год, но всё-таки хочется для каждого класса сделать что-то по-своему интересное. Мне хочется постоянно ребят удивлять. Если я их взял в седьмом классе, а география длится до одиннадцатого, хочется, чтобы они росли, и я рос вместе с ними. Стараюсь идти в ногу со временем. Сейчас главное в географии – это спутниковое дистанционное зондирование земли – спутниковые снимки, их анализ, интерпретация данных. Я стараюсь это включить во внеурочную деятельность. Каждый день работаю до шести вечера. Мы с ребятами пишем научные проекты, готовимся к олимпиадам.
– Каких высот добились ваши ученики?
– Есть четыре серебряных призёра республиканских конкурсов научных проектов, золотые медалисты международного конкурса, который проходил в прошлом году в Астане, ну и победители областного уровня. Из выпускников хочу отметить Дарью Быченко, Амелию Колдашеву, Анастасию Тимошенко, Платона Егорченкова. Сейчас мои юниоры по географии – Аружан Урсаева, Ратмир Дитц, Алдияр Айткенов. С ними после уроков занимаемся, стараемся писать проекты. В мае с лицеистами ездили в Астану на международный конкурс «Открываем мир науки» по вопросам изучения космоса. С географией это не связано, но мы написали проект о том, как с помощью спутниковых снимков определить уровень засоленности почв. Ребята подобрались мотивированные – олимпиадники по химии. Они покорили жюри своими знаниями в микросименсах, электронах, протонах и прочем. Получили диплом первой степени за подписью министра просвещения.
– Есть планы заняться наукой?
– В принципе, для этого я окончил аспирантуру, теперь подтверждённый кандидат исторических наук. Для того чтобы стать доктором наук, нужно иметь 15 научных статей, рецензированных и опубликованных в журналах из списка Web of Science или Scopus. Я пишу по две статьи в год. По моей тематике в Казахстане журналов нет. Ближайший – это Вестник Томского государственного университета. Журнал раз в квартал публикует по 20 статей, поэтому там большая очередь. Так что доктором стану в лучшем случае лет через пять.
– Над какой темой вы сейчас работаете?
– Сфера моих научных интересов лежит в области истории краеведческих музеев Казахстана, а если точнее – общественных музеев. К таким можно отнести музеи Дома географии, Анастасии Цветаевой, на алюминиевом и нефтеперерабатывающем заводах, в Торайгыров и Маргулан университетах, музеи в школах и сёлах, которые начинались с краеведческих кружков.
– Какой из общественных музеев в Павлодарской области был самым первым?
– Краеведческий музей имени Потанина организовывался как общественный. Это было в 1942 году. Дмитрий Поликарпович Багаев первое время содержал его за свой счёт, оплачивал экспедиции. Если говорить о сельских, то один из первых был создан в Успенке. В 60-х годах пенсионер по фамилии Кимаш основал в собственном доме музей и заинтересовал краеведением сельскую молодёжь. Вместе они собирали исторические материалы – оружие, медали, монеты, фотографии и так далее. Потом Кимаш подарил свой дом с экспонатами государству. Музей стал народным. В тяжёлые 90-е нашлись подвижники, которые добились, чтобы его взяла под охрану местная школа, а потом он перешёл на баланс государства и стал филиалом областного краеведческого музея имени Потанина и работает до сих пор. Моя цель – написать объективную историю музейного и краеведческого дела. Энтузиасты, которые были в Казахстане, мотивировали молодёжь на изучение родного края. Этот гигантский труд широкому кругу неизвестен. Есть пара книг, написанных в советское время, а локальных актов никто ещё пока не делал. Поэтому каждый год на протяжении пяти лет своё отпускное время и материальные ресурсы я трачу на то, чтобы ездить по архивам городов Республики Казахстан и собирать информацию о местных краеведческих и общественных музеях. Я был в Костанайской, Абайской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Акмолинской областях. Для того, чтобы стать доктором, нужно внести в науку что-то новое.
– Вы уже сделали какие-то открытия?
– У меня очень узкая специализация, которая не сделает в науке революции. Я подсчитал, что в 1970-80-х годах 30 процентов от всех посещений музеев приходилось на общественные. Эта корреляция сходится по всем областям Казахстана, которые я исследовал. К примеру, если в 1978 году музеи Павлодарской области посетили сто тысяч человек, то тридцать тысяч из них побывали в общественных музеях. Это огромная масса людей, которые интересовались своей Родиной, историей своего села, школы, трудового коллектива. Это очень здорово.
– В каких экспедициях вы участвовали?
– В Доме географии я один из организаторов. Пришел через год после его основания. Участвовал в организации и проведении всех его экспедиций. Я большой любитель палеонтологических изысканий. У нас в музее Дома географии есть целая коллекция этих костей – сто образцов, которые мы нашли на берегах Иртыша. Их опись провёл палеонтолог из Томска Андрей Валерьевич Шпанский. Одно из самых интересных местонахождений костных остатков – село Жанакала в 40 километрах от города. Там есть группа инициативных граждан во главе с учительницей, они эти кости собирают и передают в местный музей. Ещё меня интересует геология. Сейчас езжу с единомышленниками по геологическим выработкам и отмеченным на геологических картах пробным местам. В лицее теперь собралась значительная коллекция минералов – флюориты, пириты, халькопириты. Купил хорошие коробочки, подписал красиво. Стараюсь показывать ребятам, хоть это к химии больше относится. Но мне это тоже очень интересно.
– Какая из наград, которую вы получили за свою жизнь, для вас самая дорогая?
– В 2022 году я был награждён нагрудным знаком за достижения в сфере образования Павлодарской области. Было очень волнительно, что стоял на сцене с теми, кто меня учил когда-то, с такими мэтрами, как Анатолий Билида, Ирина Молокова, Оксана Калдашева. Их воспитанники – победители международных олимпиад по физике и химии. У меня была профессиональная радость, что я могу достичь таких же успехов, о которых даже не мечтал на заре своей карьеры, что достижения моих учеников откликнутся и станут моим личным достижением.
Фёдор КОВАЛЁВ.
Фото предоставил Виталий КОЖОКАР.