• Чт. Сен 19th, 2024

Итоги у причала

Авг 22, 2024

Более ста юных краеведов из разных районов Павлодарской области совершили увлекательное и познавательное путешествие по Иртышу на теплоходе «Монтажник», ставшем на пять дней плавучей краеведческой академией «Фарватер» Павлодарского Дома географии и регионального представительства «Qazaq Geography».

Седьмой сезон академии «Фарватер», посвящённой памяти историка-краеведа и активного участника Дома географии Эрнеста Соколкина, был богат на события. В течение пяти дней группы ребят по 20-30 человек отправлялись в полудневное путешествие по Иртышу на теплоходе «Монтажник».

Каждый день был новый маршрут и три новые лекции. Перед юными краеведами выступили 15 спикеров – экологи, биологи, зоологи, археологи, географы, геологи, картографы, историки, краеведы, путешественники. Они поделились своими знаниями и навыками.

Даже капитан корабля дал ребятам постоять у штурвала и рассказал, с какой стороны обходить бакены.

Благодаря поддержке спонсоров все занятия в академии «Фарватер» проводятся бесплатно.

Юным краеведам, приехавшим из разных районов Павлодарской области, посчастливилось пообщаться с руководителем ОО «ЭКОМ» Светланой Могилюк, которая рассказала им о глобальном изменении климата. Директор Института археологии Маргулан университета Тимур Смагулов провел для детей экспедицию на Султанский остров в районе моста Аксу, где находилась ставка султана Султанбета. Это место историки обнаружили по картам из архивов Омска и Санкт-Петербурга. Археолог показал школьникам работу дрона для исследования курганов с высоты. С краеведом и блогером Людмилой Баюшевой школьники прошли на теплоходе от Затона до строящегося автомоста и узнали малоизвестные факты из истории Павлодара.

Преподаватель географии восьмого лицея Виталий Кожокар продемонстрировал своё снаряжение для путешествий и объяснил, как им пользоваться. С биологом ребята путешествовали по пойме Иртыша и изучали её разнотравье, а с геологом учились читать карты местности.

В числе слушателей академии были учащиеся СОШ №11 с преподавателем биологии и английского языка Анастасией Лухмановой. Пятиклассник Радомир Ковалев самостоятельно записал интервью с преподавателями и учениками академии, а также с руководителем Павлодарского Дома географии Александром Вервекиным и поделился с нами своим материалом:

– Как появилась идея создать плавучую академию «Фарватер»?

– Сам формат работы на судах, чтобы они были не просто прогулочными теплоходами, а на какое-то время школой, мы подсмотрели в других странах, где судно сдают в аренду научному институту или университету, и студенты на борту учатся либо занимаются научными исследованиями.

Пришла идея сделать что-то подобное в Павлодаре. Да, у нас нет моря, но у нас есть река очень крутая, самая большая в Казахстане, и есть различные частные суда – пассажирские и грузовые. И вот в 2017 году впервые состоялась плавучая краеведческая академия для детей школьного возраста. Первые два года мы ездили до шести вечера, сейчас решили сделать по полдня. В следующем году будет ночёвка на борту или на берегу. Каждый день разные темы и разные педагоги. Если на борту археолог, который предлагает идти на конкретный остров, или ботаник, которому в пойме нужно посмотреть на растения, то капитан уже знает, где есть такие места. Если, например, краевед Людмила Фёдоровна Баюшева попросила пройти вдоль города, потому что речь будет идти об этой части Павлодара, так мы и сделали. Маршрут выбирается в соответствии с темой. В прошлые годы в день было по две темы, в этом – по три. Первые пять лет мы ходили на теплоходе «Кочевник», вот уже два года – на «Монтажнике». С обоими капитанами нам комфортно работать.

– Как учёба в вашей академии влияет на развитие детей? Вы замечаете результаты?

– Первая академия состоялась в 2017 году. Кому из детей тогда было десять, сейчас уже 18. Некоторые поступили в вузы – в России, Казахстане, двое в Словакии, двое в Чехии. Мы видим, что это отчасти результат нашей ежегодной работы. Дети целый год ходят в краеведческие кружки, для них – это профориентация. Они напитываются той же любовью к наукам, что и мы.

– Насколько тяжело внушить детям, чтобы они делали то, что в дальнейшем им может пригодиться?

– Мы не внушаем, мы предлагаем, даём задания, как педагоги, потому что многие здесь имеют педагогический опыт. Надежда Васильевна Ларина, сегодня она вела одно из занятий, полжизни проработала геологом, а вторую половину – школьным психологом, поэтому прекрасно ладит с детьми. Если вчера Виталий Кожокар принес свои личные вещи – инвентарь и снаряжение, конечно, его интересно слушать.

– В какие места на Иртыше вы ходили с «Фарватером»?

– В этом году на второй день мы пошли на Султанский остров. В прошлые годы неоднократно подходили по реке к палеонтологическому памятнику природы «Гусиный перелёт». Заходили в Затон, была экскурсия на судоремзавод, где при детях по слипу из воды поднимали по рельсам теплоход, который из Семея пришел на ремонт. Вчера были у нескольких мостов и подошли к речному порту. Ну и в пойме мы высаживались. Она имеет статус заказника – это особо охраняемая природная территория. Дети там гуляли, изучали травы.

Своё мнение о работе в академии высказала и геолог Надежда Ларина:

– Я в Доме географии 11 лет, со времени его создания. Через «Фарватер» у нас за семь раз прошло много детей. С каждым годом видно, что у них растёт кругозор, они становятся заядлыми любителями природы, заботятся о растениях и животных. Польза для молодёжи огромная. Это один из лучших проектов у нас в Доме географии.

Отзывы учеников академии были немногословными, но позитивными.

Олег: «Очень интересно слушать преподавателей. Когда три занятия – классно! Много эмоций. Можно в лесу ежевику собрать».

Едыге: «Это путешествие для мозга, для ума и подготавливает вас в школу, особенно если вы в пятом или шестом классе. И тут ещё есть возможность познакомиться со многими детьми».

Кроме полезных знаний и позитивных эмоций, ученики «Фарватера» получили сертификаты «академиков» и горячее желание отправиться в следующую экспедицию.

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото предоставлены ПавГео.