• Пт. Янв 31st, 2025

Из меценатов в просто друзья

Янв 30, 2025

В Павлодаре набирает популярность проект «Наставник», когда люди проявляют интерес к жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Какую ответственность накладывает он на тех, кто с самыми искренними намерениями хочет поделиться своими знаниями или опытом с детьми из детского дома? А самое главное, как сами дети реагируют на такой вид воспитания извне? Не ожидают ли они от наставников чего-то большего, чем просто разговоры по душам, ведь дети, растущие без родительской заботы и любви, в любом случае всегда мечтают обрести семью? Об этом наш разговор с руководителем детской деревни семейного типа села Кенжеколь Айжан Шамгалиевой.

Сегодня в Кенжекольской деревне семейного типа, где воспитываются 70 детей в возрасте от 5 до 18 лет, насчитывается 21 наставник. Значение этого слова никому объяснять не нужно, но в паре с ребенком из детского дома есть свои правила. И сначала расскажем о них. Понятное дело, что абы кого в наставники для ребенка-сироты никто не возьмет. Раньше для участия в этом проекте потенциальному кандидату нужно было пройти еще специальное обучение по типу такого, какое сейчас проходят в школе приемных родителей, обязательной для таких альтернативных форм воспитания, как приемная семья, патронат, усыновление и опека. Сейчас обучение для наставников отменили. А вот пакет документов, необходимых для оформления наставничества над детьми-сиротами, по-прежнему такой же солидный. Правда, большую часть из них человек может скачать дистанционно за считанные минуты. Например, справку об отсутствии судимости – как свою собственную, так и своей второй половины, если она имеется. Кстати, супруг или супруга должны дать письменное согласие, что не возражают против участия в проекте «Наставник». Требуются справка о состоянии здоровья, о размере заработной платы, документ, подтверждающий доход и прожиточный минимум, удостоверение личности, справка о психическом здоровье. После проверки всех документов с человеком, изъявившим желание стать для сироты наставником, проводят собеседование. Также специалисты выедут к нему домой, чтобы проверить его социально-бытовые условия. И только после этого человеку официально присваивается статус «наставник», позволяющий ему общаться с ребенком из детского дома. При этом ребенку должно быть не меньше 10 лет.

– Потому что до 10 лет дети в своем большинстве еще не ставят себе каких-то больших целей и не задумываются о своем месте под солнцем. А вот с 10 лет и старше у ребенка начинают появляться вопросы: кем я хочу быть, как буду жить, смогу ли достичь целей. Ответы на эти вопросы может дать наставник. Проект «Наставник» – это не про спонсорскую помощь, это в первую очередь про дружбу, – говорит Айжан Шамгалиева.

Но меня больше интересовало восприятие этого проекта самими детьми.

– Наверное, доверяя внезапно появившемуся на горизонте взрослому человеку свои страхи и переживания, да даже свои мечты, ребенок всё-таки надеется, что вот это тот самый взрослый, который возьмет его в семью. А его после прогулок по городу или кино по выходным раз за разом снова привозят в казенные стены, – делюсь я своими опасениями с собеседницей, отдавшей работе с детьми-сиротами 27 лет.

Вместо ответа мы идем в одну из местных семей.

…Нам навстречу, лишь только мы переступили порог дома, тут же выбегает ребятня. «София, Ева, Дамир, Андрейка…» – наперебой представляются они без малейшей тени смущения перед незнакомым человеком.

Много лет своего наставника имеет Андрейка. Из-за спинально-мышечной атрофии мальчуган прикован к инвалидной коляске, но какие у него лучистые глаза! От него просто исходит добро и тепло! Не удивительно, что один из депутатов из числа постоянных помощников детской деревни сам захотел быть наставником именно для Андрейки. Из-за своего заболевания мальчик не выглядит на 15 лет, но рассуждает, как самый настоящий взрослый:

– По состоянию здоровья у меня достаточно ограниченный выбор профессий, которыми я смогу заниматься. И это было большой проблемой. Мы много говорили об этом с наставником, когда вместе гуляли по набережной или сидели в кафе с ним и его семьей. И вместе нашли самое оптимальное решение. Я хочу заняться программированием. Это то, что я точно смогу физически, и то, что может принести хороший доход. Желание учиться у меня есть, а предоставить такую возможность пообещал наставник. Этот проект позволяет нам обрести в первую очередь друга среди авторитетных и состоявшихся как личность людей. Когда нас спрашивают, хотим ли мы участвовать в проекте «Наставник», нас сразу ориентируют на то, что наставник – это друг, советчик. И именно так мы этих людей и воспринимаем. 

Наверное, более полного ответа на мой вопрос и не получить.

Вообще, наставником для детей-сирот может стать любой человек, который имеет такое желание и соответствует требованиям, предъявляемым ко всем обладателям этого статуса. Однако в Кенжекольской детской деревне семейного типа немного другая ситуация.

– У нас на практике складывается так, что люди, которые к нам приходят с какой-то разовой благотворительной акцией или с концертной программой, в итоге с нами и остаются, – вновь вступает в разговор руководитель детской деревни. – Они начинают помогать постоянно, по мере возможности, конечно, приезжают на праздники, организовывают какие-то совместные мероприятия, выставки. Многие наши наставники – из числа организаторов мастер-классов для наших детей. С нами сотрудничают мастера маникюра, женских и мужских стрижек. Каждый из них находит время, чтобы поделиться секретами своего мастерства с ребятами. Кто-то даже инициирует их профессиональное обучение, если видит, что у ребенка горят глаза. В ходе таких встреч, концертов, обучающих занятий кому-то кто-то обязательно приглянется. Наши пары «наставник-ребенок» образуются на протяжении длительного общения. Есть даже те, кто уже поменял несколько детей. Одни выпустились, ушли в дом юношества, им на смену пришли другие.

Павлодарские наставники абсолютно разных профессий: парикмахеры и визажисты, учителя и предприниматели, ветеринары и депутаты, хотя депутаты – это не профессия.

Как именно наставлять ребенка – дело каждого. Кто-то приезжает на выходные и общается с воспитанником на территории деревни, кто-то забирает в гости, на прогулку, в кино, театр, музеи, кафе. Можно даже просто разговаривать с ним по телефону, если по какой-то причине нет возможности организации личной встречи.

– Наставничество играет большую роль в выборе профессии. Совсем не обязательно забирать с собой детей, в действительности не каждый может себе это позволить. Это проект именно о наставничестве в прямом смысле слова, когда человек из любой сферы – юрист, воспитатель, бизнесмен, повар – захотел поделиться своими знаниями и опытом с ребенком, не имеющим родителей, – подчеркивает смысл проекта Айжан Шамгалиева.

Кстати, несмотря на то, что сегодняшние наставники кенжекольской деревни – люди, давно вхожие в этот дом, здесь рады всем желающим.

При этом не нужно путать наставничество с патронатом или опекой, которые оплачиваются государством. Пусть и в небольших размерах, но оплачиваются. Наставничество – проект безвозмездный.

Кстати, среди альтернативных форм воспитания патронат и опека сегодня самые распространенные. Видимо, из-за финансовой стороны дела. Хотя и сами работники специализированных детских учреждений всегда советуют потенциальным усыновителям оформить сначала опеку или хотя бы гостевую семью, когда ребенка забирают на выходные или каникулы.

– Не нужно сразу говорить ребенку, что вы хотите его забрать. Нужно сначала к нему присмотреться. Такую возможность как раз и дают либо гостевая семья, либо опека. Бывает, что люди, которые хотели усыновить именно этого ребенка, впоследствии понимают, что это не их ребенок. И это психологическая травма не только для сироты, но и для самого взрослого, принявшего решение вернуть его снова в детский дом. Люди, возвращающие детей, это сломленные люди. Человек ведь идет на усыновление с самыми лучшими намерениями, но в реальности может столкнуться с тем, что ребенок окажется не таким мягким и пушистым, как ему казалось, не таким умным и послушным, как ему хотелось, – рассказывает всю правду об усыновлении Айжан Шамгалиева.

И сталкиваются, и оказываются. В прошлом году, например, в кенжекольскую деревню вернули шестерых детей, ранее отданных под опеку, причем в двух случаях возврат произошел из кровной

семьи. Бабушка не смогла справиться с девочками-подростками, считающими себя чересчур самостоятельными. Мать, однажды лишенная родительских прав и позже в них восстановившаяся, снова совершила необдуманный поступок. Кого-то подвело здоровье. Этих взрослых здесь не осуждают. Считают себя не вправе. Гораздо важней помочь вернувшемуся ребенку справиться с психологической травмой, неотъемлемой частью возврата детей в детские дома.

– Каждый из наших детей пережил такие тяжелые испытания в жизни, не дай бог взрослому такое пройти! А когда их еще и возвращают, это еще одна боль, новый страх. Но всё равно они всегда надеются, что за ними придут, их заберут в семью. Они искренне продолжают любить людей, однажды, а то и не единожды их предавших. Многие, повзрослев и встав на ноги, забирают потом к себе своих престарелых родителей, когда-то от них отказавшихся. И это очень показательно! Это говорит о человечности наших детей. На самом деле наши дети очень добрые. И это стереотип, что дети из детских домов – какие-то не такие, как домашние. Как ты к ребенку относишься, так он тебе и отвечает! – подытоживает моя собеседница.

И это правда. И про любовь к их предавшим, и про отношение.

…Семилетняя Ева, когда я знакомилась со здешним бытом ребят, всё время прижимала к груди мягкую игрушку, которую ей подарила родная мать. Надо было слышать, с каким трепетом она говорила о ней, хотя даже и не помнит, когда последний раз ее видела.

Что касается отношения по принципу «как ты ко мне, так и я к тебе», то в этом смысле очень показателен уровень доверия воспитанников к директору детской деревни. При встрече ее обнимали, обращались со своими проблемами, и не только своими, беспокоясь за своих домочадцев (например, старшие дети попросили заменить сломанные запчасти на инвалидной коляске Андрейки, оказалось, что ему уже заказали новое, более удобное средство передвижения), пытались поделиться последними футбольными новостями. И всё это с неподдельной искренностью! Мне даже самой захотелось стать наставником…

Ирина ВОЛКОВА.

Фото предоставлены Айжан Шамгалиевой.