Павлодарский Высший инновационный аграрный колледж «ERTIS» – один из ключевых центров подготовки кадров для сельского хозяйства региона. Учебное заведение оснащено современным оборудованием, выстраивает прочные связи с работодателями, реализует собственные инновационные проекты и создаёт условия, в которых студенты получают не только теоретические знания, но и практический опыт, востребованный на рынке труда.
Бывший Красноармейский сельхозтехникум, теперь уже высший колледж, – известное на всю страну учебное заведение. За почти шесть десятков лет из его стен вышли более 15 тысяч выпускников. К ним можно прибавить студентов Павлодарского совхоза-техникума им. 50 лет СССР и Щербактинского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства, преемником которых является «ERTIS».
Сегодня это уникальная площадка, имеющая центры агрокомпетенций и мастерские с высокотехнологичным оборудованием мирового уровня. Здесь образование интегрировано с реальным производством, а студенты создают проекты, напрямую влияющие на развитие агропромышленного комплекса региона и всей страны.
В колледже активно развивается международное сотрудничество с ведущими техническими учебными заведениями ближнего и дальнего зарубежья. Налажена многолетняя прочная связь с реальным сектором экономики, а это более сотни предприятий Павлодарской области, что является мощным стимулом для повышения качества подготовки кадров, востребованных на рынке труда. Среди социальных партнёров колледжа есть крупные хозяйства со всех районов Прииртышья, студенты проходят там оплачиваемую практику и, хорошо проявив себя, получают постоянную работу.


Кроме того, в колледже действует система целевого государственного образовательного заказа. Она позволяет готовить кадры по заявкам конкретных предприятий. Так, например, здесь обучают агрономов для трёх крупных тепличных комплексов – экибастузского, павлодарского и аксуского. Предприятия направляют своих сотрудников без профильного образования в колледж: те становятся студентами, совмещая обучение с практикой на своих рабочих местах. Обучение бесплатное, выплачивается стипендия, и в итоге сотрудники получают квалификацию по востребованной профессии.
В колледже учатся ребята из разных регионов Казахстана – Акмолинской, Алматинской областей, из Шымкента, Караганды, Жанаозена и Астаны. Такой широкий географический охват стал возможен благодаря активной профориентационной работе: преподаватели летом выезжают в регионы, рассказывают о возможностях и достижениях колледжа, отправляют материалы и презентации через интернет и мессенджеры. Кроме того, старшекурсники делятся информацией о колледже со своими знакомыми и земляками, что тоже привлекает новых абитуриентов.
По словам преподавателей, около 70 процентов выпускников, включая приехавших из других областей, после получения диплома остаются в регионе и продолжают работать в местных хозяйствах.
Сейчас здесь готовят специалистов по четырём основным направлениям: агрономия, зооветеринария, механизация сельского хозяйства и программирование. Для трёх первых создано собственное учебное хозяйство: у колледжа есть опытные поля, сельскохозяйственная техника (включая тракторы и комбайны), а также теплицы, студенты сами выращивают овощи, рассаду, редис, огурцы и другие культуры.
Колледж реализует инновационные проекты. Один из последних примеров – питомник саженцев сосны. В этом году студенты-агрономы впервые заложили на проращивание 300 семян сосны, первая сотня после всходов была высажена в теплицу. В течение трёх лет за растениями будут вести фенологические наблюдения, а когда саженцы достигнут 30 сантиметров, их высадят в открытый грунт на участке колледжа. Этот проект станет основой будущего питомника хвойного посадочного материала для озеленения Кеменгера и других сел Павлодарского района.
Второй проект этого года – производство биогумуса. Колледж закупил калифорнийских червей, и студенты начали закладывать компостные ящики, в которых органические отходы перерабатываются при помощи дождевых червей. Полученный биогумус используется на учебном хозяйстве как удобрение, а в перспективе планируется его реализация под собственной торговой маркой колледжа.
Отметим, что у коллектива есть большой опыт реализации практических инновационных проектов. Например, в 2019 году здесь заложили яблоневый сад из нескольких десятков саженцев районированных для региона сортов. Сегодня сад уже плодоносит, урожай используют в столовой. При этом сад служит и базой для учебно-исследовательской работы: студенты изучают болезни и вредителей, учатся правильно проводить обработку, осваивают прививку плодовых деревьев. В прошлом году урожай был рекордным, в этом – чуть скромнее, но сад продолжает успешно развиваться.
Эти проекты помогают молодым людям развивать профессиональные компетенции и формируют ответственное отношение к делу.
Слово студентам
Бахытгуль Абенова – студентка 1 курса по специальности агрономия – рассказывает о своём учебном проекте по производству биогумуса на базе колледжа. Проект стартовал 2 сентября и уже перешёл в практическую фазу: студенты закладывают компостные смеси, запускают туда калифорнийских червей и наблюдают за процессом превращения органики в ценное удобрение.
– Биогумус – это не просто органическое удобрение, – говорит Бахытгуль. – Это активный компонент, который повышает урожайность, улучшает структуру почвы и делает растения более здоровыми. Технология проста: в компост из навоза, бумаги и измельчённых органических остатков добавляют специально выведенных калифорнийских червей. Через два-три месяца при соблюдении оптимальных условий получается готовый биогумус – процесс, который занимает годы при естественном его образовании.
Червей закупают в местных садовых магазинах; эксперимент проводят в небольших ёмкостях (на данный момент – два трёхлитровых контейнера с примерно 100 червями в каждом), для комфортного размножения и работы червей соблюдаются стандартные параметры.
– Они как дети: с ними нужно нянчиться, следить за влажностью и температурой, – отмечает Бахытгуль.
В проект вовлечены студенты разных курсов.
Асемгуль Абжанова – студентка второго курса по специальности агрономия, рассказала о своём учебном проекте:
– Это проект по закладке маточного сада хвойных растений. Его цель – озеленение территории колледжа. Хвойные деревья улучшают почву и положительно влияют на климатический баланс, поэтому мы выбрали сосны и ели. Часть деревьев уже высажена, остальные пока выращиваем, – говорит Асемгуль.
Она пояснила, что работа над проектом включает проращивание семян крупных деревьев – сосны и ели. Для этого используются два метода: естественный (через посадку в почву) и проращивание в термостате. По словам Асемгуль, первые деревья уже прижились и растут на территории колледжа.
Всё самое передовое
Абай Уан, заместитель руководителя колледжа по учебно-производственной работе, рассказал, что на базе колледжа создан современный центр компетенций по механизации сельского хозяйства.
По его словам, в 2020 году колледж получил финансирование по проекту «Жас маман» в размере 314 миллионов тенге. На эти средства были закуплены современная техника и оборудование, востребованные в крестьянских хозяйствах: тракторы, грузовые автомобили, а также учебные тренажёры и VR-оборудование, – сформированы несколько лабораторий центра компетенций.
– Мы приобрели технику, подстраиваясь под запросы хозяйств, чтобы готовить специалистов именно под их нужды, – подчеркнул Абай Каиржанович.
В Центре компетенций установлены не только классические станки, но и современное оборудование. Он объяснил, что студенты сначала отрабатывают навыки на симуляторах и в VR-очках, где учатся разбирать и собирать двигатели тяжёлой техники, управлять ею («КамАЗ», комбайн и другие), а уже затем допускаются к реальной технике. Это позволяет минимизировать риски и подготовить их к работе в условиях производства.
Слово студентам
Студент 4 курса по специальности механизация сельского хозяйства Кирилл Солдатов рассказал, как отрабатываются навыки на симуляторе вождения грузовых автомобилей.
– Мы проходим обучение с учётом всех правил дорожного движения: есть потоки, пешеходы, светофоры. В конце система показывает, какие ошибки допустил. Практика занимает значительную часть обучения: начиная со 2 курса студенты совмещают теорию с практикой, а на старших курсах почти полностью переходят к практическим занятиям. Сначала обучаешься здесь, потом садишься на настоящую технику, – пояснил Кирилл.
Летнюю практику студенты проходят в хозяйствах региона – например, в Аксу, где помогают с посадкой картофеля и моркови. По словам Кирилла, выпускники колледжа востребованы на рынке труда, и он также планирует работать по специальности.
Альбина Ладыган, студентка 4 курса по специальности механизация сельского хозяйства, рассказывает, почему выбрала такую, казалось бы, мужскую профессию:
– В детстве папа часто брал меня с собой по делам, его работа была связана с механикой. Мне это стало интересно, и я поступила учиться. За время учёбы освоила управление и ремонт тракторов и других машин, слесарные работы. Можно сказать, я уже умею ремонтировать технику и управлять ею, и с каждым годом опыта становится всё больше. Не жалею о своём выборе, планирую получить высшее образование и работать по этой востребованной специальности.
По словам Альбины, она уверена, что сможет найти работу после выпуска. К слову, в ее группе учатся и другие девушки, выбравшие эту профессию.
Помочь братьям меньшим
Есть в колледже и оборудованная по последнему слову техники зооветеринарная лаборатория, где студенты учатся анализировать качество мясной, молочной и яичной продукции. Здесь же кабинеты для проведения УЗИ животным, стерилизации кошек и собак, искусственного осеменения крупного рогатого скота, а также даже стоматологического лечения зубов.
Слово студентам
Аделя Тулеу, студентка 3 курса по специальности ветеринария, рассказывает о работе ветеринарно-санитарной лаборатории в рамках своей специальности.
– Во время занятий студенты учатся проводить анализ мяса. Исследование проводят под микроскопом, делая тонкие срезы образцов и помещая их в специальный прибор – компрессорий. Если обнаружено заболевание, образец отправляется на утилизацию – он не подлежит реализации.
Аделя отмечает, что их учат работать и с мясом, и с рыбой. Девушка готовится к практике:
– Мне недавно исполнилось 18, и теперь можно ездить на практику. Под конец осени нас отправят на предприятия, где мы будем работать с крупным и мелким рогатым скотом. Очень жду – интересно посмотреть, как лечат животных и как устроена вся эта работа.
Ярослава Павленко, студентка 4 курса по специальности ветеринария, в учебной ветеринарной клинике колледжа демонстрирует процедуру ультразвуковой чистки зубов у животных – перед нами на столе кошка, введенная в сон.
– Перед чисткой мы вводим животное в лёгкий наркоз или седацию, – объясняет Ярослава. – Ультразвуковая чистка помогает удалить зубной камень и налёт, сохранить зубы здоровыми и устранить неприятный запах изо рта.
В клинике оказывают помощь разным животным – от домашних кошек и собак до сельскохозяйственных животных, таких как лошади, коровы, кролики и куры. После операций животные, если нужно, могут оставаться здесь некоторое время под наблюдением.
Ярослава родом из Астаны, в колледж поступила после 9 класса – целенаправленно выбрала профессию ветеринара.
– Я всегда знала, что буду работать с животными. Слышала, что у колледжа хорошая материальная база и сильная подготовка, поэтому выбрала его. Летом уже подрабатывала в Астане, ассистентом в ветклинике «Любимчик», набиралась опыта, – говорит девушка.
Александр Матросов, студент 4 курса по специальности ветеринария, вместе с однокурсниками занимается выведением цыплят породы брама в учебном инкубаторе колледжа. Эта мясная порода отличается крупными размерами – взрослые особи могут достигать восьми килограммов, а внешне их легко узнать по характерным «штанишкам» на лапках.
– Мне всегда хотелось помогать другим – изначально думал о медицине, но в итоге выбрал ветеринарию и не пожалел, – рассказывает Александр. – Ведь и людям, и животным нужна помощь.
За время учёбы он уже прошёл практику в хозяйстве «Галицкое» – социальном партнере учебного заведения. Там его поразили организация работы и дружелюбный коллектив:
– Всё было чисто, стерильно, как положено. Коллектив отзывчивый, всегда подскажут, помогут, если что-то непонятно.
Личный инновационный проект Александра – инкубатор, который он собрал собственными руками. Сам следит за всеми показателями. В будущем планирует работать либо в ветеринарной клинике, либо в сельском хозяйстве.
Заводи!
Студенты колледжа сельскохозяйственного профиля проходят практическое обучение на учебных полигонах, где учатся самостоятельно управлять сельскохозяйственной техникой, которая используется для обработки почвы и боронования. На учебном участке они тренируются вспахивать землю и выполнять другие виды полевых работ. Пока одни отрабатывают практические навыки вождения и управления техникой, другие изучают теоретическую часть. Перед выездом в поле студенты проходят обучение вождению на современных симуляторах, где отрабатывают правила дорожного движения и управление разными видами техники.
На первых этапах они тренируются на закрытых площадках, затем постепенно осваивают движение по улицам и внутри населённого пункта – сначала под видеонаблюдением преподавателей, потом без помощи инструкторов.
Все ребята обеспечены студенческой спецодеждой. На учебном поле проводят и основные агротехнические операции: обработку почвы, протравливание семян, опрыскивание и внесение ядохимикатов. Практику проходят с третьего курса – на реальной технике принимают участие в весенних полевых работах.
Слово студентам
Даулет Абдыгалыков, студент 3 курса по специальности агрономия, с товарищем встретили нас на опытном поле в полной экипировке, ведь для работы с химическими удобрениями (фунгицидами), которую он с сокурсником собирались нам продемонстрировать, нужно быть полностью защищенным.
– Сегодня мы покажем, как правильно настроить опрыскиватель на прицепе к трактору и рассчитать пропорции для разбавления препаратов. Болезни растений наносят значительный ущерб сельскому хозяйству, об этом даже говорил Президент страны в недавнем Послании. Поэтому крайне важно соблюдать все нормы и технику безопасности.
Ребята с помощью специального мобильного приложения рассчитали нужную концентрацию раствора, предварительно введя необходимые параметры. Приложение автоматически подсчитало оптимальную скорость техники, Даулет объяснил, что это позволяет распределить раствор равномерно и эффективно. Затем ребята продемонстрировали весь процесс на практике.
Асылхан Кабдрашитов — будущий техник-механик, студент 3 курса по специальности механизация сельского хозяйства.
На практике он вместе с одногруппниками осваивает различные виды сельскохозяйственной техники. Ребята учатся управлять тракторами и комбайнами, выполняют техническое обслуживание и ремонт. В прошлом году они разбирали двигатели, перебирали трактора, меняли сцепление и ремонтировали коробку передач. Сейчас студенты готовятся к участию в уборке урожая на комбайнах.
Асылхан планирует продолжить семейное дело и работать на грузовых машинах. По его словам, чтобы привыкнуть к управлению крупной техникой, достаточно нескольких заездов: после четырех-пяти попыток становится легче ориентироваться. Особое внимание уделяется технике безопасности, ведь, например, большие комбайны весом около 800 килограммов очень чувствительны к резким поворотам и могут перевернуться на неровностях.
Асылхан подробно описывает процесс уборки зерна и говорит: работа на такой технике требует внимательности, точности и уверенных навыков управления.
Нурлан Бадаханов, студент 3 курса по специальности механизация сельского хозяйства, – местный, из Кеменгера. В его семье никто не связан с сельским хозяйством.
– Я решил сделать свой выбор в пользу этой востребованной профессии, потому что в нашем аграрном регионе у меня всегда будет работа. Если сравнивать легковой автомобиль и трактор – второй, конечно, круче! У него высокая проходимость, их много разных видов для любых сельхозработ, а на нашем опытном поле мы учимся работать без ошибок, чтобы в дальнейшем не совершать их на настоящих полях.
Это всё –
наши дети!
Серик Булимисов, преподаватель технических спецдисциплин, и Егеубай Рахметуллин, заместитель по учебно-производственной работе колледжа, рассказывают, что в ходе обучения ребята учатся разбирать и собирать механизмы, понимать устройство и принципы работы машин. Полученные навыки позволяют выпускникам успешно работать не только в сельском хозяйстве, но и, например, в дорожной сфере, где также требуется знание техники.
После окончания колледжа ребята могут продолжить обучение и получить высшее образование – такие факультеты есть, например, в Астане (в университете имени Сейфуллина), Алматы или Омске.
Сами преподаватели пришли в профессию из практики: работали механизаторами, имеют водительские права и большой стаж вождения. Сейчас они теоретики, но при необходимости сами садятся за руль во время практических занятий. Есть и мастера производственного обучения, которые непосредственно работают на тракторах вместе со студентами.
Чтобы преподавать современные технологии, педагоги постоянно повышают свою квалификацию: изучают новинки с помощью интернета, выезжают на сельхозпредприятия, перенимают опыт у практиков. Они подчёркивают, что учиться нужно всю жизнь и не стесняться спрашивать у опытных механизаторов – именно так можно стать хорошим специалистом. Студентам внушают: даже если в будущем они будут руководителями и ходить «в галстуках», они должны досконально знать весь технологический процесс, уметь рассчитать и приготовить рабочие растворы, заправить технику и при необходимости объяснить это другим.
Преподаватели отмечают, что в отличие от зарубежной системы, где тракторист просто управляет техникой, а её обслуживанием занимаются другие люди, у нас специалист должен уметь всё – и управлять, и устранять поломки прямо в поле. Это экономит ресурсы и повышает надёжность работы. Поэтому в колледже студентов учат универсальному подходу: разбирать и собирать технику, устранять неполадки и проводить техническое обслуживание.
В распоряжении учебной базы – действующие трактора, в том числе «Джон Дир», «Есиль», МТЗ-80 и «Беларус». Два последних студенты разбирают и собирают в рамках занятий и ремонтных работ. На зиму их ставят в мастерские для профилактики и ремонта. Дополнительно используются VR-очки с программами по устройству различных моделей тракторов. Виртуальные двигатели идентичны реальным, что позволяет безопасно изучать их конструкцию и отрабатывать навыки.
Кроме учебных занятий, студенты проходят практику на базах действующих хозяйств и предприятий. Это даёт им возможность увидеть работу отрасли изнутри, познакомиться с современными технологиями и получить опыт взаимодействия с действующими специалистами. Многие уже во время практики находят будущие места работы.
Серик Каиргельдинович и Егеубай Багатович говорят, что студенты – это их дети, и главная цель – научить их устройству техники и базовым регулировкам, чтобы в дальнейшем они могли уверенно работать с любыми машинами и при необходимости быстро осваивать новое оборудование.
* * *
Сегодня колледж не просто готовит специалистов для аграрной отрасли, но и формирует у студентов интерес к науке и инновациям, создавая прочную основу для развития сельского хозяйства региона.
Здесь воспитывают будущих специалистов, людей, влюблённых в своё дело и не боящихся перемен. Студенты отмечают, что учёба в Высшем инновационном аграрном колледже «ERTIS» помогает им определиться с профессиональным путём, даёт уверенность в своих силах и желание развиваться дальше – продолжать образование, открывать собственные хозяйства или работать на крупных предприятиях аграрного сектора.
Татьяна САРТАКОВА.
Фото автора.