Современные проблемы отечественной науки недавно обсудили в Павлодаре. Как известно, в системе высшего казахстанского образования в последние годы произошло немало изменений. Они коснулись увеличения объёмов финансирования, подготовки кадров новой формации и многого другого, однако доля науки в экономике Казахстана по-прежнему мала. Недавно Павлодарскую область с рабочим визитом посетил Вице-министр науки и высшего образования РК Камиль Акатов. Встреча с населением региона прошла в здании Центра развития молодёжных инициатив.
Дифференцировать гранты
В своем докладе Камиль Акатов рассказал о новшествах, что будут внедрены в высших учебных заведениях. Речь шла об изменениях в системе высшего образования и науки, в том числе по созданию комфортных условий для студентов и преподавателей. По его информации, в настоящее время в стране насчитывается 119 высших учебных заведений, а количество их выпускников в этом году составило 188 тысяч. Что касается реформ, то в прошлом году объём государственного заказа увеличился на десять процентов, при этом 60 процентов от госзаказа предусмотрено для технических специальностей. Студенческие стипендии увеличились на 20 процентов. В целом содержание высшего образования модернизировано, расширена академическая автономия.
Сейчас имеется восемь приоритетных направлений для развития. Это доступность обучения, опережающее кадровое обеспечение, развитие инфраструктуры, интернационализация, развития цифровой архитектуры вузов, национальная модель обеспечения качества образования и другое. Большой уклон, как отметил Камиль Акатов, делается на интернационализацию высшего образования. Например, открыто два филиала казахстанских вузов за рубежом, в отечественные привлекается всё больше иностранных студентов, устанавливаются партнёрские связи с вузами из топ-500 международного рейтинга. Кроме того, запланированы работы по формированию цифрового профиля каждого студента и внедрению более сложных цифровых инструментов в работу университетов. Вырастет и количество филиалов зарубежных вузов. В 2029 году их будет 12.
– За последние годы увеличилось число грантов. Если в 2000-м году объём госзаказа составлял 12860 мест, то к прошлому году число грантов увеличилось почти в семь раз, а это 88204 места. Предусмотрено увеличение грантов к 2025 году до 90 тысяч. В будущем планируется внедрить дифференцирование образовательных грантов от 30 до 100 процентов, – рассказал Камиль Акатов.
Министерство науки и высшего образования РК пересмотрело сетку стоимости грантов с введением в систему образовательных дифференцированных грантов в зависимости от результатов ЕНТ и с предоставлением возможности получения долгосрочных льготных кредитов на оплату обучения в вузах под два-три процента годовых. Предлагаемый механизм дифференцированных грантов выглядит так:
«Дарын» – 2,1 процента абитуриентов получат грант в размере 120 процентов от среднего размера гранта;
«Базовый» – 65,3 процента абитуриентов получат грант в размере 100 процентов от среднего размера гранта;
«Қамқор» – 32,6 процента абитуриентов получат грант в размере 30-50 процентов от среднего размера гранта.
К слову, применение такого подхода позволит обеспечить стопроцентный охват образованием, оптимизировать расходы из государственного бюджета в объёме не менее 15 триллионов тенге.
Про науку и кадры новой формации
Подробно Камиль Акатов рассказал о системе опережающего кадрового обеспечения. С 2019 года в Казахстане ведётся реестр образовательных программ. Главной целью стало создание единой информационной базы, ставшей аналитическим инструментарием. В целом в реестр включено 8512 программ. К настоящему моменту из них обновлено около 66 процентов.
На встрече Вице-министр отметил, что за последние годы численность исследователей и учёных в Казахстане выросла в 1,5 раза, а финансирование науки – на 70 процентов.
– Несмотря на многократные реформы наука в Казахстане не стала драйвером экономического развития, – отметил Камиль Акатов. – Как и в других постсоветских странах, мы видим недостатки науки: низкий уровень, критическая зависимость от госфинансирования, низкий спрос со стороны бизнеса, отток и старение кадров. Доля науки в ВВП падает, составляя сейчас всего 0,13 процента. Остаётся перекос в сторону фундаментальных и прикладных исследований – 82 процента, опытно-конструкторские работы составляют всего 18 процентов. Заработную плату учёных увеличили. Сейчас их средняя зарплата равна 257 тысячам тенге, максимальная – 1,5 миллиона тенге.
Ещё одной важной целью министерства стала подготовка кадров новой формации. Это означает, что люди должны быть готовы работать в условиях глобального рынка труда. Для консолидации усилий вузов, акиматов и бизнес-структур планируется реализовать проект «Мамандығым – болашағым», основой которого станут результаты исследования атласа новых профессий. Проект будет реализован в пяти регионах нашей страны, в том числе в Павлодарской области. Эту инициативу хотят закрепить в рамках закона о профессиональных квалификациях. В результате разработают 20 региональных карт потребностей, при этом школьники пройдут профдиагностику, а для преподавателей вузов организуют обучение по наиболее востребованным навыкам.
– Уже сейчас рынок труда диктует нам, что знаний только в одной области недостаточно, чтобы быть востребованным, – отметил К. Акатов. – Теперь всё более масштабно используется принцип междисциплинарного подхода при подготовке кадров. К примеру, в связи с цифровизацией многие вузы начали реализацию междисциплинарной программы, в частности по IT-направлениям.
Важна инфраструктура
Отдельное внимание сегодня уделяется развитию инфраструктуры вузов. Прорабатывается вопрос создания на базе университетов региональных хабов, где будут заниматься инновационными проектами, в том числе стартапами. Кроме этого, запланированы модернизация учебно-художественных лабораторий и создание центров стратегического партнёрства совместно с зарубежными вузами.
Как подчеркнул Вице-министр, по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева ведётся работа по обеспечению студентов местами в общежитиях. К примеру, если в августе нынешнего года потребность в местах будет составлять 87 тысяч мест, то уже к декабрю 2023 года этот показатель планируется снизить до 75 тысяч. А к 2029 году будет создано 70 тысяч койко-мест для студентов.
Что касается развития цифровой архитектуры вузов, то, по словам Камиля Акатова, мировая практика уже показала: время громоздких университетов, большинство из которых образовано в индустриальный период, стремительно уходит на второй план. Им на смену приходят более современные, адаптивные и гибкие образовательные платформы. Сейчас многие вузы широко используют в своей практике MMS-системы, виртуальные лаборатории и массовые онлайн-курсы. Требование сегодняшнего времени – чтобы большинство процессов стали автоматизированными, а все взаимодействие университета со студентом должно максимально переходить в цифровой формат для снижения человеческого фактора, повышения качества образования касательно получения более точной информации. По одному из проектов в плане развития цифровой архитектуры вузы уже имеют доступ к более чем 10000 курсов на платформе Coursera, в том числе на государственном и русском языках.
– Эта платформа позволяет преподавателям использовать разные подходы в обучении. Кроме того, это возможность для них создавать собственные курсы и размещать их на этой же площадке, то есть масштабировать свой опыт на международном рынке. Их курсы могут использоваться другими людьми, – говорит К. Акатов.
Павлодарцы спрашивают
После своего выступления Камиль Акатов ответил на вопросы присутствующих в зале. Ассоциированный профессор Павлодарского педагогического университета имени Алькея Маргулана Нуркен Кузембаев рассказал, что во время участия в республиканских научных конкурсах сталкивается с постоянным отклонением заявок. По его словам, региональные вузы, в особенности учёные по гуманитарным направлениям, не получают никакой поддержки.
– В течение пяти лет я подал уже восемь заявок, ни одна из них не прошла, – сообщил Нуркен Кузембаев. – В этот раз мне не хватило 0,4 балла для получения финансовой поддержки. Львиная доля финансирования уходит именно учёным из университетов Астаны и Алматы. Сейчас мы пишем семитомник по истории Казахстана. Многие наши региональные учёные отказывались становиться его авторами, поскольку не получают финансирования по грантам.
Вопрос от лица учёных Павлодарской области задала другой сотрудник ППУ имени А. Маргулана – доктор биологических наук Бибигуль Жумабекова. Она отметила, что у них возникает ещё одна проблема в процессе участия в конкурсах научных проектов. Заключается эта проблема в том, что при повторной подаче заявки с одним и тем же проектом система расценивает работу как заимствование, то есть признаёт плагиатом, хотя она, наоборот, была усовершенствована на основе предыдущего опыта.
По этим вопросам Камиль Акатов попросил оставить контакты учёных и пообещал разобраться. Кроме того, по первому вопросу от Нуркена Кузембаева он отметил, что в стране на сегодняшний день высокая конкуренция среди учёных, которые представляют свои проекты на конкурсах. При этом в Астане и Алматы действительно сконцентрировано большое количество НИИ и вузов. Другой вариант – неправильное оформление заявки, что влечёт за собой автоматическое отклонение или технические ошибки, это тоже случается нередко.
По мнению директора департамента академической деятельности Торайгыров университета Асылбека Касенова, при вузах можно открыть курсы, это пригодится людям при смене работы.
– Получения диплома студенту приходится ждать минимум три года. Наше время сейчас такое скоротечное, что, возможно, когда он закончит обучение и получит диплом, эта профессия уже не будет такой востребованной. Можно ли открыть при университетах краткосрочные курсы профессиональной переподготовки? – спросил учёный.
Вице-министр обещал взять вопрос на заметку. По его сведениям, в стране действуют курсы по переподготовке для педагогического направления. По другим отраслям законодательно такой возможности пока нет.
Ещё один представитель университета имени А. Маргулана Марина Семёнова обратилась к Вице-министру с вопросом о выпускниках, обучавшихся по гранту.
– С прошлого года выпускники-грантники трудоустраиваются по общему конкурсу, – говорит М. Семёнова. – Директора школ не всегда идут им навстречу, объясняя, что у выпускников нет опыта. Хотя, когда наши студенты проходят практику, многие школы с удовольствием готовы их принять. Нельзя ли рассмотреть возможность приоритетного трудоустройства для грантников? Потому что согласно договору по окончании учёбы у них есть обязательная отработка. Однако они идут по общему конкурсу вместе с более опытными коллегами: даже если у учителя год стажа, директор предпочтёт его. А грантники потом получают «письма счастья» от финцентра, где сказано, что если они не трудоустроились по специальности, то должны вернуть деньги, потраченные на их обучение.
Вице-министр отметил, что здесь всё-таки имеются определённые законодательные ограничения, и просто так обойти их, предоставив приоритет грантникам, невозможно. Однако он согласился с тем, что проблема есть, её необходимо рассмотреть более детально. Возможно, вопрос переадресуют специалистам Министерства просвещения РК.
* * *
Позже Камиль Акатов посетил Павлодарский педагогический университет имени Алькея Маргулана. Ректор Жанбол Жилбаев ознакомил гостя с материально-технической базой учреждения образования, результатами ремонтных работ, выполненных в университете. Вице-министр проверил состояние и готовность общежития и учебных корпусов, аудиторий и лабораторий вуза.
Марина КИСЕНКО.
Фото Адильхана АХТАМБЕРОВА.