Павлодарским учителям рассказали, как развивать у школьников чувство эмпатии на уроках по новой программе воспитания. Эти и многие другие вопросы рассмотрены участниками педагогического форума «Үздіктен үйрен: табысты мұғалім – табысты оқушы» («От успешного учителя – к успешному ученику»). Встречу организовали на базе школы инновационного типа имени А. Байтурсынова (СОШ №34), участие приняли более 500 педагогов областного центра.
На форуме педагоги активно делились опытом. Специалисты Павлодарского городского отдела образования рассказали: форум организован в рамках методической каникулярной недели с целью развития профессиональной компетенции и педагогических практик участников на основе лучшего опыта учителей-мастеров, победителей областных и республиканских конкурсов, которые показали свои мастер-классы.
Надо сказать, что многие тематические направления связаны с внедряемой Единой программой воспитания для учащихся школ и колледжей. О ней мы подробно рассказывали на страницах нашей газеты в прошлом номере в материале «Воспитывать по-новому».
– С целью распространения опыта отделом образования организован специальный трёхдневный воркшоп, – отметила заведующая методическим кабинетом Павлодарского городского отдела образования Асель Сипатова. – Сначала организована диалоговая площадка для директоров школ и их заместителей, затем учителя-предметники поучаствовали в мастер-классах. Основные темы – это планирование урока, оценивание, воспитание детей через предмет. Вся работа форума проходила по этим трём секциям. В завершение форума в каждой школе будет проведён методический день.
Открыл педагогический форум руководитель Павлодарского городского отдела образования Куаныш Кыдралин.
– Наши дискуссионные площадки проходят под девизом «От успешного учителя – к успешному ученику», – отметил главный педагог города. – Нам важно обсудить вместе с коллегами роль и место учителя в формировании выпускника XXI века, востребованного на рынке труда.
Куаныш Кыдралин особо подчеркнул, что качество школьного образования напрямую зависит от профессиональной подготовки учителей. Современным наставникам, по его словам, важно заниматься саморазвитием и самообразованием.
В пленарной части участники рассмотрели ключевые темы о профессиональной компетентности учителя, способного развивать у ребёнка функциональную грамотность. Своим опытом делились директор ОФ «Teachfor Qazaqstan», международный эксперт образовательных программ Международного бакалавриата (International Baccalaureate) и международной аккредитации Совета международных школ (CIS) Гульнара Салмен, тренер центра педагогического мастерства «Мұғалімнің үздіксіз дамуы – оның кәсібилігінің басты шарты» Каиржан Альмагамбетов. А ещё на встрече выступили кандидаты педагогических наук из Казахского национального педуниверситета имени Абая Лариса Лебедева и Асель Акпаева; директор школы имени А. Байтурсынова Татьяна Мигунова и другие. Эксперты поднимали такие темы, как «Оценка эффективности деятельности педагога: лайфхаки, приемы, решения», «Цифровой менеджмент – важнейший инструмент управления» и другие.
В секции для заместителей директоров школ по учебной работе обсуждались вопросы создания психологического комфорта в педагогическом коллективе с участием ассоциированного профессора и тренера Анастасии Алиясовой. Как выяснилось, тема актуальна и волнует многих педагогов общеобразовательных школ.
Во время мастер-классов участники форума рассмотрели вопросы эффективного планирования школьного урока, критериального оценивания и воспитания. Своими наработками поделились учителя, имеющие высокие квалификационные категории, а ещё тренеры центра педагогического мастерства и призёры конкурса «Лучший педагог».
На встрече выступила учитель начальных классов школы-лицея имени А. Шамкенова, обладатель звания «Лучший педагог» республики Жанара Жаксылыкова. Она рассказала о том, как можно развивать чувство эмпатии у школьников на уроках.
– В современном мире мы все учимся распознавать свои эмоции, – говорит Ж. Жаксылыкова. – Эмпатия – один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности педагога. Она непосредственно связана со взаимодействием. Это важно для учителя, врача, психолога, психотерапевта. От специалиста, который постоянно общается с людьми, зависит очень многое. Можно обозначить три критерия для эмпатии учителя: понять ученика, встать на его место, предвидеть его трудности в обучении. В этом и будет состоять процесс воспитания с этой точки зрения.
Учитель истории Павлодарской СОШ имени А. Байтурсынова, педагог-исследователь Татьяна Савченко провела для своих коллег мастер-класс по критериальному оцениванию учащихся.
– Наша творческая группа в ходе форума затронула тему критериального оценивания – новой системы оценивания в школе. В этой связи возникает много вопросов, поэтому мы создали диалоговую площадку, где обсудим основные проблемы. Это будет теоретический материал и разработка критериальных заданий, – рассказала Татьяна Савченко.
По словам педагога, учителя, которые успели пройти уровневые курсы по этим вопросам, никаких проблем с процедурой оценивания сейчас не имеют. У них накоплен нужный опыт, а у некоторых есть даже собственные авторские сборники. Проблемы, как правило, возникают у более молодых учителей. Они связаны с такими понятиями, как «дискриптор», «рубрика», «критерий», «обратная связь». Немаловажно и то, что педагогу требуется много времени для разработки специальных заданий к каждому уроку. Как особо подчеркнула Т. Савченко, важно учитывать, что само понятие оценивания сегодня – это не оценка результата, а возможность для развития школьника.
В рамках каникулярной недели во всех школах города прошли методические часы. По итогам работы форума приняты рекомендации, они направлены в учебные заведения.
Марина КИСЕНКО.
Фото предоставлено Павлодарским городским отделом образования.