• Сб. Ноя 23rd, 2024

Августовские уроки

Авг 29, 2023

В Павлодарской области намерены реализовать программу по выдаче грантов «Сельский учитель» и возобновить предоставление госгрантов на обучение абитуриентам из социально уязвимых категорий семей. Решено усилить работу по безопасности детей и профилактике буллинга, а поможет в этом создание альянса родителей. В регионе запланировано строительство нового Дворца школьников, а ещё стало известно о возвращении к 34-недельной продолжительности учебного года. Это означает, что он снова будет заканчиваться 25, а не 31 мая, как было в этом году.

Августовская конференция педработников «Справедливый Казахстан: качественное образование, честное поколение, успешная нация» состоялась в областном Дворце культуры имени Естая 24-25 августа, собрав педагогов со всех уголков нашего края. В ней принял участие аким Павлодарской области Асаин Байханов, отметив на встрече непростой труд и высокие результаты педагогов и их учеников.

– Павлодарские педагоги – лучшие в республике. Последние три года наша область занимает первое место в стране по эффективности региональных образовательных систем. В школьной копилке региона – более 280 медалей международных и республиканских олимпиад, – отметил Асаин Байханов.

Высокие показатели

В ходе конференции глава региона дал ряд поручений, в том числе по разработке региональной концепции воспитательной работы. Предполагается, что она должна охватить все ступени образования, начиная с дошкольной среды. Он поставил задачу усилить работу по повышению качества обучения детей казахскому языку с применением лучших методик и передового опыта успешных педагогов.

Следует сказать, что местные исполнительные органы обеспечивают необходимые условия для развития системы образования области. Например, в три раза увеличены расходы бюджета на материально-техническое оснащение организаций образования. На сегодняшний день полностью решён вопрос обеспечения школ оборудованными санузлами, источниками питьевой воды. В этом году для подвоза детей закуплено 46 школьных автобусов. В целом в течение трёх последних лет модернизировано 165 школ.

Как рассказала на встрече руководитель областного управления образования Самал Айтказина, в регионе сейчас действует 381 организация для дошкольников с общим охватом около 37 тысяч детей. Наряду с государственными учреждениями в области функционируют 13 частных детсадов и мини-центров. Всё это, к слову, позволяет региону сохранять лидирующие позиции по охвату детей дошкольным обучением и воспитанием в возрасте от года до шести лет. Отмечается, что кадровый потенциал воспитателей с высшим профильным образованием в настоящее время составляет 62 процента. Этот показатель планируют увеличить в этом году на три процента за счёт меморандума, подписанного с Павлодарским педагогическим университетом имени А. Маргулана.

С 1 сентября заработная плата воспитателей увеличится на 30 процентов, что, по мнению С. Айтказиной, должно повлиять на повышение престижа этой профессии. Во время конференции главный педагог области отметила заслуги воспитателя мини-центра «Гүлдер» Казанской СОШ Майского района Гульжанат Тулкиной, удостоенной звания «Лучший педагог дошкольной организации-2022» на республиканском конкурсе.

Что касается общего среднего образования, то по мониторингу образовательных достижений обучающихся в этом году Павлодарская область показала самые высокие результаты по республике. А в топ-100 лучших олимпийских школ Казахстана вошли школа-лицей №8 Павлодара, гимназия №3 для одарённых детей Павлодара, специализированная школа «Жас дарын», лицей «Білім-Инновация» для одарённых юношей, областной многопрофильный лицей-интернат, СОШ №35 Павлодара, №14 Аксу, №17 Экибастуза.

Развивать сельские школы

Отдельное внимание на встрече уделено развитию сельских малокомплектных школ, в частности их обеспечению кадрами. Для этого Асаин Байханов предложил реализовать программу по выдаче грантов «Сельский учитель».

– Поручаю акимам городов и районов реализовать проект – ввести разовую выплату в размере до пяти миллионов тенге и обеспечить арендным жильём. В приоритете должны быть инициативные педагоги в возрасте 35-40 лет, имеющие семью, с обязательной отработкой в сельской местности не менее пяти лет, – сказал Асаин Байханов.

Как заверил аким области, малокомплектные школы продолжат финансировать несмотря на то, что содержать такие учебные заведения стало невыгодно. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, необходимо приглашать в нашу область больше семей из трудоизбыточных регионов страны. Известно, что с начала этого года в Павлодарскую область переехали больше тысячи человек разных профессий: врачи, педагоги и другие специалисты. Однако несмотря на положенную им государственную помощь, часть переселенцев всё-таки возвращаются обратно по разным причинам – из-за недостаточно развитой инфраструктуры в сельской местности, неподходящих климатических условий и проблем с жильём.

Ещё одной важной темой стало получение грантов выпускниками школ, воспитывающимися в социально уязвимых семьях. Асаин Байханов поручил акиматам городов и районов возобновить выдачу абитуриентам из таких семей образовательных грантов, которые не выделялись в последние несколько лет.

Важна безопасность!

Речь на конференции шла о детской безопасности и развитии системы инклюзивного обучения. Отдельные проекты по инклюзии тоже намерены поддержать грантами. Асаин Байханов отметил, что необходимо рассмотреть предложения, поступившие от жителей области, и выбрать из них наиболее актуальные. На сегодняшний день в области работает 33 организации, оказывающие поддержку детям с ООП (особыми образовательными потребностями). В следующем году кабинеты инклюзии планируется открыть в Экибастузе и Аксу.

В рамках региональной концепции воспитательной работы, о которой мы уже упоминали выше, Асаин Байханов поручил акцентировать внимание на безопасности, в том числе на профилактике буллинга среди детей и подростков.

– Поручаю разработать единую дорожную карту по профилактике буллинга, подключить экспертов, родительскую общественность, которая на сегодняшний день готова поддержать эти начинания, – заявил аким. – Дополнительно поручаю управлению образования создать альянс родителей и провести первый региональный форум на День семьи к 10 сентября текущего года.

Тему безопасности детей продолжил директор департамента технического и профессионального образования Министерства просвещения РК Серик Джартыбаев. Он предложил внедрить национальный мониторинг индекса благополучия детей. А ещё родителей и детей начнут обучать эмоциональной грамотности.

– Мы создадим автоматизированную систему служб психологической помощи в школах, обеспечим образовательные организации лицензированной охраной, установим тревожные кнопки. Планируем реализовать всё это к началу учебного года, – подчеркнул С. Джартыбаев.

Нужны библиотекари

В системе технического и профессионального образования области тоже наблюдаются высокие результаты. Впрочем, это подтверждает то, что в нынешнем году наш регион выбран в качестве базы для проведения республиканской августовской конференции именно по направлению ТиПО. Во время республиканской коллегии отмечено, что в Павлодарской области не хватает библиотекарей. Сегодня их обучают только в одном вузе региона – Торайгыров университете. К настоящему времени в области модернизирован ряд библиотек, где внедрена система e-kitaphana, однако вопрос с кадровым обеспечением всё ещё до конца не решён.

– Предлагаю ввести эту специальность в систему технического и профессионального образования. Поручаю проработать необходимые для этого шаги областному управлению образования, – сказал Асаин Байханов.

Известно, что сейчас в области всего 57 процентов библиотекарей имеют профильное образование, а проблему низких зарплат библиотекарей обсуждают в Министерстве просвещения РК.

Но вернёмся к педагогам. Важно сказать, что одной из мер поддержки для них станет упрощение процедуры аттестации, то есть её автоматизация. Для этого учителей внесут в единую национальную базу, где будет создан личный кабинет на имя каждого из них. В нём будет отображаться вся необходимая информация о педагоге. Основное новшество для учителей заключается в том, что им больше не придётся сдавать тестирование по педагогике и методике преподавания, а только по своему профильному предмету. Кроме того, автоматизация процесса аттестации позволит исключить риски при трудоустройстве учителя в школу.

Ради комфорта

Во время республиканской конференции в формате телемоста перед павлодарскими педагогами выступили министр просвещения Гани Бейсембаев и заместитель Премьер-министра – министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова. В своём выступлении Тамара Дуйсенова предложила вернуться к 34-недельной продолжительности учебного года в школах. Новый, 2023-2024 учебный год завершится 25 мая.

– По этому вопросу было много нареканий в обществе и предложений со стороны педагогического сообщества. Нужно признать, что это мировая практика. На внедрение таких нововведений требуется более тщательная подготовка. Считаю, что решение министерства было оправданным, но поспешным. В этой связи полагаю правильным вернуться в текущем учебном году к 34-недельной продолжительности учебного года с его завершением 25 мая, – сообщила Т. Дуйсенова.

Она уточнила, что к этому вопросу будет целесообразно вернуться после 2025 года. Напомним, в августе прошлого года в Министерстве просвещения РК утвердили сроки окончания учебного года для казахстанских школьников – его продлили до 31 мая. Аргументировали это тем, что Казахстан входит в число стран, где самые продолжительные в мире школьные каникулы – 130 дней.

Как отметил в своём докладе Гани Бейсембаев, по поручению Главы государства в Казахстане возведут шесть новых Дворцов школьников, один из них построят в Павлодарской области. По его информации, в следующем году по проекту «Комфортная школа» в стране будут введены 217 учебных заведений на 461 тысячу ученических мест.

В министерстве планируют направлять на зарубежные стажировки по программе «Болашак» опытных руководителей организаций образования. Большое внимание сегодня государство уделяет развитию инфраструктуры. В этом году для сокращения 12 аварийных и 29 трёхсменных школ в Казахстане построят 154 учреждения на 132 тысячи мест, в том числе на средства Фонда поддержки инфраструктуры образования.

По данным Г. Бейсембаева, за последние три года в Казахстане закрыто 14 детдомов, из 22 тысяч детей-сирот 80 процентов воспитывают в семьях. В стране планируется внедрить альтернативную форму семейного устройства – в профессиональные приёмные семьи. В прошлом году более 700 детей-сирот получили квартиры.

Отметим, в рамках августовской конференции в области на базе разных учреждений работали секции, где педагоги выступали с докладами, обсуждали актуальные вопросы и подходы к развитию современной системы образования.

Отдельное внимание на встрече уделили поощрению педагогических работников за их нелёгкий труд. Как было отмечено в рамках конференции, некоторые педагоги, проработав в системе образования десятки лет, так и не получили никаких наград. По этой причине в Министерстве просвещения РК приняли решение награждать медалью «Еңбек ардагері» учителей со стажем работы в образовании тридцать и более лет.

В первый день конференции лучших работников образования нашего региона наградили Почётными грамотами, Благодарственными письмами от акима Павлодарской области и Министерства просвещения РК. Отмечены заслуги педагогов из Павлодара, Экибастуза, Майского, Железинского и Баянаульского районов.

Марина КИСЕНКО.

Фото Валерия БУГАЕВА.