• Сб. Июл 27th, 2024

Я — студент: Новые истории

Фев 8, 2024

Да будет свет!

Современный мир без электричества сегодня, наверное, просто невозможен. Трудно представить, что у нас исчезнет освещение из квартир и с городских улиц, пропадут холодильники, телевизоры, смартфоны, в организациях перестанут работать компьютеры, принтеры, факсы, перестанут пользоваться электричеством промышленные предприятия. Для нас, родившихся и выросших при полной электрификации, подобное – тема фантастического постапокалиптического романа или сюжет ночного кошмара.

В общем, в эпоху «электрозависимого» человека профессия электрика будет востребована всегда. Примерно так рассуждал студент высшего колледжа Торайгыров университета Омар Зейнулла при выборе профессии. Но изначальным побудительным моментом для него стал тот факт, что электроэнергетиком по специальности был его отец, и он всегда очень воодушевленно рассказывал о своей работе. Во всяком случае сына эти рассказы неизменно интересовали. Мальчик рос с желанием вырасти похожим на отца и получить такую же профессию, продолжить семейную династию. И, конечно, можно было не сомневаться в востребованности этой профессии во всех сферах жизни. Выбор специальности у Омара был взвешенным и осознанным.

Он говорит, что, поступив в колледж, только укрепился в своём выборе. Да и сам колледж стал неплохим вторым домом для молодёжи. Здесь созданы не только отличные условия для учёбы, но есть где и дух перевести – пообедать в просторной столовой, встать на переменке с ракеткой около стола для пинг-понга, чтобы сыграть партию с другими любителями настольного тенниса.

Но больше всего Омар благодарен педагогам, которые всегда готовы поддержать тех студентов, которые проявляют настоящий интерес к будущей профессии, здесь любят активных и инициативных. Когда осенью прошлого года студентам сообщили, что желающие могут принять участие в областной олимпиаде среди студентов, будущих электроэнергетиков, Омар загорелся этой идеей: хотелось испытать себя, узнать что-то новое. Он вспоминает, что такое желание проявили ещё два его одногруппника, однако один из них в процессе подготовки по каким-то причинам отказался от своих намерений. А сам Омар Зейнулла и его товарищ Айзат Вахит дошли до самого конца.

Подготовкой с ними занималась преподаватель Ольга Вилорьевна Тенизова – и для студентов, и для педагога это было непросто, ведь заниматься приходилось каждый день по два часа после основных уроков, а подготовку к новым лекциям и семинарам никто не отменял. Так что они не только учились по программе, но ещё и повторяли пройденный ранее материал. Дело было осенью, и необходимо было освежить знания, полученные в прошлые учебные годы, – за лето кое-что уже подзабылось.

Бывало, что после основных занятий они как бы заново проходили ещё две-три темы. И однажды наступил момент, что такую нагрузку он просто не в силах был больше выдерживать. Настроение студента не избежало внимания его наставников – куратора Ж.Т. Масгутовой и заведующей техническим отделением М.К. Кусаиновой: выяснив, что причиной всему просто усталость, ему дали целый день отдыха, позволив не приходить и на основные занятия. Конечно, с условием, что позже он всё наверстает и отчитается об этом. Омар признаётся, что этот свободный день послужил отличным лекарством от переутомления, он на самом деле помог парню перезагрузиться и обрести второе дыхание. Так что ещё один месяц усиленной подготовки он легко преодолел.

Наконец наступил день олимпиады. Утром он с Айзатом встретился в родном колледже, они получили от одногруппников пожелания удачи и успеха и отправились в высший колледж ИнЕУ, где проводились состязания, в которых приняли участие 23 студента из 12 колледжей области.

Олимпиада проводилась в два тура. В первом, теоретическом, студентам предстояло пройти компьютерное тестирование по специальным дисциплинам. Предстояло за два часа ответить на 60 вопросов и решить приложенные к ним задачи. Омар справился за полтора. Хотя, признаётся, были в этом тесте и такие вопросы, отвечая на которые, он в себе всё же сомневался. Поэтому результатов первого тура ждал с большим волнением, ведь низкие баллы не позволяли участникам пройти во второй. Но услышав, что получил второй результат, понял, что большинство его ответов оказались верными, и очень обрадовался – все эти часы подготовки оказались не напрасными. Прошел во второй тур и его одногруппник Айзат.

Во втором туре студентам предстояло решить практическую задачу – собрать схему. Омар признаётся, что особого опыта в этом вопросе у него не было: в колледже этим занимались, но в более простом формате. Здесь предстояло много заниматься различными измерениями, а время на выполнение задания было ограничено. В общем, Омару не хватило практики и времени, он немного не успел и был очень разочарован. Но вот Айзат уложился и собрал вполне рабочую схему – во время проверки все необходимые лампочки у него зажглись. И хотя сам Омар не стал призёром, он рад за своего напарника – Айзат Вахит по итогам олимпиады стал третьим. Так что, если бы в этой олимпиаде учитывался командный зачёт, их дуэт имел бы прекрасные шансы на победу.

Наверное, каждый участник мечтает о первом месте. Но, хотя Омар не стал первым, по зрелому размышлению пришёл к выводу, что участие в олимпиаде дало ему немало – он прошёл усиленную подготовку, укрепил свою базу теоретических знаний – и неплохую базу, учитывая второй результат в первом туре. А практика – дело наживное, главное не жалеть на неё ни времени, ни усилий. Олимпиада – отличное испытание для будущего специалиста. И испытание знаний, умений, характера – это лучшее узнавание самого себя, осознание своих сильных и слабых сторон.

Для студентов-электроэнергетиков фраза «да будет свет!» может стать отличным девизом, ведь она вмещает в себя не только свет знаний, но и свет (плюс комфорт), который нам дарит электричество.

Картина тестом

Здорово, когда недалеко от дома есть место, где можно обучиться любимому делу. Уроженке Железинского района Татьяне Тытюк в этом плане повезло – после девятого класса она поступила в Железинский профессиональный колледж на специальность повар-пекарь. И добилась прекрасных результатов, победив на областном конкурсе WorldSkills.

Родилась и выросла Татьяна в селе Жана Жулдыз. И сколько себя помнит, всегда интересовалась кулинарией. Первый опыт готовки получила ещё девочкой, когда мама и бабушка привлекали её к хлопотам по кухне. Татьяне всегда хотелось присоединиться к этому женскому священнодействию. Она говорит, что и мама, и бабушка прекрасно готовили, хотя специально этому искусству нигде не учились.

Маленькую Таню больше всего привлекала возня с тестом, она помнит, что первый свой бисквитный торт испекла, когда ей было 13, – в то время ещё с помощью мамы. Примерно в том же возрасте завела тетрадь для рецептов, которую регулярно пополняла. Эта её рукописная поваренная книга и сейчас хранится в родном доме, и записями дочери и внучки с удовольствием пользуются люди, дававшие ей первые уроки.

Когда она училась в девятом классе, в школе услышала, что в районном центре есть профессиональный колледж, но тогда ещё не знала, можно ли там поучиться любимому делу. Помогли педагоги. Узнав, что Таня хотела бы получить профессию пекаря, связались с колледжем, рассказали о потенциальной студентке, а из колледжа позвонили родителям Татьяны и рассказали об условиях поступления. Она вспоминает, как обрадовалась, узнав, что можно учиться в Железинке.

Говорит, что в колледже очень повезло с мастером. Ирина Владимировна Анцифирова умела так рассказать и показать, что всё становилось понятно, и повторить за ней было не так уж трудно. Были у студентов и производственные практики. Татьяна рассказывает, как её с однокурсницей отправили на практику в село Захаровка, где работает собственная пекарня. Достаточно большая: пекли формовой хлеб – до 200 буханок в день, батоны, багеты, булочки, торты, фруктовые бисквитные рулеты, пирожные. Что-то оставалось для реализации на месте, что-то увозили в другие сёла. На торты в пекарне принимали заказы – готовили традиционные бисквитные, украшенные белковым кремом медовики. Сначала девушки знакомились с пекарней, но через какое-то время практикантам спокойно доверяли работу на всех этапах – начиная с приготовления теста до выпекания и упаковки.

Но в целом Татьяна, наверное, считала себя такой же студенткой, как и все её одногруппницы, поэтому, когда ей предложили принять участие в областном конкурсе WorldSkills среди учащихся колледжей, она была и удивлена, и польщена одновременно. Но её наставники в неё верили, отмечая увлечённость и несомненные успехи студентки. Она согласилась, и начались отдельные занятия с Ириной Анцифировой по подготовке к конкурсу. Они знали, что там нужно будет показать своё мастерство в приготовлении круассанов и создании несъедобного панно из съедобных компонентов. Изучали разные рецепты, экспериментировали, выпекая рогалики с начинкой и без. Обсуждали, из чего и какую картину можно сделать для декорирования стола. Готовили, отбирая лучшие варианты.

Сам конкурс проходил в Павлодаре на базе технологического колледжа. Участников распредели по трём лабораториям – в каждой трудились по шесть человек. Всего состязались в кондитерском искусстве 18 старшекурсников колледжей городов и районов области. На первом этапе конкурсанты выпекали круассаны – простые и «в полосочку», которые следовало испечь из двух видов теста, добавив к одной части пищевой краситель. Татьяна выбрала красный цвет и постаралась выложиться полностью: следовало так свернуть рогалики, чтобы было видно чередование разноцветных полос.

Панно было приготовлено из солёного теста – многие рукодельники знакомы с этой техникой, иногда фигурки из такого теста лепят и школьники на уроках технологии. После высыхания фигурки полностью затвердевают. Татьяна приготовила целый пейзаж, в высоту картина достигала 80 сантиметров – довольно масштабный элемент декора, но таково было условие. Основой для пейзажа стали булочки с цветной посыпкой – они изображали землю, поросшую травой и цветами. Татьяна говорит, что у всех участников эти работы оказались интересными – были и корзины, и домики, и даже карусель. Но ей самой больше всего запомнилась работа студента технологического колледжа, изготовившего композицию «Лукоморье» – дуб с сидящей на его ветвях русалкой и расхаживающим по цепи котом учёным. Признаётся: была убеждена, что именно автор «Лукоморья» и станет победителем конкурса.

И вот наступил час оглашения результатов. Называли разные имена и разные номинации, её фамилия нигде не фигурировала, она уже даже приуныла – ну что ж, значит, не так уж была хороша. И когда объявили, что первое место присуждено Татьяне Тытюк, даже ушам своим не поверила. Она была очень счастлива. На память о победе у неё остались грамота, статуэтка и чудесные воспоминания. Ей интересно было всё – и готовиться к конкурсу, и участвовать в нём. Говорит, что при подготовке так набила руку с круассанами, что они и сегодня остаются её коронным блюдом. Но это не значит, что ничто другое её уже больше не интересует. Она по-прежнему продолжает выискивать новые интересные рецепты и осваивает их.

Галина ЕГОРОВА.