• Сб. Апр 20th, 2024

Квест-уроки

Фев 15, 2024

Открытый огонь тушили пожарные на территории павлодарской школы «Детвора». Под восторженные возгласы детей.

Спокойствие и никакой паники! Пожар был ненастоящий. В том плане, что развели его сами же пожарные, чтобы продемонстрировать ребятне огнетушитель в действии. А вот всё остальное, с чем пришли в школу представители экстренных служб в рамках акции ДЧС «Безопасное детство», было самое что ни на есть подлинное: и дефибриллятор, и водолазное снаряжение, и ТОК-800. Уверена, при упоминании последнего не все взрослые смогут ответить, что это такое. Я в том числе. Если бы утром не оказалась среди слушателей экспресс-курса по знаниям техники безопасности, устроенного подразделениями ДЧС Павлодарской области в школе, то вечером вопрос моей 7-летней дочери, знаю ли я, что такое ТОК-800, явно застал бы меня врасплох. Правда, мой краткий ответ о том, что это такой костюм, с помощью которого пожарные тушат пожар на автозаправках, ребенка не удовлетворил.

– Ну-у-у-у, почти правильно. Но надо было еще сказать, что это – теплоотражающий костюм. Отсюда и слово – ТОК! – с умным видом заключила моя первоклашка.

Но на этом домашний урок ОБЖ не закончился. Дарья как из рога изобилия сыпала новыми знаниями: нельзя разговаривать по сотовому, когда он заряжается, неправильно подавившегося человека стучать по спине, нужно, обхватив его сзади, надавить ему на живот…

Думаю, такое же домашнее обучение после акции «Безопасное детство» было у всех «детворят» и их родителей.

Идея в игровой форме привить младшеклассникам азы правил безопасности попала в яблочко.

– Недавнее землетрясение в Алматы, когда из-за паники были даже случаи выпрыгивания людей из окон, показало, насколько казахстанцы не готовы к возможным чрезвычайным ситуациям. Даже взрослые. Что уж говорить о детях! И появилась задумка – через игровые квесты обучить детей правильному поведению при различных чрезвычайных ситуациях. Традиционные учения, когда дети вместе с педагогами, пусть и не в панике, а организованно, выбегают из здания при условном пожаре или землетрясении, я отмела сразу, поскольку дети запоминают информацию только тогда, когда им это по-настоящему интересно, – рассказала директор Павлодарского образовательного комплекса «Детвора» Елена Яровенко.

Отмечу, интересно было не только детям, но и взрослым. Особенно про работу водолазов.

– Кто-то может мне сказать, что я сейчас держу в руках? – демонстрируя солидный моток веревки, поинтересовался у детей главный спасатель Павлодарского областного аварийно-спасательного отряда Максим Стец.

Оказалось, что «телефон». Ну, конечно, не в буквальном смысле. Спикер имел в виду, что для павлодарских водолазов именно веревка выполняет функцию телефона. Обычно водолазы работают в тройке. Один погружается в воду, его называют рабочим водолазом. Другой с веревкой в руках остается на поверхности. Это водолаз обеспечивающий. Он не только страхует коллегу-подводника, но и с помощью веревки общается с тем, кто под водой. Своеобразная азбука Морзе: бери левее, правее, вперед, назад, все нормально, поднимаюсь. А третий водолаз страхует первого, на случай если с ним вдруг что-то случится. Он так и называется – водолаз страхующий.

Пока водолаз работающий выполняет свою задачу под водой, его коллеги на поверхности могут по пузырям на воде определить, на какой глубине он находится. Если пузыри большие, спасатель погрузился на небольшую глубину, если мелкие, глубина его погружения, наоборот, большая.

Снаряжение водолазов весит больше сотни килограммов. Один грузовой ремень – 20 кило. Именно по этой причине детворе и не разрешили примерить костюм подводника, хотя ребята об этом и очень просили. Причем не только мальчишки. На костюм пожарного дети тоже смогли только посмотреть. Он, конечно, не столь объемный по весу, как костюм водолаза  (всего около 30 килограммов), но детям явно не под силу. А вот каски, перчатки, маски сотрудников противопожарной службы пошли по рукам. Все хотели почувствовать себя огнеборцем, наперебой прося друг у друга их примерить.

А вот на другой локации, где мастер-класс проводили сотрудники центра медицины катастроф, было как-то даже необычно тихо. Дети, и я нисколько не преувеличиваю, затаив дыхание слушали, как проводить непрямой массаж сердца, где и как считать пульс у человека, зачем при кровотечении, перевязав рану, нужно обязательно записать время, как спасти того, кто поперхнулся едой.

– При этом не стояла цель обучить детей непрямому массажу сердца, понятно, что в силу своего возраста они этого сделать не смогут. Важно было им дать общее представление об основных правилах оказания первой медицинской помощи. Да, они могли это видеть и на картинках книг, и в каких-то обучающих мультфильмах. Но одно дело просто видеть, и совсем другое – самому попробовать под контролем и с помощью специалиста, – говорит Елена Яровенко.

В спортивном зале школьники окунулись в атмосферу пожарно-тактических занятий, необходимых каждому спасателю ДЧС, чтобы совершенствовать свои навыки проведения спасательных операций. Детвора, поделившись на команды, на скорость соревновалась в быстрой доставке к условному месту пожара огнетушителя. Также сотрудники противопожарной службы рассказали о правильном поведении при возникновении пожара. Дети узнали, что в сильно задымленном помещении передвигаться лучше ползком, потому что огонь и дым распространяются снизу вверх; самое безопасное место при пожаре – это на балконе или возле окна, потому что здесь пожарные сразу же смогут найти человека; как вызвать экстренные службы с сотового телефона; что делать до приезда пожарной команды… А после все вышли во двор, где каждый желающий мог посидеть за рулем пожарной машины. Завершилась акция «Безопасное детство»… «пожаром», который огнеборцы ту же потушили, на практике продемонстрировав то, о чем в школе вели речь в теории.

Подобные поучительные акции в школе отныне обещают сделать традиционными.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото автора.