Здоровье в «цифре»
Здоровье в «цифре» 08.10.2021

Здоровье в «цифре»

Долгое время казахстанское здравоохранение оставалось за пределами цифровых технологий. Понятно, что внедрить их в медицине невозможно по щелчку пальцев. Однако сегодня ситуация во многом меняется.

Цифровизация помогает осуществить сбор данных о здоровье казахстанцев и доступ к ним, даёт возможность записываться на приёмы к специалистам не только по телефону, но и через мобильные приложения, сервисы электронного правительства и медицинские информационные системы (МИС).

Конечно, внедрение «цифры» в такой значимой, но при этом достаточно консервативной сфере не проходит гладко. Многие граждане сталкиваются с рядом проблем и недоработок внедрённых технологий. Мы разузнали, как развивается цифровизация в здравоохранении нашего региона. Известно, что с начала 2019 года казахстанские поликлиники и стационары, оказывающие услуги в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи, поэтапно перешли на безбумажное здравоохранение.

Второй год подряд медики работают с максимальной нагрузкой в условиях пандемии и одновременно переживают этапы становления цифровизации. Многие из них говорят, что с нововведением ожидаемого облегчения труда врачей не произошло. Наоборот, работа докторов и медсестёр во многом усложнилась.

Павлодарские медики рассказывают: все заболевания поделены на группы по гарантированому объёму бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательному социальному медицинскому страхованию (ОСМС). Они имеют свои коды, а их перечень представлен в большом документе. При этом врачу каждый раз требуется немало времени, чтобы найти нужный код заболевания для предоставления услуг пациенту с учётом соответствующего источника финансирования. К слову, у медиков имеется ежемесячный план финансирования по двум источникам (ГОБМП и ОСМС). Его необходимо выполнять так, чтобы не было перевыполнения или недовыполнения. При таком непростом порядке финансирования часто происходит путаница, поэтому не исключены человеческий фактор и ошибки. В настоящее время основным поставщиком МИС по Казахстану считается Damumed, однако по ней возникает достаточно много вопросов.

Действительно, в прошлом году большой резонанс в Казахстане вызвала ситуация с выявленными Минздравом приписками в паспортах здоровья по услугам, что фактически не были оказаны людям. И до сих пор одни пациенты находят в приложении Damumed непонятные записи на приёмы, а другие просто не могут зарегистрироваться в информационной системе, поскольку им приходят уведомления, что их ИИН привязан к другому мобильному телефону.

В социальных сетях можно увидеть немало постов с возмущениями от граждан. К примеру, в паблике @Zhaloby_pavlodar в Instagram жительница Павлодара недавно сообщила: по плановому скринингу её ребенка записали к стоматологу на приём, о котором они даже не были в курсе. Другой пользователь сети в комментариях к этому посту сообщил, что тоже столкнулся с некорректной работой МИС – в уведомлении указано, что на приём к доктору её ребёнка записали на 23 часа 30 минут.

Ещё одна жалоба от жительницы областного центра связана c информационной системой InfoMed Kazakhstan. Женщина рассказала, что когда один из членов её семьи находился на больничном, в личных данных она заметила приписку, что их три дня подряд посещала медицинская сестра. И, судя по тексту сообщения, ему даже якобы были сделаны анализы. По её словам, в действительности к ним никто не приходил и никаких анализов не брал.

Как сообщают специалисты республиканского Фонда социального медицинского страхования, в Казахстане по итогам мониторинга амбулаторно-поликлинической помощи только за первое полугодие 2020 года выявлено свыше 11,5 тысячи случаев фактически не оказанных, но внесённых в информационные системы медицинских услуг на общую сумму 75,4 миллиона тенге.

Представитель ТОО «Центр информационных технологий «Даму» по Павлодарской области Владимир Соколов говорит: в Павлодарской области программа Damumed начала тестироваться с конца 2017 года, однако с этого времени подверглась большим изменениям.

– Практически все случаи, возникшие с программой Damumed, можно чётко объяснить, – отмечает Владимир Соколов. – Всё-таки никто не отменял человеческий фактор, он, конечно, присутствует. Есть моменты, связанные с плановыми осмотрами школьников. Когда скрининговая группа приезжает в школу, она имеет дело с 1,5 тысячи учащихся, из которых необходимо обследовать, например, 700 детей. На это даётся три дня. Получается, что всех учеников невозможно одновременно внести в программу, поэтому возникают записи в то время, когда, по сути, медучреждение уже работать не может. Что касается таких осмотров, то это не приглашение на приём, а просто уведомление об обследовании внутри учебного заведения. При этом медики не берут туда с собой технику, они фиксируют данные от руки, а уже затем, возвращаясь на рабочее место, вбивают их в программу. Просто не все люди вникают в подобные нюансы работы.

По словам Владимира Соколова, несмотря на то, что большинство медучреждений Павлодарской области используют программу Damumed, альтернатива у них всё равно существует. Ежегодно в регионе появляется порядка двух-трёх новых поставщиков подобных услуг, предлагающих первым руководителям лечебных организаций заключить договор на новых условиях.

– В этом году две павлодарские организации – медцентр «Профимед» и диагностический центр перешли на другие информационные системы, – рассказывает Владимир Соколов. – В крупнейшей Павлодарской поликлинике №1 тоже установлена другая система, несколько лет они работают в InfoMed Kazakhstan. В этом вопросе наша компания занимает нейтральную позицию. Никто никого не удерживает, ведь законы рынка не отменяли.

Специалист подчёркивает: программа Damumed продолжает развиваться. В ближайшее время через неё планируется внедрить постановку людей на инвалидность. Предполагается, что такая функция значительно облегчит весь этот процесс. В целом простейшие обновления программы Damumed проходят еженедельно, а более масштабные – примерно один раз в полгода.

На сегодняшний день в Павлодарской области Damumed пользуются 75 медицинских и социальных организаций, из них 31 государственная и 44 частных. Техническое сопровождение по Damumed осуществляется через круглосуточный колл-центр по номеру телефона +7 775 007 03 50. Кроме этого, решить свои вопросы можно посредством письменного обращения в техслужбу или в приложении Telegram @Damumed_Bot. Скорость реагирования на заявку от пользователя составляет 20 минут. Есть и другие способы сообщить о своих жалобах или задать возникший вопрос по работе МИС. Фонд ОСМС просит обращаться для этого по номеру 1406 или через мобильное приложение Qoldau 24/7.

По данным управления здравоохранения Павлодарской области, в настоящее время в нашем регионе функционируют и другие медицинские информационные системы. Это InfoMed Kazakhstan, «Надежда», InFoDonor, «Көмек-103» и «Авиценна».

– Медицинская организация – юридическое лицо, которое вправе самостоятельно выбирать поставщика по обслуживанию в информационных системах. Порядок заключения и расторжения договора действует такой же, как и для всех остальных поставщиков услуг, – сообщили в ведомстве.

Известно, что сегодня до двухсот тысяч жителей Павлодарского Прииртышья пользуются мобильными приложениями при получении услуг, оказываемых региональным управлением здравоохранения. Из них около 30 тысяч – сельчане.

Конечно, цифровизация в Казахстане продолжает внедряться, однако далеко не всегда эти результаты оправдывают ожидания тех, кто сталкивается с ней ежедневно. На одной из столичных встреч в июне этого года председатель Казахстанского общества врачей-гематологов Ирина Пивоварова рассказала об основных проблемах цифровизации в медицине. Она подчеркнула, что врачи хотят «уйти от стука по клавиатуре и перейти на дисплейную технику».

– То, что происходит сейчас, это, возможно, один из этапов развития, но тем не менее это некая имитация цифровизации, так как тонны бумажных форм и отчётов просто перекочевали в наши компьютеры. Мы продолжаем что-то вбивать, вносить в таблицы, заполнять графики вместо того, чтобы концентрироваться на пациенте. Это приводит к профессиональному выгоранию, – сказала Ирина Пивоварова.

Отмечается, что в некоторых лечебных учреждениях Казахстана по-прежнему отсутствует автоматическая передача сведений о госпитализированных больных в поликлинику по месту прикрепления. Во многих отечественных медучреждениях до сих пор не созданы call-центры, не работают служба поддержки пациентов, электронные табло, нет современных технологий управления очередями и консультирования в режиме реального времени.

Марина КИСЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.

Количество показов: 3850

Возврат к списку

За новый Казахстан!
14:52 21.05.2022

Под домбровые напевы
22:54 20.05.2022

Касается каждого
21:20 20.05.2022

«Amanat» поддерживает
21:18 20.05.2022

Первый не только по бахчам
21:12 20.05.2022

Против мошки
21:06 20.05.2022

Переезд закрыт
21:00 20.05.2022

Что будет после референдума?
03:49 20.05.2022

Голосуйте за будущее страны!
00:36 20.05.2022

В стиле "хай так"
06:26 19.05.2022

Купаться опасно
06:21 19.05.2022

А обещали земляные горы…
06:15 19.05.2022

К новой политической культуре
18:22 18.05.2022

Навигация по конституционным Поправкам
18:19 18.05.2022

Укрепить единство
18:17 18.05.2022

Доверие народа возрастёт
18:16 18.05.2022

По городам и сёлам
18:10 18.05.2022

Первым делом – референдум
18:09 18.05.2022

Знаковое событие
18:02 18.05.2022

Усилить роль Ассамблеи
18:01 18.05.2022

В интересах народа
18:01 18.05.2022

Поддержать Новый Казахстан
17:56 18.05.2022

Приверженность демократии
17:54 18.05.2022

Решает народ
12:16 18.05.2022

Не останемся в стороне
12:13 18.05.2022

Мы поддержим!
12:06 18.05.2022

Референдум
10:11 18.05.2022

Закрывайте окна!
20:25 16.05.2022

Купаться запрещено
20:24 16.05.2022

Теперь и связка «по колено»!
20:22 16.05.2022

На рынке недвижимости похолодало?
11:10 14.05.2022

Платить будут больше
11:01 14.05.2022

Не в коня пастбища
10:59 14.05.2022

Всецело поддержим
09:56 13.05.2022

Не останьтесь в стороне
23:43 12.05.2022

По новому адресу
21:41 11.05.2022

Конфликт исчерпан?
10:22 07.05.2022

На грани закрытия
10:19 07.05.2022

На выгодных условиях
22:04 05.05.2022

Ценить, дружить, творить
02:31 30.04.2022

Начало навигации
02:20 30.04.2022

Экосовет на разрезе
02:18 30.04.2022

30 апреля 2022 года, суббота
01:25 30.04.2022

Во вред или во благо
01:15 30.04.2022

Можно выдохнуть
00:11 30.04.2022

Жестокие игры, или в приёмной у психолога
00:56 28.04.2022

Сдай за деньги
00:50 28.04.2022

Осторожно, злая собака
00:50 28.04.2022

Запасы пока есть
00:36 28.04.2022

И со щами, и с голубцами
00:23 28.04.2022

Нужно подождать
00:21 28.04.2022

Праздники впереди
00:12 28.04.2022

Ищем таланты
00:10 28.04.2022

28 апреля 2022 года, четверг
00:02 28.04.2022

Один к двум
10:37 27.04.2022

Алло, это мошенники
10:34 26.04.2022

Ответственный подход
10:32 26.04.2022

У деревьев – паспорта
10:30 26.04.2022

26 апреля 2022 года, вторник
10:12 26.04.2022

Весомые аргументы
11:20 25.04.2022

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт