За что же платим?
За что же платим? 09.06.2022

За что же платим?

За что мы платим домофонным компаниям? Споры вокруг законности деятельности этих фирм, точнее, взимания абонентской платы за обслуживание, время от времени возникают в Казахстане. Однако часто завершаются пустым выхлопом. И отказаться от по сути навязанных услуг не так-то просто.

Известному юристу – представителю павлодарского общества защиты прав потребителей «Савар» Юрию Страхову в этом плане можно позавидовать. Пожалуй, в Павлодаре он один из немногих, кто не платит ежемесячную абонентскую плату за пользование домофоном и при этом не получает квитанции с многотысячными долгами.
Отказался и не плачу
– При установке домофонной системы я сразу сказал, что домофон мне не нужен, просто отказался заключать договор на обслуживание. Трубки в квартире у меня нет, я заплатил только за ключи и пользуюсь ими. Домофонная фирма может взимать ежемесячную плату только на основе отдельного договора. И потом, если у вас нет договора, но вы хотя бы раз оплатили, то считается, что согласились и платите. Чтобы отказаться от услуги того же домофона, вам необходимо обратиться в обслуживающую фирму и написать соответствующее заявление. Даже если договор подписан, потребитель вправе его расторгнуть. Если компания игнорирует ваше обращение, продолжает начислять плату за абонентское обслуживание, то здесь уже идёт нарушение права потребителя, и в этом случае следует обращаться в суд.

– А можно обойтись без суда?
– При условии, если, к примеру, заявления об отказе от услуг напишут не один-два павлодарца, а хотя бы человек десять. В этом случае любое общество защиты прав потребителей, имея на руках претензии людей, сможет заняться поиском решения проблемы. То есть обратиться в тот же антимонопольный департамент и далее, при необходимости, уже в суд. Но в любом случае инициатива должна исходить от горожан, как известно, под лежачий камень вода не течёт.
К слову, по информации областного антимонопольного ведомства, подобных заявлений от жителей областного центра пока не поступало, то же самое нам сообщили и в департаменте защиты прав потребителей.

Проверили и обязали
Между тем сотрудники антимонопольного департамента Мангистауской области ещё год назад взяли инициативу в свои руки и проверили деятельность домофонных компаний. Результаты проверки антимонопольщики разместили на своей официальной странице в Instagram. В частности, специалисты пришли к выводу, что «домофонные компании, нарушая конституционные права граждан и злоупотребляя их доверием, обогащались путём установления дополнительных требований и обязательств жителям Актау». По данным ведомства, правоотношения между жильцами и домофонной компанией прекращаются после надлежащей установки и ввода в эксплуатацию оборудования – домофонной системы.
«В дальнейшем, при поломке или выходе системы из строя, обслуживающая компания устраняет поломку в системе и взимает плату за фактически оказанную услугу, – говорится в сообщении. – Принцип установки и обслуживания домофонной системы не отличается от таких видов услуг, как установка бойлера или кондиционера. Однако домофонные компании, вводя потребителей в заблуждение, помимо установки системы заключали договора на обслуживание, при этом установив абонентскую плату, как коммунальные службы. Стоит отметить, что коммунальные службы, в отличие от домофонных компаний, несут расходы, связанные с производством: вода, канализация, тепло, электричество. Домофонные же компании не платят за потребление электроэнергии самой системы, и такие расходные материалы, как трубка, ключи и прочее, реализуют за отдельную плату. Таким образом, стоит полагать, что взимание абонентской платы неправомерно. При установке домофонов включаются все расходы, в том числе стоимость самой системы. Однако домофонные компании, преследуя корыстные цели и желая получить сверхприбыль от деятельности, не передают домофонное оборудование на баланс жителям, которые являются законными владельцами общего имущества. Денежные средства абонентов, исправно выполняющих требования домофонных компаний, расходуются на содержание дорогих офисов и раздутого штата, аренды элитных автомобилей для работников, страхование персонала и личные цели». Местный департамент внёс акт антимонопольного реагирования, потребовал устранить выявленные нарушения, указав, что в противном случае домофонные фирмы ждёт расследование, с последующей конфискацией монопольного дохода, крупным штрафом и даже возможным досудебным разбирательством.

Плата за воздух?
Как сообщил в телефонном разговоре нашей газете глава департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по Мангистауской области Бауржан Есенов, это предписание владельцы домофонных фирм исполнили. В итоге жильцы более 1500 актауских многоэтажек уже почти год не платят абонплату за домофоны.
– Здесь надо исходить из обычной логики: одно дело, когда нужно платить за коммунальные услуги: тепло, свет, воду, – говорит Бауржан Есенов. – А домофон за что – просто за воздух? Мы приглашали домофонные компании, спрашивали, что включает в себя тариф за обслуживание, а в Актау он был 400 тенге. Они не могли объяснить. Говорили, что в оплату входит обслуживание, якобы сложный механизм требует ежедневного вмешательства – но это же обычный прибор. Просто народ пассивный. Сами жители должны активизироваться, обратится в домофонные фирмы, а если те откажут в расторжении договора – обращаться в департамент защиты прав потребителей.
Отметим, по словам Бауржана Есенова, Актау пока остаётся единственным городом, где потребители прекратили содержать домофонные фирмы. И, как ни странно, этот положительный опыт больше никто не позаимствовал. А надо бы. Теперь немного математики: в нашем подъезде 40 квартир, абонентская плата за обслуживание с каждой – 300 тенге, итого в месяц общая сумма сбора составляет 12 тысяч тенге. Учитывая, что в доме пять подъездов, то ежемесячно только с нашей многоэтажки домофонная фирма имеет 60 тысяч тенге, а в год – 720 тысяч тенге. Только представьте, какие суммы оседают в карманах владельцев домофонов. Спрашивается, за что?

Домофонное рабство
По примеру мангистауских антимонопольщиков мы тоже решили обзвонить несколько домофонных компаний и узнать, что входит в абонплату. Диалог с сотрудницей одной их фирм получился весьма занятный.
– Вы платите за то, что двери открываются и закрываются, вы пользуетесь трубкой. Раз в полгода у вас может доводчик полететь.
– Но ведь это разовая услуга, а за что взимается абонплата?
– Мы выезжаем при оформлении заявки о поломке, на ремонт оборудования, трубок в квартире, раз в год ребята проверяют состояние двери, если ее надо покрасить, то в обслуживание входит ещё и покраска. Дверь ведь наша, это собственность компании. При отказе от услуг мы демонтируем свою дверь. Вы платите за обслуживание двери, трубок. Вы можете купить дверь, она стоит 200 тысяч тенге.
– Тогда ежемесячно платить не будем?
– Как это не будете, будете.
– Ну мы же купим дверь…
– Тогда вам нужно купить полностью оборудование – доводчик, магнит, якорь, панель управления, кнопку выхода, всё это нужно приобрести. И если у вас что-то поломается, вы можете вызвать компанию, и она вас разово обслужит.
– А сколько будет стоить оборудование?
– Я не могу вам сказать, и ни одна компания вам этого не скажет.
Моя собеседница оказалась права: обзвонив ещё ряд фирм, я услышала такие же дежурные ответы, а в одной из компаний вообще сослались на коммерческую тайну.
При подготовке материала нашла свой договор с домофонной фирмой за 2007 год. Сразу оговорюсь, мной он не подписан. В тексте отмечается, что в случае неуплаты абонентской платы услуга прекращается автоматически. Чтобы её подключить, нужно вызвать мастера за отдельную плату. При этом указывается, что отключение домофонной системы не освобождает заказчика от ранее принятых обязательств. К тому же не более чем раз в год компания может поднять оплату на услуги на 30 процентов при условии повышения цен на расходные материалы. Словом, то ещё домофонное рабство.
Павлодарка Марина Калиева три года назад решила расторгнуть договор с домофонной фирмой, оформила письменный отказ, в котором указала, что домофонную трубку в квартире не устанавливала и пользуется только ключами. Однако компания продолжает ей начислять ежемесячную оплату. За три года долг достиг больше 150 тысяч тенге, и эта сумма продолжает расти.


– Самое интересное, что компания не подаёт на меня в суд. Любой другой услугодатель уже бы давно попытался взыскать с меня долги. А наши домофонщики молчат. Я думаю, что у домофонной фирмы просто нет законных оснований требовать с меня оплату, – говорит павлодарка.

Где выход?
Председатель республиканского общественного объединения «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей», общественный защитник Виктор Сыздыков отмечает, что услуги домофонных компаний не относятся к числу обязательных комуслуг.

– Домофон – это навязанная услуга. К обязательным платежам относятся коммунальные услуги и содержание дома, которые подтверждены юридически Законами и правилами предоставления коммунальных услуг, в том числе законом «О жилищных отношениях». Все они подкреплены договорами. У домофонных компаний нет договоров, если бы они начали кампанию по заключению договоров индивидуально с каждым, то орган управления домом вмешался бы и не позволил этого сделать. Потребитель должен знать свои права, нужна ли ему эта услуга или нет, и только от него зависит – платить за неё или нет. Закон «О защите прав потребителей» запрещает навязывание услуги. Домофонные компании за всё уже получили при установке двери. За трубки мы заплатили, дверь уже давно себя окупила.
– Почему, по вашему, опыт Актау не перенимают другие города?
– Потому что органы управления домами в виде бывших КСК, которые имеют от десяти до ста домов, не заинтересованы в индивидуальной защите каждого своего жителя. Им нужны только взносы жильцов. Внедрение института ОСИ позволяет собственникам самим рационально использовать эти деньги. Вся проблема в том, что мы не можем самоорганизовываться, каждый живёт в своем мирке и не знает, что творится за порогом его квартиры. Что касается абонентской платы за домофоны – это прямое нарушение прав, которое запрещено Конституцией, и навязывание прав, которое запрещает Закон «О защите прав потребителей». Сразу два закона нарушается, и это давно всеми понято. Но из-за пассивности жильцов домофонные фирмы продолжают получать деньги. Не надо бояться, когда-то же надо начинать с ними бороться. Это не нужно ни участковому, ни жилищной инспекции, ни кому-то еще. Это нужно жильцам, и пока они не возьмут инициативу в свои руки, ничего не изменится.

Анна УРАЛОВА.
Фото с сайта astana-akshamy.kz.

Количество показов: 3854

Возврат к списку

Для будущих чемпионов
19:47 01.07.2022

Второй шанс
19:42 01.07.2022

Сотня домбристов
19:22 01.07.2022

Программа в действии
07:49 30.06.2022

Почему растёт число ЧП на воде
07:46 30.06.2022

Спрос на качество
07:38 30.06.2022

Где лучше отдохнуть…
06:02 28.06.2022

В апельсиновом цвете
05:57 28.06.2022

Космос в помощь
05:53 28.06.2022

Цветочное лето
11:04 25.06.2022

Переходим на новый формат
10:59 25.06.2022

Ударили количеством по качеству?
10:57 25.06.2022

Километры труб
10:47 25.06.2022

Спасая жизни
10:55 23.06.2022

Для очередников и переселенцев
06:33 23.06.2022

Автобусная перезагрузка
06:29 23.06.2022

Будем с луком и капустой
06:25 23.06.2022

Красоту Баянаула нужно сохранить
19:35 20.06.2022

Вместо времянок
19:33 20.06.2022

Горький привкус сахарной проблемы
19:30 20.06.2022

Праздник для павлодарцев
19:58 19.06.2022

Изменить мечту
15:54 19.06.2022

ОСИ откладывается
15:52 19.06.2022

Есть места
15:44 19.06.2022

Лето с пользой
21:20 15.06.2022

Обновят дворы
21:18 15.06.2022

Помогут чем смогут
21:15 15.06.2022

Добровольно и принудительно
21:33 13.06.2022

Добровольно-принудительно
21:12 13.06.2022

Важные вопросы
21:02 13.06.2022

Сезон открывается
21:37 10.06.2022

Кого едят комары?
21:34 10.06.2022

Школы похорошеют
21:30 10.06.2022

За что же платим?
06:38 09.06.2022

Гусеничное нашествие
06:34 09.06.2022

Будет сквер
06:29 09.06.2022

Школа отменяется
08:36 07.06.2022

Семена легли в почву
08:34 07.06.2022

Терапия для особенных детей
08:31 07.06.2022

Спешила проголосовать
16:32 05.06.2022

Актуальные сведения по явке избирателей
12:29 05.06.2022

Сельчане голосуют
11:34 05.06.2022

О работе общественного транспорта в день референдума
11:30 05.06.2022

Первым - подарки
11:26 05.06.2022

Референдум. Голосование началось
11:24 05.06.2022

Остался месяц
00:05 04.06.2022

Аванс платежом красен?
23:38 03.06.2022

В цифровом формате
23:35 03.06.2022

На дачу без доплаты
23:29 03.06.2022

Изменения в Конституцию отразятся на жизни всех казахстанцев – А.Оралов
22:28 03.06.2022

В памяти навечно
21:45 01.06.2022

Светлая дорога в Новый Казахстан
21:41 01.06.2022

Горько отменяется!
21:38 01.06.2022

Цифровизация становится ближе
21:36 01.06.2022

Не ходите, люди, в Африку гулять
21:34 01.06.2022

Сделать детей счастливыми
23:34 31.05.2022

Праздник детства и творчества
22:11 30.05.2022

Микрорайон Сарыарка: расселят всех
22:04 30.05.2022

За что платим?
21:59 30.05.2022

Ушёл и не вернулся
14:04 28.05.2022

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт