Волшебство баяна
Волшебство баяна 02.12.2021

Волшебство баяна

С победой в Павлодар вернулся преподаватель Павлодарского музыкального колледжа, артист оркестра казахских народных инструментов имени Рустамбека Омарова Павлодарской областной филармонии Мади Ботагузов.

Когда рассказываешь о Мади Сагатовиче, так и хочется написать – «с очередной победой», ведь он и на самом деле с фестивалей и конкурсов различных уровней привозил и первые места, и Гран-при, даже когда приходилось за большой приз в музыкальном поединке встречаться с международными мастерами. Так было в конце 2019 года в Барнауле, где Мади Ботагузов участвовал в международном конкурсе «От Рождества к Рождеству». Наверное, это был один из последних конкурсов «доковидных» времен, где участвовали многие павлодарские музыканты. Тогда Мади боролся за обладание главным призом с китайской пианисткой Чжао Вань Чжень – студенткой Московской государственной консерватории. Ведь Гран-при разыгрывался один среди всех конкурсантов, вне зависимости от номинации, инструмента и возраста участника. Именно имя павлодарского музыканта назвали единодушно все члены жюри, когда пришло время объявить победителя.

И вот недавно Мади Сагатович вернулся домой с новым «большим призом» – на этот раз отечественного конкурса профессионального мастерства среди преподавателей специальных дисциплин колледжей в сфере культуры и искусства. Это был первый такой конкурс в Казахстане, проводился он во второй половине ноября в Таразе на базе Жамбылского высшего гуманитарного колледжа имени Абая.

Мади Сагатович рассказал, что конкурс был организован для преподавателей колледжей в сфере искусства – музыки, вокала, хореографии, живописи, актёрского мастерства, декоративно-прикладного искусства. Во многих областях Казахстана имеются такие универсальные колледжи искусств, где преподают все эти дисциплины. У нас такого учебного заведения нет, но это не значит, что у нас нет и талантливых педагогов, которым подвластны все сферы искусства. Правда, возможно, из-за того, что они работают в разных учебных заведениях, не все знали о конкурсе и имели возможность поехать на него, наша область не смогла представить конкурсантов во всех номинациях. Так получилось, что единственным участником из Павлодара стал Мади Ботагузов. В общем, можно сказать, пришлось отдуваться за всех. И он не подкачал – получил Гран-при.

Мади Ботагузов выступал в номинации «Инструментальное исполнительство», в которой сошлись более сорока преподавателей музыки. Мади Сагатович рассказал: изначально планировалось, что внутри этой номинации участников поделят ещё и по инструментам, с которыми они выступают, ожидалось, что их окажется намного больше, ведь заявок поступило немало. Однако не у всех получилось принять участие в конкурсе, который проводился в режиме офлайн, и в итоге всех инструменталистов объединили в одну группу (правда, судили их разные профессионалы). Причины тому могут крыться и в другом. Конкурс проводился впервые, и положения его ещё некоторое время уточнялись и менялись. Мади Сагатович узнал о нем в октябре – за месяц до его начала, поэтому постарался подготовиться в такие короткие сроки, хотя порой к некоторым конкурсам музыканты готовятся задолго – иногда за один-два года.

Про себя он говорит, что настолько соскучился по конкурсам, выступлениям, общению с коллегами, что как только узнал о предстоящем состязании, решил немедленно ввязаться в схватку, благо что к его началу он успел выздороветь и восстановиться после коронавирусной инфекции. Он подчеркивает, что участие в таких мероприятиях здорово стимулирует людей творческих, которые имеют возможность посмотреть и послушать лично, чем живут другие музыканты, что их сегодня интересует, что нового происходит в мире музыки. Но нынешний конкурс имеет значение и с педагогической точки зрения – ученики не только болели за своих педагогов, но и видели, как они готовятся, волнуются, как их мотивируют состязания, как они полностью выкладываются на сцене, не пасуя перед соперниками или строгим жюри. Ведь и самим ученикам когда-то предстоит то же самое. В нынешнем конкурсе приняли участие педагоги со стажем – не обязательно слишком большим, но не менее трёх лет. Показать свое мастерство смогли и педагоги старшего поколения, у которых, быть может, не слишком часто выпадают такие возможности и для которых такие мероприятия продлевают твочерское долголетие.

Мади Ботагузов работает преподавателем по классу баяна в ГУ «Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат для одарённых детей» без малого восемь лет. В своё время окончил музыкальную школу, затем – Павлодарский музыкальный колледж, после него – Казахский национальный университет искусств. А в 2019 году снова стал студентом – поступил в магистратуру Алтайского государственного института культуры, где учится заочно, так что преподавание и учебу приходится совмещать. При этом большинство сессий проводится офлайн – дистанционной была одна в прошлом году, и в нынешнем году в связи с болезнью ему разрешили сдавать экзамены удалённо. Такое стремление постоянно повышать свое мастерство, готовность узнавать что-то новое наверняка импонирует многим его ученикам, ведь только по-настоящему увлечённый своим делом человек способен увлечь им и остальных. Сам он убежден, что и ему самому в свое время везло именно на таких увлеченных педагогов, ярких и интересных музыкантов: в разное время его учителями были Тамара Павловна Креймер (Подхватилина), почётный работник образования Рес­публики Казахстан Мейрман Нурланович Алимкулов, заслуженный артист Республики Татарстан, профессор Дамир Рафхатович Султанов.

Сейчас Мади Сагатович работает в должности заведующего отделением русских народных инструментов музыкальной школы-интерната для одарённых детей и преподавателем по классу баяна и аккордеона в музыкальном колледже. И его ученики тоже неоднократно становились победителями в самых разных конкурсах. А ведь ещё он немало работает над переложением различных произведений для баяна, Пока его ноты нигде не издавались, но когда-нибудь он надеется найти время, систематизировать свои записи и опубликовать.

Сам он всегда ищет что-то новое. Для конкурса в нынешнем году необходимо было представить четыре произведения – зарубежного композитора, русского или казахского композитора, традиционный казахский кюй на своём инструменте и произведение современного композитора. Так что диапазон жанров, стилей, эпох, направлений мог быть очень широким. В его исполнении прозвучали произведения Баха, Д. Султанова, переложение для баяна кюя Каршыги Ахмедиярова – известного казахского композитора, кюйши, домбриста, преподавателя Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, которому в нынешнем году исполнилось 85 лет. Кюй «Устазга» был выбран не случайно, ведь это посвящение учителю. В этом выборе и благодарность самому автору, который для многих казахстанских музыкантов стал учителем, и соответствие тематике конкурса, в котором участвуют педагоги. А переложил кюй Дамир Рафхатович Султанов – учитель самого Мади Ботагузова. Такая преемственность педагогов и учеников, которые в своё время тоже начинают учить.

Обретает что-то или, наоборот, теряет музыкальное произведение, когда его исполняют на другом инструменте – не том, для которого было написано? Кюй на баяне всё же звучит немного иначе, чем на домбре. Конечно, домбра – традиционный инструмент, но каждая обработка дарит привычному произведению что-то новое, обогащает его звучание, придает своеобразные нюансы, позволяет делать акценты, а у баяна для такого богатого интонациями звучания очень много возможностей, считает Мади Сагатович. Наверное, можно добавить и предположение, что чем чаще к произведению обращаются разные музыканты, перекладывают для своих инструментов, тем популярнее оно становится, продлевается его жизнь. К тому же интерес разных музыкантов к определенному произведению – лишнее доказательство его талантливости. А ещё, добавляет Мади Ботагузов, в Казахстане уже накоплен большой опыт по переложению кюев именно для баяна, это тоже своего рода признание успешности такой обработки.

В качестве современного произведения павлодарский конкурсант выбрал довольно свежее произведение, написанное в 2019 году шымкентским музыкантом и педагогом Владимиром Демченко, – джазовые вариации на известную песню Раймонда Паулса «Чарли», которая многим помнится по исполнению Лаймы Вайкуле. Все выбранные Мади композиции звучали совершенно по-разному, демонстрировали не только мастерство и талант исполнителя, но и возможности самого инструмента.

На вопрос о том, готовится ли музыкант к какому-нибудь новому конкурсу, Мади Сагатович ответил, что возлагает большие надежды на наступающий год, уже имеются планы – не только у него и у его учеников, но и у других музыкантов. К тому же в феврале состоится особенный концерт оркестра казахских народных инструментов имени Рустамбека Омарова, который в следующем году отметит свой юбилей, и павлодарцы смогут услышать в его исполнении полюбившиеся произведения и, возможно, познакомятся с новыми.

Галина ЕГОРОВА.

Количество показов: 3476

Возврат к списку

За новый Казахстан!
14:52 21.05.2022

Под домбровые напевы
22:54 20.05.2022

Касается каждого
21:20 20.05.2022

«Amanat» поддерживает
21:18 20.05.2022

Первый не только по бахчам
21:12 20.05.2022

Против мошки
21:06 20.05.2022

Переезд закрыт
21:00 20.05.2022

Что будет после референдума?
03:49 20.05.2022

Голосуйте за будущее страны!
00:36 20.05.2022

В стиле "хай так"
06:26 19.05.2022

Купаться опасно
06:21 19.05.2022

А обещали земляные горы…
06:15 19.05.2022

К новой политической культуре
18:22 18.05.2022

Навигация по конституционным Поправкам
18:19 18.05.2022

Укрепить единство
18:17 18.05.2022

Доверие народа возрастёт
18:16 18.05.2022

По городам и сёлам
18:10 18.05.2022

Первым делом – референдум
18:09 18.05.2022

Знаковое событие
18:02 18.05.2022

Усилить роль Ассамблеи
18:01 18.05.2022

В интересах народа
18:01 18.05.2022

Поддержать Новый Казахстан
17:56 18.05.2022

Приверженность демократии
17:54 18.05.2022

Решает народ
12:16 18.05.2022

Не останемся в стороне
12:13 18.05.2022

Мы поддержим!
12:06 18.05.2022

Референдум
10:11 18.05.2022

Закрывайте окна!
20:25 16.05.2022

Купаться запрещено
20:24 16.05.2022

Теперь и связка «по колено»!
20:22 16.05.2022

На рынке недвижимости похолодало?
11:10 14.05.2022

Платить будут больше
11:01 14.05.2022

Не в коня пастбища
10:59 14.05.2022

Всецело поддержим
09:56 13.05.2022

Не останьтесь в стороне
23:43 12.05.2022

По новому адресу
21:41 11.05.2022

Конфликт исчерпан?
10:22 07.05.2022

На грани закрытия
10:19 07.05.2022

На выгодных условиях
22:04 05.05.2022

Ценить, дружить, творить
02:31 30.04.2022

Начало навигации
02:20 30.04.2022

Экосовет на разрезе
02:18 30.04.2022

30 апреля 2022 года, суббота
01:25 30.04.2022

Во вред или во благо
01:15 30.04.2022

Можно выдохнуть
00:11 30.04.2022

Жестокие игры, или в приёмной у психолога
00:56 28.04.2022

Сдай за деньги
00:50 28.04.2022

Осторожно, злая собака
00:50 28.04.2022

Запасы пока есть
00:36 28.04.2022

И со щами, и с голубцами
00:23 28.04.2022

Нужно подождать
00:21 28.04.2022

Праздники впереди
00:12 28.04.2022

Ищем таланты
00:10 28.04.2022

28 апреля 2022 года, четверг
00:02 28.04.2022

Один к двум
10:37 27.04.2022

Алло, это мошенники
10:34 26.04.2022

Ответственный подход
10:32 26.04.2022

У деревьев – паспорта
10:30 26.04.2022

26 апреля 2022 года, вторник
10:12 26.04.2022

Весомые аргументы
11:20 25.04.2022

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт