У театра всегда будет зритель
У театра всегда будет зритель 07.12.2021

У театра всегда будет зритель

Не бывает простых спектаклей, а только хорошо или плохо поставленные, убеждён директор и художественный руководитель Павлодарского театра драмы имени А.П. Чехова, заслуженный деятель РК Виктор Аввакумов. Разговор с Виктором Валентиновичем получился, как и постановки в его театре, – живым и интересным. Он поделился своим отношением к актёрской миграции, техническим новшествам в театральном действе и рассказал о самом любимом спектакле павлодарцев.


– Виктор Валентинович, 77-й театральный сезон встретил зрителей двумя премьерами – спектаклями «Свои люди – сочтемся» и «Дубровский». Расскажите об этих постановках подробнее.

– Каждый театральный сезон – это событие, определённый этап в развитии театра. Конечно, есть сложности, связанные с пандемией, в проведении репетиций и организации спектаклей. Напомню, допустимая загруженность зрительного зала из-за карантина – всего 30 процентов. Тем не менее мы начали сезон очень активно и продуктивно. Начну с масштабного спектакля, мюзикла «Дубровский». Мы обратились к этому жанру не случайно. Впервые мы ставили мюзикл лет двадцать назад, это был спектакль «Сестра Кэрри» по Драйзеру. Зритель очень тепло его принял, и вот спустя годы мы к этому жанру вернулись. В целом мюзикл несвойственен для драматического театра. Мы играем трагедии, драмы, комедии. У меня актеры поющие, но только в рамках своего драматического таланта. Тем не менее мы решили пойти на этот творческий эксперимент, и проект получился очень удачным. Зрители его приняли. Мюзикл «Дубровский» – это переплетение прозы Александра Пушкина, музыки Кима Брейтбурга, рок-музыки и народных песен. Всё это объединено в канве этого спектакля, получилась очень интересная постановка. Думаю, зритель получил удовольствие и от исполнения актёров, и от самого события. Произведение Пушкина знают все, но зрителям было любопытно, как можно поставить его в жанре мюзикла. В декабре будут ещё спектакли, и билеты на них уже почти распроданы.

Одновременно мы работали над классическим спектаклем «Свои люди – сочтёмся» по пьесе Островского. Постановка интересна тем, что режиссером-постановщиком выступил один из ведущих актёров театра – Александр Амосов. Это была его проба пера, которая оказалась очень удачной. Зритель оценил и саму постановку, и актёрскую работу. В общем, спектакль занял важную нишу в репертуарной канве нашего театра.

Две премьеры пролетели для нас незаметно, потому что мы опять окунулись в работу. Готовим большой спектакль, посвящённый 30-летию независимости нашей страны, – постановку по пьесе Адама Карасаева «Возрождение». Спектакль почти готов, сейчас идут прогонные репетиции. Генеральный прогон состоится в канун праздника, и непосредственно 16 декабря – премьера.

– Вот уже более двадцати лет вы возглавляете театр имени А.П. Чехова. Много ли в труппе актёров, кто работал с вами с самых первых лет и по сей день?

– Да, руковожу коллективом в течение 25 лет. Со мной начинали очень многие актёры, которых я приглашал в труппу, и те, кого мы воспитывали через вспомогательный состав. Татьяна Головатенко, Татьяна Кияшко, Нина Белова и другие – сейчас это ведущие актёры, а начинали они свой путь в нашем театре. Это «звёзды» нашей труппы, её украшение. Есть актеры, которых я приглашал из других театров, в частности из России.

Конечно, актёрская миграция существует, она была и будет. Кто-то уехал работать в российские театры. Так, Александр Дубинин работает в Архангельске, Сергей Бердский – в Новосибирске, Дмитрий Доморощенов, Виолетта Минулина – в городе Чайковский.

Жизнь не стоит на месте, и театральный творческий процесс подразумевает дальнейшую смену коллектива.

– Как вы относитесь к уходу актёра из труппы?

– Совершенно спокойно. В нашем коллективе выстроены партнёрские взаимоотношения. Мы друг друга понимаем. Когда актёр планирует сменить театр, он предупреждает об этом заранее. Тогда мы начинаем вводить на его роли других актеров, уже не занимаем его в новых спектаклях. Но сезон он завершает в нашем театре как положено.

– Есть ли в вашем обиходе такие понятия, как сложный или лёгкий спектакль? Как вы это определяете?

– Думаю, простых спектаклей не бывает. Даже если он по сюжету и по постановочным позициям кажется таковым, это не так. Есть масштабные спектакли-полотна, как, например, «Идиот», «Преступление и наказание». Там множество сцен, сложные взаимоотношения персонажей. А есть спектакли с двумя-тремя актёрами. Но тем не менее и в первом, и во втором случае работа ведётся одинаковая. Повторюсь, простых спектаклей не бывает, скорее, хорошие или плохие. Можно сложный спектакль сделать плохо или лёгкую постановку подготовить хорошо, выдать театральный шедевр.

– На ваш взгляд, почему, несмотря на расцвет кинопроизводства, у театра всегда будет свой зритель?

– Причина очевидна. Кино – это неживое искусство. То, что мы видим на экране, снято посредством десятка или даже сотни дублей. А в театре идёт живой контакт актёров со зрителями в зале. И та энергетика, которая циркулирует между сценой и залом, она и создаёт великое искусство театра, где нет фальши, нет искусственности, а есть живое слово, действие. Театр вечен благодаря этой атмосфере, когда выплёскиваются эмоции. Зрители все вместе аплодируют спектаклю после завершения, и возникает ощущение, что ты встретился с очень близким человеком. Состоялся разговор современников о современниках, неважно, какая эпоха представлена на сцене. Именно по этой причине не следует сравнивать кино и театр. Театр не умрёт, пока будет жива человеческая потребность идти на контакт с собеседником, общаться.

– Опять же, в сравнении с кино. На голубых экранах из года в год применяют всё больше технологий, спецэффектов. Какие изменения в техническом плане происходят в театре?

– Хотелось бы, чтобы в театре появилась более современная аппаратура, оборудование по свету и звуку. К сожалению, бюджет театра не всегда даёт такие возможности. Тем не менее сейчас нашего оборудования вполне достаточно, чтобы делать хорошие спектакли с достойным звуковым оформлением, светом.
Да, в театральном процессе происходят изменения в техническом плане, но они не всегда идут на пользу. Например, в российских театрах я часто наблюдал использование LED-экранов, на которых крупным планом высвечивается актёр или какое-то действие. На мой взгляд, это не вполне по-театральному. Для меня это неприемлемо. Это отвлекает от сцены, где актёр действует словом, физикой, эмоциями. Он не должен прятаться за визуальным рядом.
Другое дело – современные возможности для трансформации сцены, световые приборы, выстроенные по всему периметру, оборудование, «запускающее» снег или дождь. Впечатляет, конечно, но и это не самоцель. Я согласен со Станиславским, который считал, что талантливому актёру достаточно коврика.

– А как изменился театральный зритель за эти годы?

– На мой взгляд, зритель особо не меняется. Конечно, есть старые театралы, которые остаются нам верны на протяжении многих лет. В основном они приходят на классические спектакли. Есть те, кто приходят в театр, ещё не определившись со своими вкусами и предпочтениями, и те, кто на спектакле впервые. И эти категории зрительской аудитории остались неизменны, так было всегда.

Что касается эмоционального восприятия – какое время, такой и зритель. Некоторые зрители более начитанные, кто-то – в меньшей степени. Кто-то приходит, погружённый в свои заботы. Но опять же, повторюсь, так было во все времена.

Например, спектакль «Мастер и Маргарита» идёт в нашем театре на протяжении семнадцати лет. И я не снимаю его с репертуара, потому что он востребованный. И зритель, который смотрел его по многу раз, всё равно приходит снова и снова. Он не изменяет своим вкусам.

Сегодня гораздо важнее – что мы показываем на сцене. Нужно выстраивать репертуар так, чтобы спектакли были на все вкусы, но качество каждого должно быть высоким. Это бесспорно. Важно, чтобы и те, кто приходит уже много лет, и те, кто в первый раз переступил порог театра, приняли постановку. Театр должен выдавать высококачественный продукт, востребованный и истинными театралами, и новичками.

Беседовала Куралай ШАЯХМЕТОВА.
Фото Валерия БУГАЕВА.

Количество показов: 3668

Возврат к списку

За новый Казахстан!
14:52 21.05.2022

Под домбровые напевы
22:54 20.05.2022

Касается каждого
21:20 20.05.2022

«Amanat» поддерживает
21:18 20.05.2022

Первый не только по бахчам
21:12 20.05.2022

Против мошки
21:06 20.05.2022

Переезд закрыт
21:00 20.05.2022

Что будет после референдума?
03:49 20.05.2022

Голосуйте за будущее страны!
00:36 20.05.2022

В стиле "хай так"
06:26 19.05.2022

Купаться опасно
06:21 19.05.2022

А обещали земляные горы…
06:15 19.05.2022

К новой политической культуре
18:22 18.05.2022

Навигация по конституционным Поправкам
18:19 18.05.2022

Укрепить единство
18:17 18.05.2022

Доверие народа возрастёт
18:16 18.05.2022

По городам и сёлам
18:10 18.05.2022

Первым делом – референдум
18:09 18.05.2022

Знаковое событие
18:02 18.05.2022

Усилить роль Ассамблеи
18:01 18.05.2022

В интересах народа
18:01 18.05.2022

Поддержать Новый Казахстан
17:56 18.05.2022

Приверженность демократии
17:54 18.05.2022

Решает народ
12:16 18.05.2022

Не останемся в стороне
12:13 18.05.2022

Мы поддержим!
12:06 18.05.2022

Референдум
10:11 18.05.2022

Закрывайте окна!
20:25 16.05.2022

Купаться запрещено
20:24 16.05.2022

Теперь и связка «по колено»!
20:22 16.05.2022

На рынке недвижимости похолодало?
11:10 14.05.2022

Платить будут больше
11:01 14.05.2022

Не в коня пастбища
10:59 14.05.2022

Всецело поддержим
09:56 13.05.2022

Не останьтесь в стороне
23:43 12.05.2022

По новому адресу
21:41 11.05.2022

Конфликт исчерпан?
10:22 07.05.2022

На грани закрытия
10:19 07.05.2022

На выгодных условиях
22:04 05.05.2022

Ценить, дружить, творить
02:31 30.04.2022

Начало навигации
02:20 30.04.2022

Экосовет на разрезе
02:18 30.04.2022

30 апреля 2022 года, суббота
01:25 30.04.2022

Во вред или во благо
01:15 30.04.2022

Можно выдохнуть
00:11 30.04.2022

Жестокие игры, или в приёмной у психолога
00:56 28.04.2022

Сдай за деньги
00:50 28.04.2022

Осторожно, злая собака
00:50 28.04.2022

Запасы пока есть
00:36 28.04.2022

И со щами, и с голубцами
00:23 28.04.2022

Нужно подождать
00:21 28.04.2022

Праздники впереди
00:12 28.04.2022

Ищем таланты
00:10 28.04.2022

28 апреля 2022 года, четверг
00:02 28.04.2022

Один к двум
10:37 27.04.2022

Алло, это мошенники
10:34 26.04.2022

Ответственный подход
10:32 26.04.2022

У деревьев – паспорта
10:30 26.04.2022

26 апреля 2022 года, вторник
10:12 26.04.2022

Весомые аргументы
11:20 25.04.2022

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт