У театра есть душа
У театра есть душа 30.12.2021

У театра есть душа

Главный режиссёр Павлодарского казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймаутова, выпускник Казахской национальной академии искусств имени Т.К. Жургенова Адилет Аканов убеждён – прекрасные спектакли можно ставить и при минимуме средств, а театр найдёт своих зрителей и в расцвет интернет-технологий. А всё потому, что здесь царит особая атмосфера высокого искусства, а на сцене работают люди, которые без остатка посвятили себя этой удивительной профессии.

– Адилет Мерхатович, расскажите немного о себе, с чего начался ваш творческий путь? Где вы учились театральному мастерству?

– Я окончил Казахскую национальную академию искусств имени Т.К. Жургенова, учился у заслуженного деятеля РК Жаната Хаджиева. Это именитый режиссёр-реформатор, в своё время он перенял опыт корифеев московских театров. После окончания академии я приехал в Павлодар и здесь устроился в казахский музыкально-драматический театр имени Ж. Аймаутова. Пригласил меня работать тогдашний директор Мухтар Байжуманов.

– Как давно вы работаете в павлодарском театре, сколько постановок на вашем счету?

– Я работаю здесь почти семь лет. Постановки не считаю, это среди нас, театралов, не вполне хорошая примета (смеётся – прим. авт.). У нас это просто не принято. Может, будучи на заслуженном отдыхе, я захочу подвести некие профессиональные итоги и пересчитаю свои постановки, пока такого намерения нет. В целом в год мы ставим минимум по два спектакля. В период какого-то творческого подъёма – три или четыре.

Спектакль ставить – дело непростое. Сначала я намечаю себе постановку, потом начинаю присматриваться к актёрам. Режиссёр каждый день находится в творческом процессе. Он практически не отдыхает. Помню, мой наставник Жанат Хаджиев говорил: «Для режиссёра каждый спектакль – это экзамен перед зрителями и актёрами». Действительно, так и есть – сначала мы выносим постановку на суд художественного совета, потом показываем публике.

В нашем театре художественный руководитель – Ержан Кауланов. Есть еще режиссёр-постановщик Жанкельды Садыков. Это хорошо, что в театре я не один, у каждого из нас своё видение, так и актёрам интереснее работать.

Любая театральная профессия – это захватывающее действо, и в ней не действуют привычные законы логики. У нас особый взгляд на вещи. Вы можете взглянуть на цифру 9 и увидеть в ней 6, и будете правы. В точных науках дважды два – четыре, а в театре может быть – 16, и это тоже будет верно.

– В этом году 33 театральный сезон начался с премьеры спектакля Николая Гоголя «Ревизор». Расскажите об этом подробнее.

– Этот спектакль на сегодняшний день могу назвать самым сложным в моей карьере. Помню, хотелось начать сезон с классики, и появилась идея ставить именно Гоголя. Ведь Николай Васильевич поднимает в своих произведениях вечные темы. Сложности начались с приходом пандемии. Мы попали в карантин. Провели репетиции, потом спектакль пришлось отложить, после этого новый прогон – и вновь постановка отложена. Было очень сложно именно в моральном плане. Мы все, и я, и труппа, будто бы немного перегорели. Постановку нужно готовить и сразу выдавать, а так, с перерывами, карантинными простоями было непросто. Конечно, какой бы это ни был спектакль, мы все выкладываемся по максимуму. Но всё же, просматривая уже готовый материал, думаю, что мог бы сделать как-то иначе, изменить что-то в нём. Пока я не могу чётко сформулировать своё ощущение, но оно есть. Еще один плюс в нашей профессии – мы в любое время можем видоизменить даже самую что ни на есть классическую постановку. Спектакль – это не статичное явление, он живой, его можно менять. Думаю, в будущем так и будет для меня с «Ревизором». Да, определённо, на сегодняшний день это самый сложный мой спектакль.

– А какой был самым лёгким?

– Моим дебютом, дипломной работой был спектакль по пьесе узбекского драматурга Еркина Кушуактова «Қызыл алма». Я долго думал, подбирал произведение для постановки, хотел поставить что-то грандиозное, классическое. Но мой педагог посоветовал мне – начни с комедии, и пусть твой творческий путь будет таким же лёгким, радостным. Эта пьеса до сих пор идёт в нашем театре. В ней играют как опытные актёры, так и молодёжь. Молодые актёры сейчас активны, они занимают важное место в репертуаре. Таков закон театра. Они находятся в постоянном творческом поиске, что-то предлагают, у них всегда есть новые идеи.

Не скажу, что постановка была лёгкой, но при подготовке я получил огромное удовольствие.

Другие спектакли со схожим для меня приятным ощущением при их подготовке – «Қара шекпен» («Чёрная бурка») Георгия Хугаева, «Абай» по произведению Мухтара Ауэзова.

– Есть ли у вас любимая постановка?

– Думаю, она ещё впереди.

– Можете ли вы назвать, кто среди казахстанских или мировых театральных деятелей является для вас авторитетом?

– Для меня главный авторитет – это мой педагог Жанат Хаджиев. И это важная фигура не только для меня, но и для всего казахстанского театрального сообщества. Если взять мировой масштаб, то тут мне очень импонируют постановки Римаса Туминаса, Юрия Бутусова. В целом считаю, что главенствующая роль во всемирном театральном искусстве принадлежит русской школе. Именно в России заключена душа театра, она родоначальник этого искусства, истоки идут от Станиславского. Из казахстанских режиссёров уважаю творчество Фархата Молдагали.

– Много ли в театре молодых актеров или больше возрастных, опытных?

– Наш театр впервые открыл свои двери 30 лет назад. У его истоков стоял Ерсаин Тапенов. Он создал всё буквально с нуля. Те, кто работали с ним в самом начале, сейчас уже стали маститыми актёрами, на них равняется молодёжь. Это уже старшее поколение нашего театра. Молодёжь у нас как местные артисты, так и приезжие из Алматы.

Все артисты интересные. Для режиссёра очень удобно работать, когда есть все возрастные группы.

– Бывало ли так, что видение роли у вас и у актёра разнилось? Как вы поступаете в таком случае?

– Если он может сыграть по-своему, и я ему поверю – почему нет? Я всегда готов поддержать конструктивные предложения, открыт всему новому.

– Уходят ли актёры из театра? Почему?

– К сожалению, да, такое случается. Главная причина – отсутствие жилья. Вернее, актёрам предоставляется общежитие, но для семейных это не вариант. И вот они едут в столицу или в Алматы. А бывает так, что вообще уходят из профессии. Помню, когда я учился на режиссёра, наш педагог Жанат Хаджиев всегда видел, кто предназначен для этой профессии, а кто пришёл в театральную сферу случайно. Во мне он разглядел потенциал, за что я безмерно благодарен, но среди моих однокурсников были и такие, кому он давал совет поискать себя в другом ремесле.

И вот, возвращаясь к теме ухода актёров из театра. Каждый раз это тяжело для меня. Потому что спектакль уже сыгран именно с этим актёром, уже создан этот особый магический сплав действа, эмоций, мастерства. И зритель привык к этому герою. И тут – уход, появление нового актёра в роли. Да, он так же профессионал своего дела, он старается вжиться в роль, но это уже будет немного другой спектакль. И этому другому актёру уже тоже сложнее вписаться в новую для него постановку. Все актёры в спектакле – как части одного отлаженного механизма. От смены одного всё в корне меняется, это неизбежно.

– Как театр готовится завершать год? Какие постановки ждут зрителей?

– Мы завершаем год постановкой, посвященной творчеству Мукагали Макатаева. Это спектакль «Есіне мені алғайсың», своего рода театрализованный поэтический вечер. Мы приурочили его к 30-летию независимости нашей страны.

– Какая программа в предновогодние дни предусмотрена для детей?

– Для детской аудитории мы подготовили спектакль «Симба» по мотивам знаменитого диснеевского мультфильма «Король Лев». Это очень трогательная, душевная и поучительная постановка, которая будет интересна как детям, так и их родителям.

– Каких ресурсов, на ваш взгляд, не хватает театру на сегодняшний день? Есть ли у него будущее в век интернета?

– Несомненно, есть. Театр – явление вечное. И ресурсы здесь – дело второстепенное, на мой взгляд. Можно вложить в театр миллионы, нанять сотни актёров, а постановки его будут скучны и бездарны. А можно ставить спектакли при минимуме средств и создавать шедевры. Есть такая шутка: когда двое разговаривают, а третий слушает – это уже театр. Конечно, техническая сторона постановок важна, но не она играет главенствующую роль. Важны люди – режиссёры, актёры. У театра должна быть своя особая атмосфера.

– Расскажите о своих творческих планах.

– У нашего театра есть грандиозные планы по проведению в 2022 году республиканского театрального фестиваля. Это будет большим подарком для наших зрителей.

Беседовала Куралай ШАЯХМЕТОВА.
Фото из архивов Валерия и Владимира БУГАЕВЫХ.

Количество показов: 1798

Возврат к списку

За новый Казахстан!
14:52 21.05.2022

Под домбровые напевы
22:54 20.05.2022

Касается каждого
21:20 20.05.2022

«Amanat» поддерживает
21:18 20.05.2022

Первый не только по бахчам
21:12 20.05.2022

Против мошки
21:06 20.05.2022

Переезд закрыт
21:00 20.05.2022

Что будет после референдума?
03:49 20.05.2022

Голосуйте за будущее страны!
00:36 20.05.2022

В стиле "хай так"
06:26 19.05.2022

Купаться опасно
06:21 19.05.2022

А обещали земляные горы…
06:15 19.05.2022

К новой политической культуре
18:22 18.05.2022

Навигация по конституционным Поправкам
18:19 18.05.2022

Укрепить единство
18:17 18.05.2022

Доверие народа возрастёт
18:16 18.05.2022

По городам и сёлам
18:10 18.05.2022

Первым делом – референдум
18:09 18.05.2022

Знаковое событие
18:02 18.05.2022

Усилить роль Ассамблеи
18:01 18.05.2022

В интересах народа
18:01 18.05.2022

Поддержать Новый Казахстан
17:56 18.05.2022

Приверженность демократии
17:54 18.05.2022

Решает народ
12:16 18.05.2022

Не останемся в стороне
12:13 18.05.2022

Мы поддержим!
12:06 18.05.2022

Референдум
10:11 18.05.2022

Закрывайте окна!
20:25 16.05.2022

Купаться запрещено
20:24 16.05.2022

Теперь и связка «по колено»!
20:22 16.05.2022

На рынке недвижимости похолодало?
11:10 14.05.2022

Платить будут больше
11:01 14.05.2022

Не в коня пастбища
10:59 14.05.2022

Всецело поддержим
09:56 13.05.2022

Не останьтесь в стороне
23:43 12.05.2022

По новому адресу
21:41 11.05.2022

Конфликт исчерпан?
10:22 07.05.2022

На грани закрытия
10:19 07.05.2022

На выгодных условиях
22:04 05.05.2022

Ценить, дружить, творить
02:31 30.04.2022

Начало навигации
02:20 30.04.2022

Экосовет на разрезе
02:18 30.04.2022

30 апреля 2022 года, суббота
01:25 30.04.2022

Во вред или во благо
01:15 30.04.2022

Можно выдохнуть
00:11 30.04.2022

Жестокие игры, или в приёмной у психолога
00:56 28.04.2022

Сдай за деньги
00:50 28.04.2022

Осторожно, злая собака
00:50 28.04.2022

Запасы пока есть
00:36 28.04.2022

И со щами, и с голубцами
00:23 28.04.2022

Нужно подождать
00:21 28.04.2022

Праздники впереди
00:12 28.04.2022

Ищем таланты
00:10 28.04.2022

28 апреля 2022 года, четверг
00:02 28.04.2022

Один к двум
10:37 27.04.2022

Алло, это мошенники
10:34 26.04.2022

Ответственный подход
10:32 26.04.2022

У деревьев – паспорта
10:30 26.04.2022

26 апреля 2022 года, вторник
10:12 26.04.2022

Весомые аргументы
11:20 25.04.2022

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт