Театр начинается с музыки
Театр начинается с музыки 09.12.2020

Театр начинается с музыки

Без музыкального и звукового оформления нет ни одной постановки на сцене. Люди, которые работают в цехах театра, невидимы для зрителя. Их фамилии могут обозначаться только в программках и афишах. Одну из таких невидимых для зрителя, но очень важных фигур – театрального звукорежиссёра, музыканта и композитора Юрия Долгова – мы сегодня выводим из-за кулис, точнее, из-за звукорежиссёрского пульта.

Музыкальное начало

Его имя в музыкальном мире хорошо известно. До работы в театре он прославился как руководитель двух музыкальных коллективов – вокально-инструментального ансамбля «Огни Иртыша» Павлодарской областной филармонии и группы «Экспресс» бывшего Дома культуры железнодорожников. С «Огнями» Юрий объездил не только весь Казахстан, но побывал с гастролями и за его пределами, ансамбль пользовался популярностью и имел определённое имя в музыкальных кругах.

Музыка для юного Юры звучала всегда. Его отец Владимир Митрофанович не был профессиональным музыкантом, но играл на всех музыкальных инструментах, которые в то время существовали, хотя по профессии был металлургом. Разумеется, сын не мог остаться в стороне и тоже научился играть на баяне, аккордеоне, гитаре. В старших классах на школьных вечерах пел, аккомпанируя себе на гитаре.

– Я воспитывался на красивых, мелодичных песнях, – вспоминает Юрий. – Вот идёшь по городу, а отовсюду звучат «Королева красоты», «Ничего не слышу», «А у нас во дворе». Муслим Магомаев, Лариса Мондрус, Вадим Мулерман, Жан-Луи Трентиньян, Эмиль Горовец – какие исполнители! Мне повезло, что у нас в школе был очень хороший учитель пения – Валентин Беккер. Как я узнал потом, в своё время он был известным музыкантом из знаменитого оркестра Лундстрема. Во время войны оркестр перебрался в Китай и работал в Шанхае. А когда вернулся, его расформировали. Похожая история произошла когда-то и с моим отцом, который на фронте оказался в плену, бежал, и в родном Воронеже ему после войны уже нельзя было жить. Пришлось уехать на Урал. Так и музыканты из оркестра Лундстрема. Им нельзя было возвращаться в Москву, поэтому часть из них оказалась на Урале. Я ещё с детства помню – приходишь в кинотеатр, а перед началом сеанса играет оркестр,так было принято в 1960-е годы. Это было здорово! Так вот, Беккер меня и подтолкнул поступать на вокальное отделение.

«Огни Иртыша»

Юрий Долгов закончил два отделения в Магнитогорском музыкальном училище – вокальное и хорового дирижирования. В училище создал ансамбль «Магнитон», сплав из названия города и музыкальной терминологии.

– Неплохой по тем временам коллектив получился, – продолжает Ю. Долгов. – Мы ездили на конкурсы, в том числе и на популярный тогда «Алло, мы ищем таланты», выступали в Челябинской области вместе с Валерием Ярушиным и его «Ариэлем».

В Павлодаре Долгов оказался случайно. В Магнитогорске в то время был знаменитый певец Владимир Гаврилов, он знал молодой коллектив «Магнитона». И вот директор Павлодарской филармонии Владимир Линчевский приглашает на работу Владимира Гаврилова. Своей группы у певца не было, и он позвал с собой магнитогорских музыкантов.

Так и сложился коллектив «Огни Иртыша». За десять лет работы ВИА объездил не только все уголки Павлодарской области и Казахстана, но и выступал во многих местах Советского Союза.

– У нас было так: первое отделение программы поём мы, второе – Гаврилов, – поясняет Юрий. – Он очень сильным певцом был. Много мы с ним концертов дали. Тогда такая концертная деятельность была очень востребована. По телевизору мало что передавали, и программы ВИА были очень популярными.

Линчевский в 1980 году уехал в Москву, а за год до его отъезда прекратил свои выступления вокально-инструментальный коллектив.

– У меня тогда сын родился, гастролировать уже как-то не хотелось, и я перешёл работать в Дом культуры железнодорожников, – рассказывает Юрий Долгов.

В движении «Экспресса»

В Доме культуры под его руководством образовался и просуществовал ровно 20 лет ансамбль «Экспресс».Этот коллектив тоже завоевал популярность и в Павлодаре, и за его пределами.

– «Экспресс» часто выезжал с выступлениями по целинной железной дороге, – делится воспоминаниями музыкант. – Путь лежал от Кулунды до Кустаная. Нам выделяли два вагона: в одном клуб, другой спальный, и свой тепловоз! Куда надо, туда и вёз. Представьте, сейчас это каких бы денег стоило? А тогда – пожалуйста! Затаривали нас едой, повар был свой, и ездили по графику. Даже на маленьких полустанках выступали. Помню, приехали как-то под Ерейментау, а там живут всего две семьи. Причем к нашему приезду трое человек ушли пасти скот, а дома всего четверо. И мы дали концерт для четверых зрителей! А на следующий день выступали прямо на перроне, двести человек приехали на наш концерт. Помнится, в Боровом подолгу задерживались, буквально по кругу ездили. Путёвка на 14 дней, и пока мы в одной стороне выступаем, в других санаториях новый заезд. И мы опять возвращаемся туда. Здорово тогда было, с такими удобствами ездили. И, конечно, романтика! Помню, ночью заглядываю в купе к Валере Чистякову – нашему бас-гитаристу, а он сидит и в окно смотрит. Я его спрашиваю, чего не спишь-то? А он: «Луна больно красивая!» Смотрит на луну и из банки сгущенку пьёт…

Приоткрывая занавес души…

Музыку Юрий начал писать ещё в училище, но тогда в концертные программы включать песни собственного сочинения не разрешалось. Да и когда в филармонических гастролях выстраивали репертуар, Долгов мог включить в программу не более четырёх своих песен.

– Юра, а какие у тебя песни были тогда?

– «Встань, солдат», «Песня о Павлодаре», лирические песни о любви.

– Раньше, когда я тебя слушала, ты у меня ассоциировался с Юрием Антоновым, и не только по песням, исполнению, но и внешне.

– Это легко объяснимо. Я люблю, чтобы в песне в первую очередь была мелодия. Я на таких песнях вырос, воспитывался. Вокруг же только очень мелодичные песни звучали, и я привык. В филармонии, составляя программу, брал такие, где есть красивая мелодия и богатая гармония. Когда они присутствуют в песне, можно сделать интересную аранжировку.

– А по твоему мнению, что первично в песне?

– Музыка, слова вторичны. Человек, слушая песню, в первую очередь воспринимает музыку. В те времена очень модно было делать композиции с большими проигрышами. Причем они могли сочетать в себе разные стили. Я, например, включал туда элементы симфонической оркестровки, чтобы показать скрипичную группу.

– А вы пели «под фанеру»?

– Фонограммы тогда ещё не было. И записывающей аппаратуры хорошей тоже не было. Как-то нам надо было для телевизионной передачи принести фонограмму, так мы её сделали, но поняли, что живьём звучим намного лучше. Я вообще не люблю слушать фонограммные записи – всё слишком вылизано, подогнано, а при живом исполнении то барабан вылезет, то бас-гитара. Я вообще фонограммную запись воспринимаю как шум, со временем переходящий в какой-то однообразный гул. Музыка всё же получается искусственная.

Тонкая работа

Юрий Долгов в качестве звукорежиссёра появился в театре в 1998 году, когда директором стал Виктор Аввакумов и начался подъём. В театр стали приглашать режиссёров из Москвы. С одной стороны – разнообразие творчества, а с другой – очень сжатые сроки подготовки спектаклей. Потому такое приобретение на пост звукорежиссёра, как Долгов, для театра было выигрышным: музыкант, композитор – творческая личность, одним словом. Где не хватает музыки, нескольких тактов или надо что-то переписать, дописать, композитору – простор для творчества. Наверное, ни один спектакль не обходился без собственных музыкальных заставок Юрия Долгова.

– Иногда просто нет времени что-то искать, – поясняет композитор, – мне проще самому написать, чем где-то копаться. Я посмотрю на сцену и уже знаю, что нужно. Но, правда, не всегда мнение музыканта-звукорежиссёра совпадает с мнением режиссёра. В постановке режиссёр – главный, и потому доработок бывает много. Сейчас возможность сделать аранжировку под симфонический оркестр, например, или под народный – не проблема. Можно сделать всё, что захочешь. Правда, трудности в том, что у меня нет интернета, дома приходится ночами искать и доделывать. Ведь часто как бывает: я беру за основу, например, Морриконе, а для определённой сцены нужен фрагмент законченный, но короткий. И я его переписываю, и уже получается моя мелодия на мотивы. Компьютер, конечно, намного облегчил процесс работы, но всё равно бывает сложно: с нескольких точек одновременно может идти звук, и здесь без чёткости, внимания и опыта не обойтись.

Семейный подряд

Счастливым совпадением, можно сказать, стало то, что супруга Юрия Долгова Людмила – тоже музыкант. Понимание полное с первых лет их союза. Ведь они, можно сказать, всегда на одной волне. И когда нужно звучание фортепиано, под рукой в полном смысле слова свой пианист – Людмила. По словам Юрия, все фортепианные мелодии, которые звучат в фонограммах постановок, – её исполнение.

Конечно, совсем не удивительно, что их дети – тоже музыканты. Сын Денис хоть и не учился в музыкальной школе, но стал музыкантом. Сначала продолжил работу в «Экспрессе», заменив отца, когда тот ушел в театр. Параллельно поработал в театре звукооператором. Затем организовал свою творческую группу, он тоже пишет музыку и песни. В настоящее время занимается творческой работой – видео­съёмками и рекламой. Дочь Анна окончила музыкальную школу, живёт в Новосибирске. Когда ребёнка надо было отдавать в детский сад, устроилась работать музыкальным работником, а позже – воспитателем. Сейчас тоже работает в воспитательных учреждениях, и по-прежнему её работа связана с музыкой.

– Дома слушаю то, что люблю, – говорит Юрий. – Скачиваю из интернета музыку, например, 60-х. Какое благо интернет! Записал себе всё, что слушал в детстве, юности. Вечерами слушаю Горовца, Мондрус, Хампердинга, Трентиньяна и других исполнителей. То, что сейчас звучит, – это однообразие, дань моде. Пишут, придерживаясь стиля попсы, один и тот же ритм. Мне кажется, что это московские тусовки – законодатели моды. А вообще-то, если честно, попса достала! И на радио всё одно и тоже. Я вот в интернете нашел несколько радиостанций, где можно слушать ту музыку, какая мне нравится. А ещё нашел ту, что слушал с родителями, и получаю от этого огромное удовольствие…

* * *

Говорить лишний раз о том, что люди в театре не за зарплату работают, думаю, не стоит. И всё же я спросила у Юрия Долгова: может ли он представить себя вне театра? Ответил, что, конечно, нет. Ведь эта работа очень разнообразна, каждый день не похож на другой. И небольшая зарплата компенсируется творческим поиском, вдохновением и удовлетворением от полученного результата. Можно добавить и возможность самовыражения, использования накопленного опыта не в свободное от работы время, когда придёшь домой, а непосредственно на озвучивании спектаклей, на любимой работе.

 

Светлана ЧИСТЯКОВА.


Количество показов: 724

Возврат к списку

За новый Казахстан!
14:52 21.05.2022

Под домбровые напевы
22:54 20.05.2022

Касается каждого
21:20 20.05.2022

«Amanat» поддерживает
21:18 20.05.2022

Первый не только по бахчам
21:12 20.05.2022

Против мошки
21:06 20.05.2022

Переезд закрыт
21:00 20.05.2022

Что будет после референдума?
03:49 20.05.2022

Голосуйте за будущее страны!
00:36 20.05.2022

В стиле "хай так"
06:26 19.05.2022

Купаться опасно
06:21 19.05.2022

А обещали земляные горы…
06:15 19.05.2022

К новой политической культуре
18:22 18.05.2022

Навигация по конституционным Поправкам
18:19 18.05.2022

Укрепить единство
18:17 18.05.2022

Доверие народа возрастёт
18:16 18.05.2022

По городам и сёлам
18:10 18.05.2022

Первым делом – референдум
18:09 18.05.2022

Знаковое событие
18:02 18.05.2022

Усилить роль Ассамблеи
18:01 18.05.2022

В интересах народа
18:01 18.05.2022

Поддержать Новый Казахстан
17:56 18.05.2022

Приверженность демократии
17:54 18.05.2022

Решает народ
12:16 18.05.2022

Не останемся в стороне
12:13 18.05.2022

Мы поддержим!
12:06 18.05.2022

Референдум
10:11 18.05.2022

Закрывайте окна!
20:25 16.05.2022

Купаться запрещено
20:24 16.05.2022

Теперь и связка «по колено»!
20:22 16.05.2022

На рынке недвижимости похолодало?
11:10 14.05.2022

Платить будут больше
11:01 14.05.2022

Не в коня пастбища
10:59 14.05.2022

Всецело поддержим
09:56 13.05.2022

Не останьтесь в стороне
23:43 12.05.2022

По новому адресу
21:41 11.05.2022

Конфликт исчерпан?
10:22 07.05.2022

На грани закрытия
10:19 07.05.2022

На выгодных условиях
22:04 05.05.2022

Ценить, дружить, творить
02:31 30.04.2022

Начало навигации
02:20 30.04.2022

Экосовет на разрезе
02:18 30.04.2022

30 апреля 2022 года, суббота
01:25 30.04.2022

Во вред или во благо
01:15 30.04.2022

Можно выдохнуть
00:11 30.04.2022

Жестокие игры, или в приёмной у психолога
00:56 28.04.2022

Сдай за деньги
00:50 28.04.2022

Осторожно, злая собака
00:50 28.04.2022

Запасы пока есть
00:36 28.04.2022

И со щами, и с голубцами
00:23 28.04.2022

Нужно подождать
00:21 28.04.2022

Праздники впереди
00:12 28.04.2022

Ищем таланты
00:10 28.04.2022

28 апреля 2022 года, четверг
00:02 28.04.2022

Один к двум
10:37 27.04.2022

Алло, это мошенники
10:34 26.04.2022

Ответственный подход
10:32 26.04.2022

У деревьев – паспорта
10:30 26.04.2022

26 апреля 2022 года, вторник
10:12 26.04.2022

Весомые аргументы
11:20 25.04.2022

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт