Пьяный за рулём
Пьяный за рулём 02.10.2021

Пьяный за рулём

Алкогольное или наркотическое опьянение в законодательстве всегда относится к отягчающим обстоятельствам при любом преступлении или правонарушении. Управление транспортным средством в таком состоянии само по себе считается правонарушением, за которое в казахстанском законодательстве предусматривается ответственность.

Закон РК «О дорожном движении» запрещает водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или токсикоманического) из-за угрозы безопасности дорожного движения. Ежегодно выявляются многочисленные случаи нахождения нетрезвых водителей за рулём, под хмельком ловят и ранее лишённых прав управления транспортными средствами. При этом чем больше степень тяжести алкогольного опьянения, тем выше коэффициент тяжести дорожно-транспортных происшествий. Пьянство за рулём – это актуальная проблема, которая тесным образом связана с уровнем аварийности на всех видах транспорта.

Для усиления противодействия таким правонарушениям 27 декабря 2019 года в Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее УК) включена новая статья 345-1, предусматривающая ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатацию транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Эта статья в отличие от статьи 345 УК (Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами) предусматривает более строгую ответственность. Согласно части первой этой статьи причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью считается не уголовным проступком, а преступлением, и виновный может быть наказан лишением свободы на срок до одного года с лишением права управления транспортными средствами сроком на десять лет. А в случае причинения тяжкого вреда здоровью (часть вторая), водитель наказывается лишением свободы до трёх лет, тоже с лишением права управления транспортными средствами сроком на 10 лет. Причинение смерти потерпевшему (часть третья), влечёт ответственность с аналогичным сроком лишения права управления транспортными средствами и с лишением свободы на срок до семи лет, а причинение смерти двум или более лицам (часть четвёртая) – на срок от семи до десяти лет с пожизненным лишением права управлять транспортным средством.

По объективным и субъективным признакам преступления, предусмотренные статьями 345 и 345-1 УК, совпадают. Здесь объектами становятся общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, жизнь и здоровье граждан.

Для наступления ответственности по статье 345-1 УК должны иметь место нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии опьянения, общественно-опасные последствия, предусмотренные уголовным законом и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Анализ судебной практики показывает, что нарушение правил дорожного движения чаще всего выражается в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда перекрёстков, выезде на встречную полосу движения, неподчинении сигналам светофора и другом.

Нарушением правил эксплуатации считается управление неисправным транспортным средством, установка дополнительных внешних световых устройств, перевозка негабаритных грузов, огнеопасных, взрывчатых, отравляющих веществ и т.д. Нарушение этих правил следует отличать от нарушений правил безопасности, которые допускаются при производстве ремонтных, уборочных, погрузочно-разгрузочных и других работ, которые затрагивают охраняемые уголовным законом объекты – жизнь и здоровье человека либо безопасные условия труда. В этих случаях виновный несёт ответственность по другим статьям УК.

Местами совершения деяний, предусмотренных статьёй 345-1 УК, могут быть автомагистраль, улица, двор дома или территория предприятия, железнодорожный переезд, трамвайные пути, тротуары и другие. Обязательным условием уголовной ответственности по вышеуказанной статье определено состояние опьянения лица, управляющего в момент совершения преступления транспортным средством. Факт употребления алкоголя и состояния алкогольного опьянения определяется уполномоченными на это должностными лицами на месте преступления и в медицинских учреждениях, где в заключениях указывается состояние водителя: трезв или пьян, какова степень опьянения.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента причинения по неосторожности вредных последствий, предусмотренных статьёй 345-1 УК. Степень тяжести причинённого вреда здоровью потерпевшего либо причины его смерти определяются судебно-медицинской экспертизой.

Причинная связь в анализируемых преступлениях носит, как правило, сложный специфический характер ввиду взаимодействия целого ряда неблагоприятных факторов, предшествовавших по времени преступному последствию. Ими могут быть противоправные действия самого водителя, иных участников дорожного движения, эксплуатация технически неисправного автотранспорта, сложная дорожная обстановка, плохая погода, другие причины и условия, подлежащие выяснению. Но, как показывают практика и анализ уголовных дел этой категории, в качестве причины дорожно-транспортного происшествия суды часто признают управление транспортным средством в состоянии опьянения. Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения.

Преступления, предусмотренные статьёй 345-1 УК, следует отличать от других сходных транспортных правонарушений. Например, отличие от нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 345 УК) заключается в субъекте, который управляет транспортным средством в состоянии опьянения. Условием ответственности за преступление, предусмотренное статьёй 346 УК, будет управление транспортным средством лицом, ранее лишённым права управления транспортными средствами.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что причиной установления в уголовном законодательстве новой нормы закона, а именно статьи 345-1 УК, стала неблагоприятная ситуация с нарушениями правил дорожного движения, совершённых водителями в состоянии опьянения. Это в свою очередь будет противостоять преступлениям в виде управления транспортным средством в состоянии опьянения, повлёкшим вредные последствия, и в конечном итоге призвано изменить неблагоприятную динамику автотранспортных уголовных правонарушений.

Светлана ПОНОМАРЁВА, судья Аксуского городского суда.
Фото с сайта esquire.kz.

Количество показов: 2283

Возврат к списку

За новый Казахстан!
14:52 21.05.2022

Под домбровые напевы
22:54 20.05.2022

Касается каждого
21:20 20.05.2022

«Amanat» поддерживает
21:18 20.05.2022

Первый не только по бахчам
21:12 20.05.2022

Против мошки
21:06 20.05.2022

Переезд закрыт
21:00 20.05.2022

Что будет после референдума?
03:49 20.05.2022

Голосуйте за будущее страны!
00:36 20.05.2022

В стиле "хай так"
06:26 19.05.2022

Купаться опасно
06:21 19.05.2022

А обещали земляные горы…
06:15 19.05.2022

К новой политической культуре
18:22 18.05.2022

Навигация по конституционным Поправкам
18:19 18.05.2022

Укрепить единство
18:17 18.05.2022

Доверие народа возрастёт
18:16 18.05.2022

По городам и сёлам
18:10 18.05.2022

Первым делом – референдум
18:09 18.05.2022

Знаковое событие
18:02 18.05.2022

Усилить роль Ассамблеи
18:01 18.05.2022

В интересах народа
18:01 18.05.2022

Поддержать Новый Казахстан
17:56 18.05.2022

Приверженность демократии
17:54 18.05.2022

Решает народ
12:16 18.05.2022

Не останемся в стороне
12:13 18.05.2022

Мы поддержим!
12:06 18.05.2022

Референдум
10:11 18.05.2022

Закрывайте окна!
20:25 16.05.2022

Купаться запрещено
20:24 16.05.2022

Теперь и связка «по колено»!
20:22 16.05.2022

На рынке недвижимости похолодало?
11:10 14.05.2022

Платить будут больше
11:01 14.05.2022

Не в коня пастбища
10:59 14.05.2022

Всецело поддержим
09:56 13.05.2022

Не останьтесь в стороне
23:43 12.05.2022

По новому адресу
21:41 11.05.2022

Конфликт исчерпан?
10:22 07.05.2022

На грани закрытия
10:19 07.05.2022

На выгодных условиях
22:04 05.05.2022

Ценить, дружить, творить
02:31 30.04.2022

Начало навигации
02:20 30.04.2022

Экосовет на разрезе
02:18 30.04.2022

30 апреля 2022 года, суббота
01:25 30.04.2022

Во вред или во благо
01:15 30.04.2022

Можно выдохнуть
00:11 30.04.2022

Жестокие игры, или в приёмной у психолога
00:56 28.04.2022

Сдай за деньги
00:50 28.04.2022

Осторожно, злая собака
00:50 28.04.2022

Запасы пока есть
00:36 28.04.2022

И со щами, и с голубцами
00:23 28.04.2022

Нужно подождать
00:21 28.04.2022

Праздники впереди
00:12 28.04.2022

Ищем таланты
00:10 28.04.2022

28 апреля 2022 года, четверг
00:02 28.04.2022

Один к двум
10:37 27.04.2022

Алло, это мошенники
10:34 26.04.2022

Ответственный подход
10:32 26.04.2022

У деревьев – паспорта
10:30 26.04.2022

26 апреля 2022 года, вторник
10:12 26.04.2022

Весомые аргументы
11:20 25.04.2022

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт