• Пт. Май 9th, 2025

Творчество в тылу: Дмитрий Багаев в годы войны

Май 8, 2025

В 1941-1945 годах жизнь первого профессионального фотографа Павлодара Дмитрия Багаева изменилась, как и у миллионов его современников. Несмотря на трудности и лишения, он продолжал своё дело – фотографировать, сохраняя хронику жизни павлодарцев в это непростое время. Его объектив запечатлел лица героев тыла, повседневный быт, работу эвакуированных предприятий и атмосферу единства, которая помогала людям преодолевать невзгоды. Талант Дмитрия Поликарповича стал незаменимым инструментом в сохранении истории и памяти военных лет.

В тот же день, когда павлодарцы узнали о начале войны, в городе состоялись многочисленные митинги. На одном из них, в Ленпарке, присутствовал и Багаев. Тогда и была сделана его знаменитая фотография, где выступал Георгий Колмогоров.

Подходя к своим профессиональным и общественным обязанностям с большой ответственностью и серьезностью, Багаев уже в июле-августе 1941 года едет в командировку в Омск для изучения архивных документов и источников по истории Павлодарской области, где по крупицам собирает материал из местных музеев и архивов. Всего за время войны он собрал солидную рукопись, в которой осветил историю области с древнейших времен до начала 20 века. Так постепенно начал наращивать исторический фонд будущего музея.

Вскоре в городе встает вопрос о необходимости создания Павлодарского областного историко-краеведческого музея, директором которого было решено назначить Дмитрия Поликарповича Багаева. Основание музея произошло в 1942 году, и сразу же началась работа по его пополнению экспонатами и историческими материалами. На тот момент у Багаева уже был накоплен небольшой материал, который включал в себя костные остатки древних животных, напечатаны фотографии, повествующие о важных исторических событиях. И в годы войны в новоиспеченном музее шли ремонтные работы. Сложили печи, привели в порядок окна, соорудили внутреннее оборудование, положили начало строительству экспозиций. Это был очень важный и непростой период в жизни краеведа. Велась очень продуктивная работа. И большую помощь в этой работе оказывала фотография – так Багаев называл свой фотосалон. Ведь вырученные деньги шли на покрытие расходов, а это стенды, шкафы, этажерки и общее оборудование.

Организация музея и начало его становления происходили в военные годы, в условиях острой нехватки самого необходимого – хлеба, топлива, одежды, обуви, бумаги, а для фотографии это фотопластинки, которые из-за отсутствия на рынке Багаеву приходилось изготавливать домашним способом. Хотя считалось, что без знания высшей химии и фабричного оборудования их изготовить невозможно. В течение двух лет фотография работала на отличных пластинках собственного изготовления.

Наряду с этим фотограф активно снимал на камеру жизнь горожан, стараясь не пропустить важных событий. Так появляется серия фотографий «Павлодарцы в годы Великой Отечественной войны», которые были показаны на фотовыставке в 1942 году. На этих снимках мы видим, как павлодарцы собирают посылки для фронтовиков, женщины шьют теплые вещи, заготавливают спички. Здесь же звеньевые высокого урожая Дарья Дацока и Мунира Сатыбалдина – мы видим, как идут работы в поле по сбору урожая, дети собирают колоски. Вот перед нами раненые в эвакогоспитале, павлодарцы слушают сводки с фронтов войны, новобранцы проходят курсы Всевобуча перед отправкой на фронт и многое другое.

Очень часто к мастеру обращались фронтовики с просьбой сфотографировать их родных и близких. В своих воспоминаниях Багаев пишет: «Я получил много благодарственных писем с фронтов Отечественной войны от бойцов. Один снайпер писал: «Не откажите, сфотографируйте мою семью, а я за Ваш счет убью трех фашистов».

Вот еще одно письмо с фронта: «Добрый день, Дмитрий Поликарпович! Посылаю привет. У меня к вам большая просьба – сфотографировать мою младшую дочь. В течение двух лет я никак не могу получить ее фотокарточку, а ее ведь не видел – она родилась почти в день моего отъезда в армию… Живой вернусь, постараюсь отблагодарить». Дмитрий Поликарпович откликался на подобные просьбы и помогал.

Новость о начале войны стала для Багаева вызовом, который требовал не только мужества, но и способности поддерживать близких в столь трудное время. Он осознавал, что впереди ждут тяжёлые испытания, но был готов встретить их с достоинством, веря в силу и стойкость своего народа.

С началом войны на фронт уходит второй сын Багаева Владимир. Он прошел всю войну, мужественно и бесстрашно выполняя свою работу на фронте.

Третий сын Багаева Александр встретил войну на фронте в Западной Украине, откуда так и не вернулся. Как сложилась его судьба, выяснить не удалось. Вестей от него не было. Горечь потери Александра усугублялась неизвестностью, не утихала со временем.

Его дочь Валентина ушла добровольцем на фронт в числе тридцати трех девушек из Павлодара 13 мая 1942 года. Сохранилось легендарное фото этих девушек перед отправкой на фронт. На войне Валентина была военным фотографом. Ей приходилось снимать на передовой, под обстрелом и печатать фотографии в походных условиях. Война – дело опасное. Но всё же, как по-отцовски считал Дмитрий Поликарпович, служба фотографа была безопаснее службы радистки. Может быть, поэтому он и сказал дочери однажды после войны: «Наша профессия спасла тебе жизнь».

Пятый сын Борис участвовал в войне с Японией, за что был награжден медалями и орденами. После войны работал фотографом в селе Ямышево.

Дмитрий Багаев гордился храбростью детей, но вместе с тем не мог избавиться от страха за их жизни. Он знал, что война – это не только подвиги, но и бесконечные жертвы, часто слишком большие. Однако осознавал, что их выбор – это проявление зрелости и внутренней силы. Смириться с этим оказалось нелегко, но он понимал, что его роль – поддерживать их, даже если сердце разрывается на части. Это была его собственная борьба, борьба между отцовской любовью и реальностью войны.

Багаев сделал в военные годы невозможное. Его сметливость, изобретательность, профессионализм, помноженные на колоссальный труд, были равноценны подвигу. И в 1946 году Дмитрий Поликарпович был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Его работа стала частью общей победы, в которой каждое усилие, каждое действие было важным. Преданность Родине и людям оставила неизгладимый след в истории тех трагических, но героических лет.

Надежда БЕКТУРГАНОВА,

руководитель Дома-музея Д.П. Багаева.