Интересный гость из Австрии побывал в нашем городе. Он дал концерт на необычном для нас музыкальном инструменте. Как и обещал, его музыка, исполняемая на ситаре – индийском струнном инструменте, создала особую атмосферу радости и спокойствия. Музыкант хорошо известен в Америке и Европе. А недавно он посетил несколько городов Казахстана, Бишкек. И с восторгом отзывается о казахстанцах.
Музыка творит чудеса
Этого гостя из Вены зовут Канала Ауэр. По профессии он – учитель, но уже два года как вышел на пенсию, увлекается йогой и путешествиями. Канала провёл в Павлодаре две встречи, которые следует воспринимать как одно целое. На одной – больше музыки, на другой – беседа о том, как научиться освобождаться от стресса, беспокойства, тревожности и как можно настроить себя на радостное восприятие мира, видеть и слышать красоту. Он говорил о себе, своём пути к музыке и духовности, поведал, почему даёт концерты в разных странах и при этом не берёт за это никаких денег. Его пенсия позволяет и жить, и путешествовать, и оплачивать аренду зала, всю организацию концертных встреч.
В своё время он пришел к пониманию, что важно не только жить, как все, добиваться успеха в своём деле, но и не забывать о своем внутреннем мире, душе. «Когда человек становится готов, то к нему приходит Учитель», – услышали мы знакомую восточную мудрость. Именно так произошло и с ним. Однажды Канала встретил человека, который помог ему найти более глубокое понимание этого мира, самого себя, в некотором роде изменить свою жизнь. В Павлодаре музыкант представил музыку, созданную его духовным Учителем – гуру, поэтом писателем, композитором Шри Чинмоем, но в его собственной импровизации. Гость из Вены говорит, что каждый раз эти мелодии звучат по-разному.
Канала Ауэр убеждён, что музыка может творить чудеса.
– Согласно преданиям, – рассказывает музыкант, – Тансен Миян – знаменитый придворный музыкант великого монгольского императора Акбара Первого, исполняя раги (рага – североиндийский музыкальный жанр, – прим. авт.), мог усмирить бешеного слона, призвать огонь, затем вызвать дождь, чтобы остановить пламя, или исцелить своей проникновенной игрой дочь императора. Глубина музыки способна передать чувства или события без стихов или человеческого языка.
Например, из известного кюя-легенды «Аксак-кулан» мы знаем, как домбра была наказана за то, что искусный кюйши смог донести хану весть о смерти его сына на охоте, не проронив ни слова.
Канала убеждён: музыка его учителя маэстро Шри Чинмоя – это музыка, идущая из души. Шри Чинмой является автором более 23 тысяч песен, как на своём родном бенгальском языке, так и на английском. Слушателям посчастливилось услышать композиции маэстро в импровизационном исполнении его ученика.
– Музыка – это моя страсть, – рассказывает австрийский гость. – Я говорю с вами от своего сердца, а вы слушаете своими сердцами. Это та самая музыка изнутри. Наш учитель всё это выработал в себе и передал нам. Он достигал высокой степени медитации. И обнаружил, что покой существует как отдельное присутствие. Он видел эти источники покоя, счастья. И поместил это всё в музыку, чтобы и мы могли это услышать, получить от этого пользу. Я могу вам обещать: если вы впустите музыку внутрь, то она будет вашей частью, она станет вашим помощником. Мелодии, которые я исполняю, – это мои импровизации, моё восприятие места, времени, слушателей именно в этот момент. Всё это звучит каждый раз по-новому в зависимости от аудитории.
Сын музыканта
Канала Ауэр родился в 1956 году в семье музыканта. Его отец был профессиональным дирижером, руководил симфоническим оркестром Зальцбурга. Канала окончил в Вене Академию изящных искусств, большое внимание уделяя изучению классической европейской музыки, в атмосфере которой он рос. В молодости увлёкся творчеством гитариста Джона Маклафлина и освоил гитару, да не одну – он играет и на португальской, и на 12-струнной, и на многих других разновидностях инструмента. Его можно считать не только виртуозным гитаристом, но и прекрасным педагогом, обучающим игре на этом инструменте.
В возрасте тридцати двух лет он увлёкся индийской философией, и, познакомившись с маэстро Шри Чинмоем, самостоятельно освоил ситар. Более 20 лет Канала улучшает свой опыт игры на индийском инструменте благодаря духовной практике и исполнению возвышенных мелодий, выступая с бесплатными концертами. Он собственными руками улучшил свой инструмент для более глубокого и утончённого звучания. Канала считает, что импровизации композиций его гуру (Учителя) – это ему дар Всевышнего.
Природное искусство извлечения мелодий из ситара без использования нот очень созвучно с музыкой кыргызского и казахского народов. Издревле мастера музыки – кюйши создавали и играли мелодии, шедшие от самого сердца. Исполняли их на домбре, кобызе, жетыгене. Поэтому живая игра без нот у нас очень ценится. Канала покорил всех нас своим величием искусного мастерства в музыке и одновременно смирением в духовности.
О ситаре
Исполнитель очень подробно рассказывает про свой инструмент. Это индийский ситар, обычно он имеет 20 струн, а у Каналы их 23.
– Я купил его в 2001 году и с тех пор играю на нём, – рассказывает музыкант. – А до этого даже никакого представления не имел о том, что такое индийская музыка. Когда мне было 17 лет, я слушал народные инструменты, музыку Востока. Один из больших профессионалов – Рави Шанкар, который тоже играет на ситаре, был дружен с музыкантом из Битлз Джорджем Харрисоном. Я свидетель того времени и помню прекрасный фильм о концерте в Вудстоке. Это была встреча великих рок-групп того времени. Большой концерт популярной музыки, где многие заработали деньги, но также много было музыкантов, которые бесплатно продвигали свою музыку. И один из этих музыкантов, которого я тогда и узнал, – Рави Шанкара, исполнивший под дождём три свои композиции. Я сам тогда интересовался гитарной музыкой.
Канала рассказал, что когда увидел этого экзотического человека, то не понял, на чём он играет. Имя исполнителя ему было известно, его на Западе знают многие. Но об инструменте не имел никакого представления, не знал, как настраивать, как на нём играть.
– Мой друг владеет магазином инструментов «Со всех сторон света», – продолжает гость из Австрии. – У него я купил этот инструмент и небольшую книжечку про то, как его настраивать. Пытаясь следовать инструкции, порвал много струн, но что-то меня подталкивало не отказываться от своей идеи, продолжать попытки. Когда я услышал прекрасное сочетание звуков, мне захотелось узнать, как это делают индусы. Тогда у нас ещё были CD-диски, я стал слушать всех известных индийских специалистов того времени. И постепенно на слух начал понимать, как они играют, как извлекают звук.
Одна особенность инструмента долгое время для него оставалась загадкой. Он слышал, что каждый издаваемый ситаром звук сопровождает словно эхо этого звука, и никак не мог понять, как исполнители получают это эхо. Оказалось, сочетанием тринадцати маленьких струн, которые находятся под основными струнами. И Канала сумел настроить свой ситар так, чтобы каждый звук имел эхо. Такой эффект получается по принципу резонанса. Музыкальные инструменты способны резонировать друг с другом. Например, если вы играете на виолончели, а в углу стоит другая, то и второй инструмент, у которого в данный момент нет музыканта, будет звучать тоже.
– После правильной хроматической настройки я сразу получил эхо, – вспоминает музыкант. – Это догоняющее эхо. Для игры на ситаре важны устойчивые звуки, они вносят в мелодию покой. Это основа индийской музыки, где мелодия строится на имитации человеческого голоса. Ситар был изобретён как музыкальный инструмент-молитва. И игра на нем рассматривалась как обращение к высшему божеству. Если он использовался при такой молитве, должен был повторять человеческий голос. Получались длинные ноты, следующие друг за другом, связанные в целую вереницу.
Канала ещё подробно пояснял, как происходит звучание и за счёт чего создается необыкновенный эффект целого оркестра. И этот рассказ, и сама музыка произвели на слушателей сильное впечатление.
Музыкант пообещал приезжать ещё. Тем более что ему очень понравились казахстанцы, он с большим воодушевлением говорил о встречах в Астане, Актобе, Алматы, Костанае, Усть-Каменогорске, Павлодаре, о столице Кыргызстана Бишкеке. В 2016 году он впервые выступил в столице Казахстана, и через семь лет его вдохновение вновь направило сюда, за тысячи километров от Вены. В каждом городе он провёл концерты и лекции, встречался со студентами, с педагогами музыкальных учреждений, дал интервью на телевидении в Костанае и Караганде. Канала Ауэр говорит, что нам не нужно пытаться понять музыку умом, нам даже не надо слушать ее сердцем, просто позвольте музыке словно птице расправить свои крылья и парить внутри вашего сердца.
По мнению слушателей, волшебная игра Каналы покоряет виртуозностью, уникальным звучанием самого инструмента. Перед началом концерта музыкант обычно призывает слушателей забыть на время обо всех сегодняшних заботах и тревогах. Лучше включить, а вернее – настроить свой сердечный «приёмник», и тогда музыка достигнет самых потаённых уголков души и сделает человека немного счастливее.
Светлана ЧИСТЯКОВА.
Фото автора.