Иса Байзаков был многогранной личностью. Поэтому празднования его 125-летия на родине — в Иртышском районе охватили все сферы интересов поэта: здесь прошли международный айтыс, соревнования по байге и кокпару, презентация новых книг и многое другое. В степи возле райцентра раскинулся огромный аул из более ста белоснежных юрт, нескольких сцен, игровых площадок для детей, многочисленных выставок и торговых рядов с работами народных умельцев. За 25-26 июля этноаул посетили десятки тысяч человек.
Празднования 125-летия Исы Байзакова в Иртышске начались с возложения цветов к бюсту поэта возле Дома культуры. В памятном митинге участвовали внучки Байзакова – Куралай и Кырмызы, аким Павлодарской области Асаин Байханов, вице-министр культуры и информации РК Айзада Курманова, заслуженный артист Казахстана Шахимардан Абилов, поэты, писатели, учёные, общественные деятели и другие представители интеллигенции, приехавшие в село со всей страны.


В Доме культуры Иртышска состоялась презентация трёх книг, посвящённых жизни и творчеству Исы Байзакова. Айзада Курманова обратилась к собравшимся с приветственной речью.
– Творчество поэта Исы Байзакова является художественным выражением любви нашего народа к искусству слова, любви к стране и земле. Он был выдающимся акыном, который привнёс в народную поэзию новые стихи и песни, возвысил искусство айтыса, воспел народность и героизм, – подчеркнула она.
Также Айзада Курманова зачитала поздравительное письмо от министра культуры и информации Аиды Балаевой, которая отметила, что наследие поэта – это золотое сокровище духовности нации.
Библиография изданий, посвящённых Байзакову, пополнилась тремя новинками, изданными на спонсорские средства. Сборник «Халықтың қасиетін жанмен ұққан» составила педагог и краевед Турсын Адильханкызы, землячка Байзакова из его родного села Ульгули.
– В книге собраны воспоминания о поэте, сведения о его родственниках и потомках, о талантливых жителях Ульгули, – говорит писательница. – Отражены вклад Ульгули в Великую Победу, работа Исы Байзакова на передовой. Он путешествовал по стране с концертами, а вырученные средства направлял на нужды солдат на фронте, продолжая это делать до конца войны.


Айтыскер из Баянаула Мизан Жумали представил на суд читателей свою поэму «Дауылпаз».
– Эта книга о детстве Исы Байзакова, о его сиротской доле. О его учёбе и учителях, о том, в какой среде он жил, о том, что он сделал для своей родной земли, – говорит автор.
Мизан Жумали исполнил кюй Исы Байзакова, сыграв на копии его домбры. История этого инструмента такова: жительница села Ульгули передала в Павлодарский литературный музей им. Бухар жырау старую домбру Исы Байзакова, сделанную из цельного дерева (об этом мы писали в «Звезде Прииртышья» 21 марта 2024 года). Мастер отреставрировал старинный инструмент и сделал его точную копию. После концерта эту копию домбры передали в музей Иртышска.
Большую биографическую работу провели профессора Торайгыров университета Серик Еликбаев и Бакытгуль Капасова. Они издали книгу «Байзақов биігі» («Высота Байзакова»).
– Если разобраться, всё творчество Байзакова состоит из двух частей – устного, импровизации, и письменной литературы. Вместе с этим к ним добавляется актёрское искусство. Феноменальность Байзакова в том, что всё это он собрал в одном лице, – говорит профессор кафедры филологии и журналистики Серик Еликбаев. – Это произошло на стыке веков, когда менялись ценности, уходила царская Россия, пришло коммунистическое направление. В это время нужно было проявить себя по-новому. Но он пишет на вечную тему любви. Поднимает вечные вопросы, которые актуальны во все времена.
Серик Еликбаев отметил, что творческий потенциал Байзакова не меньше, чем у Магжана Жумабаева и Ильяса Джансугурова, но Байзакова нет ни в одном учебнике. Это несправедливо, считает он.
Ленточки на стопках новых книг торжественно разрезали внучки Исы Байзакова, а также уважаемые ветераны журналистики и литературы, в том числе член Союза писателей Казахстана Галымбек Жуматов и почётный гражданин Павлодарской области, телерадиожурналист Галия Балтабай.
В это время в степи возле Иртышска кипел праздничной жизнью этноаул. Накануне здесь начались айтыс и соревнования по байге. Они были ключевыми мероприятиями. Нужно отметить, что весь этот культурно-спортивный праздник прошёл за счёт многочисленных спонсоров, в частности крупных сельхозтоваропроизводителей, которые не поскупились на ценные призы.
В международном айтысе «Вокруг Иртыша» состязались 12 поэтов-айтыскеров из Казахстана, Кыргызстана и Монголии. В своих импровизациях они поднимали острые вопросы и воспевали национальную самобытность.

Айтыс провёл именитый мастер слова, победитель международных айтысов Аманжол Алтай, он же доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель Казахстана, мажилисмен от партии «AMANAT». Жюри возглавил первый заместитель председателя правления Союза писателей РК, заслуженный деятель Казахстана Галым Жайлыбай.
Гран-при – автомобиль завоевал павлодарец Аспанбек Шугатай. Первое место занял Дидар Ками из Караганды, второе – Рауан Кайдар из Павлодара. Третье место разделили Серик Куанган из Усть-Каменогорска, Талгат Мыки из Западного Казахстана, Хавдолла Бейысхан из Монголии и Асылбек Маратов из Кыргызстана. Специальный приз получил алматинец Казирет Бердихан.
В аламан байге на 25 километров и топ байге на 15 километров участвовали 28 жокеев почти со всех областей республики. Общий призовой фонд составил 15 миллионов тенге. Победитель уехал на кроссовере «JAC S4», призёры получили от полутора миллионов до 300 тысяч тенге. На соревнованиях по кокпару приз в размере трех миллионов тенге забрала команда «Акколь» из Экибастуза.
В состязаниях по национальной борьбе казакша курес в весовой категории свыше 90 килограммов миллион тенге завоевал Далелхан Мухтар из Майкаина, а в весе до 90 килограммов полмиллиона достались Еламану Ергантаю из Актогайского района.
Теперь непосредственно об этноауле. В субботу, 26 июля, с самого утра стояла страшная жара за 35 градусов, машины поднимали неимоверные тучи пыли. Поэтому движение оставили только для служебного транспорта, а гигантскую автостоянку разместили примерно в километре от юрт. По улицам импровизированного аула пустили поливочную машину.
Юрт было около сотни. Каждый район области и каждая крупная организация поставили свою, где радушно принимали и кормили гостей.


Но даже при открытом шаныраке в юртах был душно. Моя коллега из-под Алматы, чьё детство прошло в настоящем горном ауле, отметила, что на юге во время жары снизу юрты поднимают войлочную обшивку, и ветерок свободно проходит через кереге. Чтобы не залетали насекомые, щели прокладывают можжевельником или полынью. Для закрепления войлока на одежде юрты делаются специальные крючки. Эту практику можно взять на вооружение.
Главными в этноауле были юрты музея литературы и искусства им. Бухар жырау. Здесь экспонировались личные вещи Исы Байзакова – его Коран, та самая домбра, о которой мы писали выше, чапан, документы, фотографии, рукописи.
– Если посчитать все произведения Байзакова, хранящиеся в нашем музее, его письма и вещи, то будет порядка 70-80 единиц хранения, – рассказывает Жанболат Абайхан, сотрудник музея им. Бухар жырау.
Меня заинтересовал дневник Байзакова, исписанный им арабской вязью. Как выяснилось, он пока полностью не переведён. Но при беглом просмотре в нём обнаружились наброски известных произведений поэта, а также бытовые заметки. Вот загадка для байзаковедов – что ещё скрывает этот дневник? Расшифровать его будет сложно, ведь в Казахстане специалистов, читающих казахские тексты, написанные арабицей, не так много.

Ещё одна загадка в этой экспозиции – парадный портрет Исы Байзакова, который подарил его детям в честь 70-летия отца Союз художников КазССР. Автор портрета неизвестен, подписи нигде нет. Нарисован он примерно в 1970 году. В архиве Союза художников можно выяснить, кто в то время мог написать этот портрет. Может, кто-то из классиков казахстанской живописи?
Рядом с юртой музея им. Бухар жырау работала выездная выставка картин, организованная Павлодарским областным художественным музеем им. Н. Нурмухаммедова.
– Здесь представлены 14 произведений павлодарских художников. В их числе работы Галыма Каржасова, уроженца села Ульгули Иртышского района, который имел прямое отношение к семье Исы Байзакова, потому что семьи их родственников дружили. Поэтому у Галыма Каржасова осталось много ярких воспоминаний о семье великого акына, – рассказывает Эльмира Арынова, хранитель фондов музея.
В центре аула расположились ремесленники, которые с удовольствием делились своим мастерством со всеми желающими. Керамисты экибастузского центра творчества «Өнер» учили детей лепить глиняные горшки на гончарных кругах. Здесь же дети могли их быстро высушить, собственноручно расписать, а потом забрать с собой.
Рядом мастерицы провели мастер-классы по ткачеству, плетению, прядению шерсти, окрашиванию пряжи, вышивке. Женщины из села Береке Аксуского сельского округа продемонстрировали полный цикл создания кошмы – от взбивания шерсти до валяния.
– У нас в Доме культуры села Береке работает кружок народного творчества «Әжелер». Там мы возрождаем народные промыслы, – рассказывает активная участница кружка Жанаргуль Ариденовна.
Глядя на работу рукодельниц, невольно погружаешься в эпическое прошлое. Вот так же трудились женщины возле юрты и сто, и пятьсот лет назад. Атмосферу средневековья создают и прогуливающиеся неподалёку гигантские витязи в кожаных доспехах, и воинственные амазонки с луками, и беркутчи с хищными птицами. И всё это настоящее, неподдельное. Если отвлечься от реальности, то ощущаешь дыхание времени.
Общие впечатления от организации праздника – самые положительные. Если мероприятие такого масштаба сделали на не круглую дату, то какого размаха ждать на 130-летие?
Фёдор КОВАЛЁВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.