• Сб. Ноя 23rd, 2024

Павлодарцы на БАМе: станция Новая Чара

Июл 26, 2024

В этом году исполняется 50 лет с начала строительства крупнейшей в мире железной дороги – БАМа, которую помогали создавать посланцы всех бывших союзных республик. В их числе были и павлодарцы. Им было поручено отстроить посёлок на будущей станции Чара.

Вспоминает Надежда Ивановна Загорулько – ветеран-строитель. Она проработала на БАМе десять лет.

«Мы были первыми!»

– 9 декабря 1981 года со станции Павлодар после торжественного митинга отправлялся специализированный строительно-монтажный поезд «КазахБАМстрой». В трёх его пассажирских вагонах ехали 84 павлодарских строителя, а на 60 платформах – техника, строительные материалы, вагончики, в которых предстояло разместиться первостроителям.

До конечного пункта Новая Чара мы добирались 14 дней, и на каждой станции нас встречали хлебом-солью. Мы ехали вдвоём с мужем Николаем Яковлевичем, оставив в Павлодаре на попечение моей мамы двух малолетних детей: шестилетнюю дочь и четырёхлетнего сына. Через полгода перевезли в Новую Чару маму и детей, а уже там наша семья пополнилась двойняшками – сыном и дочерью. Работали там до 1991 года.

По приезде в конце декабря 1981 года Чара встретила нас 52-градусным морозом. Женскую группу в составе 14 человек разместили в отдельном вагончике, который отап­ливался печкой-буржуйкой. Пока топишь – терпимо, перестанешь топить – стенки покрываются инеем. Спали в ватных штанах и полушубках, пока не перебрались уже в свои, утеплённые вагончики.

Первым объектом, который мы построили, стала баня, всё необходимое для неё тоже привезли с собой. И уже потом стали строить щитосборные домики, временные вагончики для рабочих и общежития.

Эти десять лет стали незабываемыми, ярчайшими страницами всей моей семьи. Как и для большинства тех, кто приехал на место будущего посёлка с первым отрядом строителей Новой Чары.

Кем они были и как работали

Однажды к нам в редакцию пришёл Михаил Михайлович Кушнир с идеей напомнить землякам о павлодарцах, строивших Новую Чару. И рассказывал о них с таким жаром, как будто всё это было только вчера, хотя с той поры прошло уже около четверти века. Целинник, ставший профессиональным строителем, руководивший крупными казахстанскими трестами, он формировал тот первый отряд строителей БАМа в качестве начальника треста «КазахБАМстрой».

Никого, вспоминал Михаил Михайлович, не надо было уговаривать, мобилизовывать. Люди шли сами, и брали в отряд далеко не всех, а только самых лучших, уже показавших себя в деле, как правило, владеющих разными строительными и другими профессиями. Среди них были плотник-бетонщик А. Антипин, экскаваторщики Я. Вельшанский, автокрановщик В.Борман, крановщик А. Бершаков, мастер А. Мещеряков.

Главным инженером нового специализированного треста, созданного на базе того первого отряда строителей, стал потомственный строитель М. Поляков, отец которого возглавлял строительство Павлодарского тракторного завода.

Братья Иван и Владимир Чопоровы, Юрий и Евгений Курганские, экскаваторщик Владимир Распопин, водители большегрузных машин Н.Буй и П.Богданов – они были мастерами на все руки.

С тем отрядом уехал и не один год работал на БАМе мой близкий товарищ Эдуард Борисович Овчаренко, строивший до этого важнейшие объекты Экибастузского топливно-энергетического комплекса. Помню его рассказы, когда он приезжал домой на побывку.

«КазахБАМстрою» предстояло возвести в Новой Чаре десятки тысяч квадратных метров жилья, здание железнодорожного вокзала, больницу и школу, два детских сада, общественный центр с торговым комплексом и Домом быта. И всё это – на вечной мерзлоте. Поэтому сначала насыпали на месте будущих объектов слой гравия в несколько метров, потом вбивали в этот искусственный грунт сваи и только потом монтировали здание. Для этого здесь была создана собственная промбаза. А в Павлодаре на домостроительном комбинате специально был построен цех, поставлявший конструкции для пятиэтажных жилых домов в Чаре. Всё было наше, павлодарское: люди, техника, стройматериалы. В организации нового большого дела принимали участие предприятия Алматы, Караганды, Уральска, Экибастуза и других городов Казахстана. Более двух тысяч казахстанцев строили Новую Чару, десятки тысяч – содействовали этому. Многие работали вахтовым способом: монтажники и отделочники Павлодарского домостроительного комбината, специалисты разного профиля предприятий области «Сантехмонтаж», «Павлодарстроймонтаж» и других. Не случайно одну из первых здешних улиц назвали Казахстанской.

Сегодня этот посёлок городского типа с красивейшим на БАМе железнодорожным вокзалом, жилыми пятиэтажными домами и социальными объектами, построенными казахстанцами, живёт своей жизнью. Его называют «казахским посёлком».

БАМовское братство

Павлодарцы на БАМе не только ударно трудились, но и жили полноценной жизнью: к мужьям приезжали жёны и оставались там жить, создавались новые семьи, рождались дети. Организовывались праздники и выезды на природу.

С первым отрядом ехали для будущей организации досуга пять телевизоров (в том числе два цветных – редкая ещё вещь для того времени), две киноустановки, магнитофоны, транзисторы, библиотека на две тысячи книг и пятьдесят пар лыж с ботинками (там ведь чуть не полгода зима!). Первый раз отметили Новый год через несколько дней после прибытия на место.

Н.И. Загорулько, работавшая начальником отдела кадров специализированного строительно-монтажного поезда, и сегодня верна традициям большой семьи «КазахБАМстроя». Первостроители Новой Чары поддерживают отношения, даже живя теперь в разных городах. А в Павлодаре за дастарханом собрались Надежда Ивановна, плотник-бетонщик, а по совместительству художник-оформитель Василий Зейф, финансист «БАМстройпути» Станислав Зейф, экономист Светлана Полякова, зав­хоз-техсекретарь Людмила Трухманова. В Павлодаре сегодня живут 20 ветеранов, строивших Новую Чару. Им всегда есть о чём вспомнить, кого помянуть добрым словом, ведь многие уже ушли из жизни. У строителей Чары даже песни есть свои, ей посвящённые.

Анатолий Тимофеевич Наумчик написал книгу «Чарский дневник», в которой запечатлены многие памятные страницы работы павлодарских первостроителей Новой Чары.

Было бы правильным организовать торжественное мероприятие в городе, посвященное тем важным событиям, вспомнить этих людей, сказать им спасибо.

Юрий ПОМИНОВ.

Снимки из архива Н.И. Загорулько.