Наша область славна многими замечательными людьми, в числе которых и Валерий Фёдорович Дорогин.
В минувшее воскресенье, 28 июля, на телеканале «Россия» прошла очередная передача Андрея Малахова «Песни от всей души». Посвящена она была дню Военно-Морского Флота, который отмечается и у нас в Казахстане. В числе приглашенных, тех, кто служил на флоте или в той или иной мере причастен к нему, был и вице-адмирал Валерий Федорович Дорогин, который, аккомпанируя себе на баяне, профессионально исполнил, как отметили в российской прессе, гимн всех мореплавателей – «Раскинулось море широко».
Рассказывая об этом исполнителе, Малахов вскользь упомянул, что он из Павлодара, переключившись на другие этапы жизни военного моряка. А между тем основы карьерного роста, характера и жизненной позиции Валерия Федоровича формировались в нашем городе. И на Иртыше.
Отец Валерия Федор, которого коллеги-речники называли самородком, уже в 23 года стал самым молодым капитаном Верхне-Иртышского пароходства и всю жизнь посвятил работе на своенравной реке. По воспоминаниям Дорогина-младшего, уже в четыре года отец брал его летом в рейсы (так продолжалось не один год), в результате чего Валерий узнавал устройство судна, а также то, как складываются обязанности и взаимоотношения в команде, запоминал особенности речного фарватера и характер Иртыша. Более того, рулевые-мотористы доверяли любознательному мальчишке штурвал, уча, как ориентироваться по бакенам и по створам – береговым навигационным знакам. И он эту науку успешно освоил.
Как рассказывает Татьяна Малина (ныне Потапенко), в детстве и юности жившая с родителями рядом с семьей Дорогиных (впоследствии она работала технологом и парторгом Павлодарского судостроительно-судоремонтного завода), Валерий всегда был самостоятельным, решительным и целеустремленным. Ему, двенадцатилетнему, отец отдал железную лодку, чтобы он с друзьями плавал на ней вдоль берега Иртыша, обучаясь хорошо грести. А сын нашел судну, почти баркасу, другое применение. Он с мальчишками установили на нем две мачты с реями и такелажем. Даже закрепили на носу своего плавсредства выступающий вперед брус, бушприт, к которому крепятся дополнительные косые паруса-кливеры. Все паруса, к слову, мореходам шили Татьяна и другие соседские девчонки. Оборудовав всё это, тринадцатилетние мальчишки во главе с Валерием ходили по Иртышу до нынешнего города Аксу. Замечу, против течения, двигаясь то зигзагами, то галсами, ловя ветер в паруса. А это возможно лишь тогда, когда ими постоянно управляешь, что не всегда дается легко взрослым яхтсменам, а здесь – малолетки. Но они справлялись и не считали это чем-то особенным. Потому что, а особенно Валерий, любили Иртыш, мечтали о больших и дальних плаваньях.
Об этом же рассказывала и ветеран журналистики области Людмила Гришина, которая училась с Валерием в школе №13, где в основном были дети речников и тех павлодарцев, которые проживали в домах по соседству с судоремзаводом, в Затоне. Так вот Людмила Павловна отмечала, что Валерий выделялся среди сверстников своим стремлением быть моряком и упорно шел к этому.
«После седьмого класса (тогда это было незаконченное среднее образование – прим. авт.) я поехал в Омск поступать в речное училище, – вспоминал Валерий Федорович. – Но так как мне не было 15 лет, меня не приняли, и я вернулся в Павлодар и поступил в музыкальное училище имени Петра Ильича Чайковского, осваивая баян и саксофон. Но, отучившись год, вновь поехал в Омск сдавать документы в речное училище, что оказалось успешным».
Здесь Валерий Федорович упустил несколько важных моментов. Во-первых, он, закончив музыкальную школу, мог бы стать хорошим профессиональным музыкантом и солистом, что демонстрирует до сих пор.
Во-вторых, обучаясь в этом учебном заведении, ухитрился закончить при судоремзаводе курсы рулевого-моториста. И тут же в навигацию перед отъездом в Омск он, несовершеннолетний, был назначен под ответственность отца на речной буксир-толкач на должность рулевого. Замечу – паренек экзамен выдержал. Дело прошлое, но на этом судне случился такой неафишируемый факт. Экипажу дали задание срочно вверх по Иртышу отправиться в Семиярку, ныне село Жетижар в Бескарагайском районе Восточно-Казахстанской области. Не вдаваясь в подробности, скажу, что экипаж, накануне хорошо «отметив» какое-то событие и, похоже, на другой день «поправляя здоровье», крепко заснул. В том числе и рулевой. И пришлось Валерию завести двигатель и отчалить, встать за штурвал и выполнять предписание диспетчера – идти к пункту назначения. Он проделал определенный путь по реке, когда неожиданно из-за проблем с электропроводкой пропал свет. Пришлось Валерию пристать к берегу неподалеку от домика одного из бакенщиков, дожидаясь, когда проснется экипаж.
Так, имея опыт и проверку в неожиданных ситуациях, он начал пополнять знания в Омском речном училище и окончил его, хотя там расформировали военную кафедру. Причем, замечу, – досрочно, за один год, сдав все зачеты и экзамены за третий и четвертый курсы. Но всё же закрытие военной кафедры как бы перечеркивало мечту юноши стать именно военным моряком. Поэтому, походив несколько месяцев по Иртышу вторым штурманом – вторым помощником механика, посоветовавшись с отцом, Валерий подал документы в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова. Окончив его в 1970 году, он приступил к службе на атомных подводных лодках Тихоокеанского морского флота. Затем его, как перспективного и высокопрофессионального командира, в 1976 году направили на Высшие офицерские курсы, а в 1984 – в Военно-морскую академию, в 1989 – в Академию Генерального штаба.
Это то, что касается учебы. И послужной список не менее впечатляющий: в 1979 г. был назначен командиром атомной подводной лодки. С 1984 – заместитель командира 10-й дивизии атомных подводных лодок. С 1989 – командир 10-й дивизии 2-й флотилией атомных подводных лодок. С 1991 года служил в Камчатской военной флотилии разнородных сил, занимая должности первого заместителя командующего, начальника штаба. С 1995 по 1998 – командующий Камчатской военной флотилии разнородных сил.
Здесь сделаю отступление. Определение последней должности – командующим войсками и силами Северо-Востока РФ – это руководство надводным и подводным флотом, авиацией, береговой обороной с артиллерий и механизированными частями, морской пехотой и другими подразделениями большой численностью людей и техники.
А еще он 26 марта 2000 был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва. Был членом Комиссии Государственной Думы по вопросам выполнения договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений и ряда других родственных международных договоров.
Также был заместителем председателя комиссии по расследованию причин гибели атомной подводной лодки «Курск».
С 2006 года, после увольнения в запас, – вице-адмирал, научный сотрудник Центра перспективных программ Военно-Морского Флота Главного штаба ВМФ РФ.
23 февраля 2014 года общим собранием «Клуба адмиралов» РФ избран первым заместителем председателя «Клуба адмиралов». Также он почетный член экипажа ветеранского объединения Военно-Морского Флота Павлодарской области.
За свой труд Валерий Федорович награждён двумя орденами и 12 медалями.
Таков славный путь паренька-павлодарца с берегов Иртыша, ставшего морским офицером и общественным деятелем. Но не стоит думать, что у него всё шло как по маслу. Каждому новому назначению предшествовали напряженный труд, отстаивание своего мнения и поиски лучших решений. В одном из интервью, данных Дорогиным в прежние приезды в Павлодар, а также на передаче у Малахова, он рассказал, как на атомной подводной лодке приходилось чуть ли не на год уходить в плавание, отслеживая американские эскадры. И не просто плыть рядом, а делать это так, чтобы моряки недружественной страны не обнаружили это. Экипажи Дорогина делали подобное мастерски. По его рассказу, в один из походов они контролировали действия американского авианосца.
– Я сфотографировал авианосец из-под воды в перископ. И потом, уже будучи депутатом Государственной Думы, находясь в Америке в Военно-морской академии США, показал эти фотографии. А там написаны дата и время, когда это произошло. И подарил начальнику академии эти фото. Потом он мне представил двух командиров этого атомного авианосца. И они подтвердили, что в это время были в том районе, экипаж самолета-разведчика США докладывал им, что где-то поблизости находится русская подлодка, но они ее так и не обнаружили.
Вроде ничего сложного, вроде прогулки. А порою было очень сложно и страшно. В одном из интервью Дорогин рассказал такую историю: «Когда гнались за авианосцем, случился провал на глубину. Упала защита реактора, и мы провалились на глубину свыше предельной. Я увидел одного военнослужащего, который упал на колени и молился. Потому что случай был достаточно трагичный. Всё зависело от дальнейшего провала на глубину. Ещё где-то метров 30-40 – и вопрос был бы решён совершенно иначе. Но мы благополучно выбрались из этой ситуации благодаря надёжности нашей техники».
Это примеры воинского мастерства и мужества, а еще Валерию Федоровичу присущи честность, порядочность и чувство долга – то есть то, что было заложено в него в детстве.
Очень непросто всё складывалось и в личной жизни Дорогина. Со своей женой Галиной Валерий познакомился на танцах во Владивостоке. И оба сразу поняли: это то, чего они ждали. Потекла счастливая жизнь, хотя Валерий нередко уходил в дальние походы, и супруга, как истинная жена офицера, трепетно ждала его возвращения. Однажды она с маленьким сыном переходила дорогу, на которой неожиданно появился автомобиль, мчавшийся на большой скорости. Женщина успела отбросить ребенка к тротуару, а сама попала под колеса. Три года она пролежала в больнице, где ее «собирали по косточкам». Это врачи сделали, но Галина осталась инвалидом, передвигается с помощью ходунков или коляски. И всё это время, и сейчас, по возможности, с нею был и находится Валерий Федорович. По-прежнему, как в молодости, любя свою супругу. Ей он даже посвятил собственную лирическую песню, которую всегда исполняет. Такое отношение к ситуации – и житейское мужество, и высокая порядочность.
Сейчас супруги живут в Москве. Не часто, но вице-адмирал один или с супругой приезжают в Павлодар, где у Валерия родные и близкие, знакомые.
В один из приездов он сказал: «В позапрошлом году мой приезд совпал с торжествами по случаю Дня Конституции РК. К сожалению, я не был в это время в Астане, но смотрел парад по телевизору. По тому, как проходили подразделения родов войск, как двигалась техника и пролетали самолеты, чувствовались слаженность и боеспособность Казахстанских Вооруженных Сил, их выучка.
Позже я не раз с удовлетворением находил в прессе сообщения о том, что различные подразделения Казахстанской Армии и Флота достойно проявили себя на тех или иных учениях, межгосударственных состязаниях родов войск, в спецоперациях и экстремальных условиях. Казахстанская Армия сейчас делает ставку на современное, эффективное оружие, что также немаловажно для защиты интересов страны.
Будучи депутатом Госдумы России, я также приезжал в Казахстан для встречи с коллегами из Мажилиса Парламента РК. Скажу, что эти рабочие встречи были плодотворными и оставили у меня самое лучшее впечатление».
Вот такой он – адмирал с берегов Иртыша.
Сергей ГОРБУНОВ.
Фото из архива Валерия ДОРОГИНА.