22 декабря в Казахстане является профессиональным праздником – Днём архивиста. Торжественное мероприятие, посвящённое празднику, состоялось в областной библиотеке имени Торайгырова. Открывая его, заместитель акима области Айгуль Маликова поздравила собравшихся и пожелала им успехов.
– Архивное дело – это масштабная сфера, подкрепленная современными технологиями и методами. Архивные учреждения нашего региона оказывают более 30 тысяч государственных услуг, ежегодно открывают около 250 выставок и проводят различные мероприятия, – отметила Айгуль Маликова.
По ее словам, за годы независимости областной архив успел издать около тридцати книг и документов. Значительным толчком в развитии региональной архивной отрасли стал стартовавший в прошлом году проект «Архив-2025».
Как сказал заместитель начальника областного архива Каражан Татбай, с 2018 года специалисты занимаются оцифровкой архивных данных. С прошлого года вся материально-техническая база архивного центра проходит через обновление по проекту «Архив-2025». Специально для этого купили 30 компьютеров с лицензионным программным обеспечением и семь высокоскоростных сканеров.
В процессе изучения исторических сведений архивисты обнаружили данные о Павлодарской области, которые никогда нигде не публиковались. Всю информацию объединили в один сборник «Павлодарское Прииртышье в архивных источниках Казахстана и России. 1832-1917 гг.» и презентовали на празднике ко Дню архивиста. За свой труд более десяти специалистов получили Почетные грамоты Министерства культуры и информации РК.
Отметим, что областной архив был создан в 1938 году после образования Павлодарской области, архивная служба ведет свою историю с 1925 года. В следующем году она отметит свое столетие. В 2025 году здание областного архива планируют отремонтировать.
А сегодня хочется рассказать о наших новых находках: малоизвестных сведениях и интересных документах, выявленных в фондах Государственного архива Павлодарской области.
Целенаправленную работу по возрождению исторического сознания общества, которая ведется сегодня, невозможно представить без знания истории своего народа и страны. В связи с этим всё большую актуальность приобретают архивные документы как источник достоверной, объективной и беспристрастной информации. Именно поэтому архивистами постоянно проводится выявление сведений по истории Казахстана в целом и нашего региона в частности для восполнения белых пятен истории.
Так, в Государственном архиве Павлодарской области были выявлены новые сведения о личности и судьбе Бекхожина Нургожи – отца Бекхожина Халижана Нургожаевича – поэта, драматурга, переводчика, народного писателя Казахской СССР (1986), лауреата Государственной премии Казахской ССР (1978), участника Великой Отечественной войны, члена Союза писателей Казахстана (1936). Имя Халижана Нургожаевича Бекхожина известно каждому казахстанцу. Он – один из тех, кто входит в золотой список выдающихся земляков Павлодарской области.
Его отец Нургожа тоже был известным поэтом, состязался в айтысах с такими именитыми импровизаторами, как Иса Байзаков и Жаяу Муса. Он дружил и переписывался с акыном Аканом серы, собирателем казахской генеалогии и устного народного творчества Машхуром Жусупом Копеевым и другими выдающимися людьми своего времени.
Халижан родился и вырос в Павлодаре, рано приобщился к поэтическому искусству. Атмосфера творчества, с детства окружавшая его, общение с талантливыми людьми сыграли большую роль в формировании личности.
Его старший брат Каиржан также в детстве впитал в себя всю красоту и образность казахской речи. Впоследствии он посвятил себя журналистике и стал одним из первых исследователей истории казахской печати, основателем кафедры журналистики Казахского государственного университета имени С.М. Кирова в сороковые годы прошлого века, доктором исторических наук, профессором, членом Союза журналистов СССР.
В 1930-е годы в ходе развернувшейся в республике кампании по хлебозаготовкам глава семьи Нургожа, как имевший наемных работников, мулла и участник родовой партии, был исключен из колхоза и подвергнут ликвидации.
Сохранился протокол общего объединенного собрания бедняцкой группы и колхозников колхоза «Жетекши» г. Павлодара от 21 декабря 1931 г., на котором был заслушан доклад о ходе хлебозаготовок и чистке чуждых элементов из колхоза. Собрание постановило: «Выполнение плана хлебозаготовок в колхозе «Жетекши» идет безобразно. На 20 декабря план хлебозаготовок выполнен лишь на 85 %. Мобилизовав все силы на хлебозаготовку, во что бы то ни стало нужно выполнить к 25 декабря на 100 %. К преступно выполняющим членам и бригадам план хлебозаготовок принять строжайшие меры. За противное отношение к колхозному строительству, за растранжиренный колхозный скот, за преступное отношение к выполнению плана хлебозаготовок исключить из колхоза следующих лиц и ликвидировать как класс…» Далее следует список на 157 фамилий, среди которых по Актюбинскому сельскому Совету были лишены права голоса 50 человек, в 1930-1931 гг. они были раскулачены и высланы, среди них и Бекхожин Нургожа. Ему дана следующая характеристика: «Имел в своем хозяйстве батраков. Несколько лет работал по религиозной линии и сейчас продолжает вести религиозную работу. Участвовал в родовой партии и был выбран муллой мечети. Сын его, Халижан, не отдав в колхоз свою лошадь, уничтожил. В данное время учится в Ветзоотехникуме. Сын Каиржан по своей политике в 1931 году отделился от отца, но его считать вместе с отцом. Со времени вступления в колхоз ни один член из семьи в колхозной работе не участвовал. Преступно халатно выполняет план хлебозаготовок».
В ответ на это постановление 26 декабря 1931 г. Нургожа пишет заявление в президиум Павлодарского райисполкома, горсовет и райпрокуратуру от члена колхоза «Жетекши» г. Павлодара, в котором сообщает, что он действительно имел религиозное образование, т. к. в старое время другого образования не было, от природы владел поэтическим талантом, сочиняя на родном языке стихи экспромтом, обладал большой компетентностью и поэтому известен среди казахского населения, заслужил почет, уважение и популярность среди людей, поэтому имел прозвище «Машкур-мулла», т. е. всем известный мулла.
Несколько лет проживал в г. Павлодаре, основным его занятием у было скотоводство, он вел полукочевой образ жизни, и потому объекты обложения сельского хозяйства до 1930 года числились в прилегающих к г. Павлодару аулсоветах №1 и №3 бывших Уруковского и Сейтеневского районов (позже вошедших в Павлодарский район).
В 1930 году в связи со сплошной коллективизацией вступил в колхоз «Жетекши» с имуществом: 8-ю головами крупного и мелкого скота, двумя бричками и одной сенокосилкой, двух коров сдал в скотозаготовку, три лошади передал в колхоз.
В своем заявлении Нургожа Бекхожин отрицает принадлежность к служителям культа и использование наемного труда, то есть все те обвинения, на основании которых он был включен в список исключенных из колхоза, а также подчеркивает свою лояльность к советской власти.
Также Н. Бекхожин упоминает в заявлении, что у него есть два сына, «которые со школьного возраста при советской власти получали коммунистическое воспитание и образование и ведут общественно полезную работу. Оба являются комсомольцами, старший сын со мной в иждивении не состоит и проживает отдельно». «Несмотря на все это доведенные самообязательства в размере 20 пудов я принял и до 21-го успел сдать около 10 пудов…, дальше мне не дали возможность выполнить, составили материал и описали все имущество».
К заявлению Н. Бекхожин приложил справку аулсовета №19 Павлодарского района от 6 декабря 1931 г. №1445, выданную на основании заявлений членов сельского совета, о том, что он числился в группе бедняцких хозяйств и никаким мерам социальной защиты до этого не подвергался.
Как видно из данного заявления, хозяйство Бекхожиных составляло всего от 6 до 17 голов крупного и мелкого скота, тогда как для нормального существования казахской семьи требовалось гораздо больше скота, то есть по своим размерам хозяйство Бекхожиных никак не могло было быть отнесено к зажиточным или хотя бы середняцким.
Возможно, приняв во внимание размеры хозяйства, в колхозе Н. Бекхожина восстановили: на протоколе поверх характеристики имеется резолюция от 25 декабря 31 года: «…т. Бекхожин Нургожа… в колхозе восстановить».
Тем не менее в 1934 году Павлодарской районной избирательной комиссией Н. Бекхожин был утвержден в списке баев и лиц, лишенных избирательного голоса.
В те годы социальное происхождение во многом определяло всю дальнейшую судьбу. Происходя из «непролетарского» рода, семьи, сложно было получить высшее образование, занять должность, стать руководящим работником. Такие же ограничения в гражданских правах ложились и на лишенных избирательных прав. Происхождение проверялось путем запроса справок из мест проживания семьи. Так, в 1937 году Павлодарским горсоветом была выдана справка от 9 апреля 1937 года №20/а о том, что Бекхожин Каиржан ранее проживал в г. Павлодаре по ул. Володарского, дом №58, по соц. происхождению – сын священнослужителя (муллы). Уроженец Актюбинского аулсовета Павлодарского района.
Однако благодаря талантам и трудолюбию братьям Халижану и Каиржану Бекхожиным удалось стать знаковыми личностями. Халижан рано начал публиковаться. В 1934 году делегатом от Павлодарской области он побывал на 1-м Съезде казахстанских писателей. На съезде на него большое впечатление произвели выступления Сакена Сейфуллина, Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Беимбета Майлина, Ильяса Жансугурова. По совету С. Сейфуллина в том же году Халижан поступил в КазПИ им. Абая. В институте лекции студентам читал Сабит Муканов, которого Х. Бекхожин считал своим учителем. Он же предложил Х. Бекхожину участвовать в написании школьной хрестоматии по литературе, что для молодого поэта несомненно было честью. Воспользовавшись случаем, Х. Бекхожин включил в содержание хрестоматии произведения Машхура Жусупа Копеева. Это был без сомнения смелый поступок, поскольку в те годы М.Ж. Копеева считали «буржуазным националистом», его произведения не печатали, труды не издавали.
В 1938-1939 годах выходят его первые серьезные произведения: «Партизан Балтабай», «Ақсақ құлан», «Орман қызы», в эти же годы вышла в свет первая книга его стихов «Лесная девушка». Вскоре после издания поэму «Орман қызы» выдвинули на соискание премии ЦК ВЛКСМ Казахстана.
В годы войны Халижан служил военным журналистом. Свои статьи писал на основе информации из первых уст, много времени беседуя с ранеными и очевидцами. Его фронтовые репортажи, стихи «Наш Кошкарбай», «Памяти друга», «Сестре», «Освенцим», «Вновь раскрывшийся цветок» и другие поддерживали боевой дух солдат, укрепляли в них веру в победу.
Халижан Бекхожин сыграл важную роль в жизни Кабдыкарима Идрисова – поэта, переводчика, внесшего значительный вклад в казахскую детскую литературу и песенное творчество, переводчика классиков русской и советской литературы на казахский язык. В 1947 г. после окончания Павлодарского педагогического училища Кабдыкарим Идрисов работал инструктором Павлодарского облисполкома. В Павлодаре он случайно встретился с Халижаном Бекхожиным, тогда уже известным литератором, который порекомендовал его первое стихотворение редакции областной газеты.
Х.Н. Бекхожин – автор более 25 поэтических сборников, стихов и поэм, автор песен для театра, переводчик на казахский язык стихов и прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского, А.М. Горького и др., лауреат Государственной премии Казахской ССР, народный писатель Казахской ССР.
Его брат Каиржан Бекхожин стал журналистом, историком казахской печати, с 1950-1960-х годов был признан в научном сообществе как исследователь исторического наследия казахской журналистики. Журналистское наследие ученого в тридцатые годы, его карьера основателя кафедры журналистики Казахского государственного университета имени С.М. Кирова в сороковые годы, его труды оказали большое влияние на становление казахстанской журналистики как науки.
Неустанная научно-поисковая работа специалистов архива по выявлению новых интересных и значимых документов и сведений позволяет расширить горизонты исторического сознания. Изучение истории во всем ее многообразии, осознание глубины пережитых страной как величественных, так и трагических событий сегодня дают нам право рассчитывать на извлечение обществом исторических уроков, необходимых для сохранения политической стабильности в казахстанском обществе и быстрейшего продвижения по пути демократических реформ.
Надежда КУБИК, заместитель руководителя Государственного архива Павлодарской области.