Моя сегодняшняя собеседница – Гульнаш Болатовна Абишева, человек редкой смелости и внутренней силы. Режиссёр, для которого режим нон-стоп стал нормой. Руководитель, сумевшая стать тем самым человеком, который слышит, понимает и поддерживает. Орденов она не носит, но знает их вес. Она из тех, кто полностью отдаёт себя любимому делу.
Наш разговор изначально задумывался как обычное интервью, но постепенно превратился в спокойную и откровенную беседу. Она рассказывала неторопливо и подробно, и было ясно, что воспоминаний у неё гораздо больше, чем можно уместить в рамках газетного формата. Я лишь пыталась направлять разговор, не перебивая и не нарушая его естественный ритм. Уверена, что со временем она сможет собрать свои истории в отдельную книгу – о прожитых годах и людях, которые сыграли важную роль в её жизни. На этих страницах – лишь отдельные эпизоды из нашего долгого разговора.
Под маминым крылом
Что для меня значит телевидение? Моя мама, Культай Хамитовна Абишева, работала на областном телеканале и часто брала меня с собой. Она была помощником режиссёра в казахской редакции и оставалась на этой должности до самой пенсии.
Я часто говорила ей: «Почему ты не продвигаешься дальше? У тебя столько потенциала! Ты помогаешь режиссёрам, а могла бы сама стать одним из них». Мама лишь улыбалась и объясняла, что выбрала эту работу сознательно: гибкий график позволял уделять время семье – нас было трое детей. Возможно, она пожертвовала карьерными амбициями ради нас, хотя талант у неё был большой.
Я буквально с семи лет проводила время в студии рядом с нашими первыми дикторами – Нагимой Байдиловой и Владимиром Мошновым. Представляете? Они готовились к прямому эфиру, а я сидела рядом, ждала маму. Для них я была ребёнком, но всё, что происходило вокруг, впитывала как губка.
Для меня идеалом красоты всегда были женщины телевидения – их манера держаться, внешний вид, поведение. Раиса Капран, одна из первых дикторов, для меня была настоящей богиней. Её походка, наряды, аксессуары, макияж, осанка – всё это было каким-то чудом. Мне казалось, что они живут в другом мире, а я, маленькая девочка, мечтала: однажды стану такой.
Не бойся ничего менять
Прошли школьные годы, я получила диплом, и началась взрослая трудовая жизнь. Когда дочке было два с половиной года, пришла работать на телеканал ассистентом. Через некоторое время меня перевели в режиссёры.
Мы работали напрямую с операторами, некоторые из них сейчас живут за границей: Володя Леонгард в Германии, Виталий Иклатый в Белоруссии, Игорь Панин в России. Это были настоящие профессионалы и удивительные люди, таких сегодня почти не встретишь.
Жизнь на телевидении сама по себе напоминает театр: много закулисья, нюансов и деталей, которые зритель не видит. Работа здесь научила меня главному – не останавливаться на достигнутом, не оглядываться назад и, если падаешь, всегда находить силы подниматься и двигаться дальше.
Однажды один из журналистов сказал мне: «Почему бы тебе не попробовать писать? У тебя могло бы получиться». Я понимала, что желание – это только часть, а умение писать – талант, который либо есть, либо нет. Честно говоря, я чувствовала, что у меня это получилось бы. Но, как оказалось, моё предназначение было другим, и путь лежал в режиссуру, где я нашла своё призвание.
Я проработала так 15 лет. За это время столько всего пережито, столько сделано, столько встречено людей, что голова идёт кругом. Но в 2007 году я почувствовала: здесь меня больше не понимают. Моё видение работы, моё желание развиваться и создавать что-то новое сталкивалось с непониманием руководства. Это не было рутиной – это было ощущение, что мои идеи и усилия теряются, остаются незамеченными. И в один день я просто пришла на работу и сказала: «Я ухожу и если когда-нибудь вернусь, то только с высоко поднятой головой».
В 2007 году мы создали телестудию «Арлан» с нуля: директором стал Руслан Билялов, а я взяла на себя роль режиссёра. Вместе с друзьями-операторами мы смело экспериментировали, делали то, чего прежде не было на телевидении, и постепенно научились ценить свои силы: мы могли выходить за рамки привычного и создавать проекты по-настоящему. Идеи возникали легко и естественно – важно было лишь сохранять креативность и широту взглядов. А в 2010 году, получив предложение стать режиссёром в дирекции информационных программ телекорпорации «Казахстан», я уехала в столицу. Так началась трудовая астанинская жизнь. Уникальность республиканского телевидения в том, что сюда съезжаются люди со всех уголков Казахстана, каждый со своим опытом и профессиональными навыками.
Работы действительно было много, ведь телевизионная и новостная жизнь кипела каждый день. На телевидении всё меняется стремительно: события, сюжеты, эфиры – всё требует внимания и полной отдачи. Жизнь была интересной и насыщенной, разнообразной, особенно когда работаешь в большом, динамичном коллективе, где каждый отвечает за свою часть общего дела. Через пару лет меня назначили главным режиссёром дирекции. Ежегодно проводили телемосты с участием Президента, соединяя 14 регионов Казахстана и соседние страны. Это была масштабная работа, в которую я погрузилась целиком. Было множество нюансов и сложностей, но именно они закаляли нас. Что нас не убивает – то делает сильнее. Мы работали плечом к плечу, шли вперёд и преодолевали всё общими усилиями.
Мы учились не только техническим аспектам, вместе с этим росли профессионально и творчески. Ведь телевидение – это не просто картинка. Нужно уметь показать красоту телевизионного вещания, передать эмоцию, атмосферу, создать визуальный язык, который живёт в эфире.


Работа на телевидении подарила мне возможность побывать во многих уголках мира, объездить весь Казахстан. Но при всём этом я никогда не теряла внутреннего желания вернуться в Павлодар – оно всегда тихо жило где-то внутри. А потом начала болеть мама, дочка вышла замуж, родился первый внук… И тогда я всё чаще стала проситься домой.
Возвращение домой
В 2018 году вышел приказ о моем назначении директором на павлодарское областное телевидение.
В течение 50 лет областной телеканал жил как на американских горках. То стремительно взлетал вверх – сиял контентом, рос в доходах, будто нёсся по самым крутым виражам. То резко падал вниз: изнашивалась техника, задерживались зарплаты, и весь канал держался только на вере и упрямстве команды.
И в этот бесконечный аттракцион судьба вписала и меня – я стала седьмым руководителем. Седьмым – словно это число само подмигнуло мне: магическое, предвещающее новый вираж и новую попытку взлететь. И закипела работа. За шесть лет на родном областном телеканале мы многое сделали. В первую очередь я подобрала очень хорошую, профессиональную команду из журналистов, режиссёров, операторов, которые любят своё дело. Кем-то пришлось пожертвовать. Да, в первый же год мне пришлось почистить ряды, я выбирала тех людей, которые хотят трудиться. Ведь телевидение – это командная работа.
Мне было с чем сравнивать. В Астане конкуренция большая, уровень жизни в мегаполисе – это когда всё на бешеных скоростях. В столице нет определённого рабочего времени – там оно постоянно. Либо ты работаешь, либо тебя нет. А приехала в Павлодар – тут всё так тихо, спокойно. Со временем поняла: да, здесь другой ритм жизни. Это регион. Но отличительная особенность работы в регионе в том, что если в корпорации один проект делается десятками людей, то здесь ты работаешь один за пятерых. И учитывая эти нюансы, я поняла, что здесь мне, как руководителю, надо быть немного гибче.
Каждый год на свет появлялись более 30 новых проектов – ярких, смелых, нужных. Мы закрывали ежедневное 14-часовое вещание, не просто выполняя план, а заполняя эфир живыми, важными, интересными идеями. Создавали передачи, прямые эфиры, социальные ролики, подкасты – всё, что заставляло наш экран дышать, говорить, чувствовать.

Съёмки перестали быть привязанными только к нашему городу или области. Мы выезжали по всему Казахстану, работали в России, привозили истории, которые расширяли горизонты канала.
Впервые за 60 лет телеканал пережил по-настоящему масштабное обновление. Был полностью проведён капитальный ремонт крыши – заменены конструкции, утепление, перекрытия, устранены старые протечки, которые годами наносили ущерб зданию. Полностью модернизировали электро-отопительную систему: заменили кабельные линии, распределительные щиты, установили новое оборудование, обеспечившее стабильное и безопасное энергоснабжение. Кроме того, был выполнен внутренний ремонт кабинетов: заменены стены и покрытия, обновлены полы, установлено современное освещение, выполнена новая отделка и приведены в порядок рабочие зоны. Помещения наконец приобрели современный, удобный вид, соответствующий требованиям сегодняшнего дня.
Была проведена и техническая модернизация: закуплено новое студийное оборудование.
Так что эти шесть лет стали очень продуктивным во всех отношениях этапом развития ТВ.
Но нет яркого будущего без истории. Казахи говорят: «Өлі разы болмай, тірі байымайды», что в переводе значит: «Живые не могут процветать, пока не отдадут дань уважения умершим и не почтут их память».
Были установлены мемориальные доски – как знак памяти и глубокого уважения тем, кто ушёл, но навсегда остался частью истории телеканала. Одна – в честь Хамзе Токпанова, первого руководителя областного ТВ, человека, стоявшего у самых его истоков. Другая – Олегу Лебедеву, техническому директору, который внёс огромный вклад в развитие и техническое оснащение телеканала.
Невозможно не вспомнить ветеранов, которых сейчас нет, но с которыми посчастливилось работать: Мурат Абдрахманов, Алма Ажибаева, Лидия Петрова, Нагима Байдилова, Владимир Мошнов, Умутжан Садуова, Раиса Ким, Людмила Шевченко, Токтар и Толеген Ахметовы, Ермек Демешев, Владимир Дегтярев, Жумасеит Бижанов, Насиполла Есимов, Виктор Бутэрус, Салимбай Ермуратов, Муса Дурманов… Всех не перечесть. Каждый из них оставил глубокий, неизгладимый след в становлении и развитии областного телевидения – след, который продолжает жить и сегодня.
До последнего кадра
Было ли такое, чтобы какой-нибудь мой творческий проект не удался? Знаете… наверное, нет. Я из тех людей, кто если уже сел в вагончик – то точно доедет до конца пути. Вспомнился один случай. Когда я работала в корпорации режиссёром, ко мне подошёл журналист и спросил:
– Почему вы кино не снимаете? Все же снимают.
А я тогда честно ответила:
– Кажется, до кино я ещё не доросла.
В Астане у нас была возможность брать аутсорс-проекты. Но я ими сознательно не занималась. Не люблю сидеть на двух стульях: одинаково хорошо всё равно не получится. Если уж берусь за что-то – должна отдаться полностью. Поэтому выбрала делать хорошо то, что умею делать лучше всего.
А кино… Это совсем другая жизнь. Я всё-таки больше телевизионщик. И сейчас мне не стыдно ни за один свой проект – а за годы работы их было очень много, и каждый прожит честно, до последнего кадра.
Наставничество и перезагрузка
Часто бываю в Республиканской телерадиокорпорации «Казахстан» и каждый раз чувствую там искреннюю, тёплую радость. Это не дежурные улыбки и не обязательная вежливость, а настоящее, человеческое уважение. Мы ведь действительно тогда создавали удивительную атмосферу: работали с полной отдачей, сплотились, стали семьёй.
Мой труд не остался незамеченным. В 2016 году мне вручили орден «Құрмет», а в 2022 – «Парасат». Разве это не признание? Награды – часть моей внутренней истории, моего пути.
Я прекрасно знаю себя – кого угодно можно обмануть, самого себя – не обманешь. Сама себе иногда бываю благодарна за то, что смогла взрастить достойную смену, и это не один человек. У меня были хорошие учителя, и вот я сама стала для кого-то учителем. Прекрасно помню свои первые шаги на ТВ, и как мне не хватало помощи знающих коллег. Поэтому терпеливо объясняла молодым, что и как надо делать. Всегда говорила: ребята, приходите ко мне, я вас буду учить тому, что знаю сама, это вам в жизни пригодится. Работа на региональном ТВ – многофункциональная, вы можете сразу браться за всё. Пользуйтесь этим, делайте работу за пятерых: монтажёром – режиссёром – оператором – журналистом – ведущим. Совмещайте, меняйте форматы!
Я благодарна судьбе, что она связала меня с моим любимым телевидением. Это уже дело семейное: мамино, потом моё, теперь – дочери. Я думаю, что внучка точно пойдёт по моим стопам, потому что она уже сейчас – блогер.
Я всегда говорила своим коллегам, что в приоритете должна быть семья, потому что это самые главные люди в вашей жизни. Но при жестком графике работы, как на ТВ, это очень сложно совмещать. Поэтому я старалась заботиться о коллегах: поощрять, а не наказывать. Когда чувствовала, что кто-то сгорает на работе – отправляла в командировку или на курсы повышения квалификации. Бывает, человеку просто надо перезагрузиться. Иногда важно просто морально поддержать – позвать на чашечку чая, посидеть, поговорить. Если ты руководитель, ты просто обязан быть психологом.
Я считаю, что все мои 35 лет на ТВ были счастливыми для меня. Конечно – скучаю. Это же не просто так, оно всё равно иногда болит. Но я думаю: для себя – и перед Всевышним, и перед своей мамой я полностью выполнила свой долг. Что смогла сделать – сделала.
В далеком 1970 году моя мама пришла на телевидение из газеты «Қызыл ту» (нынешняя «Saryarqa samaly»), где работала машинисткой. А сейчас я с ТВ пришла в холдинг «Eртiс Медиа», куда входят две областные газеты – «Saryarqa samaly» и «Звезда Прииртышья». Вот так жизнь закольцевала наши судьбы.
И в эти праздничные дни – 60-летний юбилей родного телеканала, хочу поздравить в первую очередь ветеранов телевидения, которые скучают по работе, переживают, грустят, и пожелать им самого главного – здоровья. А молодым хочу сказать: помните тех, кто был до вас, как они работали, как преодолевали трудности, какие ценности оставили после себя. Да, тенденции меняются, но оглядываться назад всё-таки надо.
С праздником! Ваша Г.Б.
Татьяна САРТАКОВА.
Фото из личного архива героини публикации.
