• Чт. Ноя 21st, 2024

Гении в лицах: Антон Сорокин

Июл 23, 2023

В сегодняшней статье – о великом мистификаторе, эксцентрике, авторе многочисленных повестей и рассказов Антоне Сорокине. А также о том, как в его произведениях отразились коллизии истории XX века и к чему призывал нас «Сибирский Киплинг, Джек Лондон и Метерлинк».

Одним из ярчайших представителей авангарда в русской прозе 20-30-х годов можно по праву назвать нашего земляка, писателя, художника и публициста Антона Семеновича Сорокина. Его талант – орудие обличителя машины капитализма, это яд правды на страницах лучших произведений литературы павлодарского края. Это факт, заслуживающий пристального внимания и чистой совести. К этому писателю нужно подходить именно так. Его эстетика – это вневременная форма абстрактных категорий, объемлющая ужас и хаос современного мира. Являясь непримиримым врагом капитализма, разоблачителем буржуазной морали и монополизма, Антон Сорокин одним из первых предугадал начало второй мировой войны. С этим писателем нужно считаться. Иначе, отрицая подлинность и провиденциальный характер авторского слова, мы незаметно для себя создадим на другой стороне истории образ, противоположный самым оптимистическим чаяниям и прогнозам.

Антон Сорокин преследовал в своем творчестве в первую очередь просветительскую цель, через литературу он боролся с пороками и несправедливостью этого мира. «Веря в слово, в мысль, в талант человеческого разума, я, Антон Сорокин, в последнем своём завещании ничего не могу сказать более, потому что 24 тома были моим завещанием человечеству», – так говорил о себе сам автор. Он называл себя «королем сибирских писателей», постоянно создавал общественные скандалы, устраивал множество эпатажных акций и перфомансов – но все это было лишь частью его личностного имиджа. В памяти современников он сохранился как скандалист, и многие критиковали его за претенциозность и чрезмерное самолюбие. Однако все эти прения и неприветливая реакция публики только играли писателю на руку.

Так, например, одной из его акций была инсценированная им самим его же смерть. Обладая связями и крупными средствами, писатель через все газеты сумел убедить людей в своем самоубийстве. После непродолжительного времени, когда было заявлено, что Антон Сорокин жив, личность прозаика снова подверглась ажиотажу и бурной реакции прессы.

Ярчайшая карикатура Сорокина – «33 скандала Колчаку» была памфлетом своего времени. Критикуя в ней фигуру руководителя Белого движения А.В. Колчака, Сорокин «впал в немилость» и навлек на себя внимание властей (сатира была написана в годы Гражданской войны). Достойный внимания текст является не только эксцентричным выпадом в сторону адмирала Колчака, но и уникальным памятником своего времени. Большинство произведений автора было подвергнуто цензуре по идеологическим причинам.

За свою жизнь Сорокин сумел написать более двух тысяч произведений, большая часть их была обнаружена в архивах писателя после его смерти. Среди основных – «Смертельно раненные», «Стоны последние», «Хохот желтого дьявола». Также с 1917 года Сорокин организовывал собственные художественные выставки. Помимо искусства занимался публицистикой, был автором ряда критических и политических статей.

Являясь выходцем из зажиточного купечества, Сорокин тем не менее резко противопоставлял себя буржуазному стилю мышления. В начале Гражданской войны писатель сразу же занял сторону большевиков.

Антон Сорокин – художник, выросший из левого протеста, а его хлесткие и гротескно-пугающие зарисовки роднят его стиль с традициями экспрессионизма в искусстве.

Так, например, знаменитая программная повесть «Хохот желтого дьявола» выносит яростный вердикт мировой войне, погрязшей во лжи монополистов, из-за которых миллионы людей каждый день умирают на полях братоубийственной войны. Ужасы фронта, описываемые через повествование от первого лица, мы наблюдаем глазами простого солдата, оказавшегося брошенным на произвол судьбы. Говоря от лица автора, герой видит несправедливость и жестокость войны, и его отчаяние доходит до истинного безумия. Крик о помощи остаётся неуслышанным.

Вот как описывает автор состояние общества, впавшего в первобытное варварство, когда, казалось, войны и жестокость должны были уйти далеко в прошлое: «Когда воевали люди друг с другом, когда открыто боролись с оружием в руках, это было более справедливо… Теперь же приходится воевать с машинами. Ядры, бомбы, пули пулеметов, невидимый враг сокрушают дух войска и отнимают разум. От страха, от душевного потрясения теряется разум. На лицах является страшная гримаса напряженности, беспокойства и ужаса, и становятся глаза широко-безумно бессмысленными. И когда санитары убирали раненых, то среди них были совершенно невредимые и падали не от трусости, а были в обмороке, потому что нервы не выдержали такого безумия, и человек хотел идти в битву сквозь дождь пуль, но мозг отказывался работать, и последней мыслью было: падай, ты же убит».

Конечно, Сорокин не имел широкого представления об исторических событиях. И его мировоззрение не позволяло ему охватить все причины и следствия капитализма, являющегося историческим этапом на пути к новой общественно-социальной формации. Но те мастерство и прозорливость, с которыми он брался за перо, позволяют выделить ему особое место среди авторов своего времени. И хотя он не стал истинным реалистом, его произведения окажут большое влияние на современников, а также на развитие прозы нашего края. Ценности автора, его посыл порой доходят до чрезмерного сгущения красок и гиперболизации, но в этом весь Сорокин, и нельзя отказывать ему в его пророческом даре и умении играть чувствами на злободневных темах.

Например, в рассказе «Правда Пантелеймонова» Сорокин поднимает проблему правды и лжи. Люди, по рассказу, как бы уговорились врать друг другу. Герой произведения Пантелеймонов чувствовал в себе два голоса: один хотел говорить только правду, в другом же, громком и нахальном, слышалась ложь. Пантелеймонов, решив говорить только правду, какой бы язвительной и неприятной она ни была, в итоге оказывается посаженным в сумасшедший дом.

В пьесе «Золото» автором поднимается проблема лицемерия общества в эпоху капитализма, где царит анархия капитала и рушатся нравственные устои. Мир оказывается лишенным смысла, а люди добиваются всего только через страдания своих ближних: «На страданиях других строй свое счастье. Не должно быть в твоем сердце жалости и в глазах твоих не должно быть слез. На золото покупается тело, любовь, уважение, слава, хлеб, право на жизнь, счастье. Несчастные бедняки, фокусники, шуты, проститутки, палачи, шпионы усиливают против воли мою власть. Дорогие прекрасные люди, жизнь для вас счастье, для всех, имеющих золото. Жалкие несчастные рабы, для вас, не имеющих золота, жизнь – страдание. Дочери бедняков – красивые, стройные, продают свое тело старикам. Юноши ради денег обнимают и целуют безобразных старух… Умные, сильные – рабы слепых и идиотов, рабы тех, кто имеет золото».

Та же тема затрагивается и в «Хохоте желтого дьявола», в котором главный антагонист, банкир Дациаро, промышляет тем, что играет на ценах акций на вооружение, таким образом делая из войны свою прибыль.

Уроженец Павлодара, Антон Сорокин в 1892 году переехал в Омск. За свою жизнь успел оставить после себя много наследников от литературы. Среди авторов, с которыми писатель был на короткой ноге, можно назвать немало имен: В. В. Иванов, Л. Н. Мартынов,

Е. Н. Забелин, А. И. Алдан-Семёнов,

Л. Сейфуллина, Н. И. Анов, Ю. Сопов и другие. В 1926 году Сорокин стал членом Союза сибирских писателей. Был членом омской организации работников науки, литературы и искусства, литературно-художественной секции при Сибирском отделении государственного издательства. Был также другом футуристов, дружил с видными представителями культуры:

В. Мейерхольдом, М. Волошиным,

Д. Бурлюк и так далее.

Антон Сорокин очень уважал казахский народ и высоко ценил казахскую культуру. Сам он хорошо владел языком, постоянно призывал к поддержке казахов и в единстве народов видел главный залог успеха революции. Как сказал о себе писатель в одном из писем: «Моя заслуга в том, что 25 лет работал я в Сибири, первый создал художественную литературу и показал русскому читателю душу казахского народа, в таком же духе, как это сделал Джек Лондон с жителями тихоокеанских островов».

В 1928 году Сорокин скончался в Остроумовской больнице от туберкулеза тяжелой степени. В 2004 году на бульваре Мартынова (Омск) был открыт мемориальный памятник писателю.

Экстравагантный безумец, гений мистификации, скандалист и оригинальный мастер слова – все это как нельзя лучше подходит к неохватной личности Антона Сорокина. Но главное – что за рекламностью образа крылся портрет подлинного таланта, а также человека сочувствующего, мыслящего, человека огромной души и интеллекта. Антон Сорокин – фигура в русской литературе поистине значимая и весомая. А его произведения с яркой стилистикой и смелыми мыслями оставили глубокий след в истории как русской, так и казахской литературы, оставаясь в то же время произведениями вечными и в высшем смысле общечеловеческими.

Вадим БЕРДНИКОВ.

Фото из открытых источников.