Галину Куценко хочется назвать матриархом павлодарской кинологической службы в органах ЧС, хотя это тяжеловесное слово совсем не подходит этой спортивной, энергичной, решительной женщине. Но так получилось, что именно она когда-то тестировала первого взятого для спасательного отряда щенка, а потом сама стала кинологом-спасателем. И до сих пор возглавляет кинологическую службу в отряде.
Без щенка и жизнь не та
Родилась и выросла она в Красноярске. Спорт и собаки с детства были её главными увлечениями. Семья жила в частном доме, поэтому собаки были всегда. На всех детских фото Галя обязательно с очередным щенком на руках. Во времена её детства был популярен сериал про Лэсси – шотландскую овчарку колли. Галине очень хотелось обзавестись такой же собакой. Или хотя бы просто овчаркой. В шестом классе её мечта исполнилась – ей подарили собственную «лэсси», и девочка стала пропадать на собачьей площадке со своим любимцем. Записалась в клуб собаководства при ДОСААФ, ездила туда каждый день – почти два часа с пересадками на автобусе в один конец. И собаку натренировала здорово. А еще успевала хорошо учиться и заниматься спортом.
Она говорит, что Красноярск – вообще спортивный город, да и прививали тогда любовь к спорту сызмальства. Среди её тридцати одноклассников спортом занимались практически все. Наверное, не ходили в секцию только те, кому не позволяло здоровье. А Галина занималась легкой атлетикой, ходила на лыжах, очень любила и горные лыжи. Была мастером спорта по военизированному многоборью и входила в состав российской сборной.
Профессия же у неё была самая обычная, не связанная ни с одним из её увлечений, – после техникума стала технологом мебельного производства. Правда, всегда параллельно с этой жизнью развивались и её отношения с собаками, рос профессионализм в этой сфере – она отучилась на курсах инструкторов-дрессировщиков, проходила различные стажировки.
После техникума отработала два года по специальности на мебельной фабрике в Ульяновске, куда поехала по распределению. Но, наверное, ещё тогда чувствовала, что это не её место. Затем вернулась домой. В родном городе познакомилась с парнем из Экибастуза, который там учился в институте по направлению от угольного разреза. Вышла замуж, и семья переехала жить сюда. Первый раз побывала в Экибастузе в 1994 году и через два года перебралась окончательно. А вместе с ней переехала и её собака. Галина говорит, что в жизни у неё не было таких моментов, когда рядом не было бы четвероногого друга.
Первое время занималась семьёй и домом – подрастала маленькая дочка, потом родился сын. Да и дела по душе не находила. Пока не пришла в местный клуб собаководов дрессировщиком, начала вести группу, а позже создали свой клуб – филиал Союза кинологов Казахстана.
Однажды ей позвонили из спасательного отряда, попросили посмотреть щенка – приобрели собаку для службы и не знают, как с ней дальше работать. Галина приехала, посмотрела, дала консультацию. Ей предложили работу в отряде, и она согласилась. Сначала была оператором – сидела на телефоне, принимала вызовы, отправляла команду на помощь горожанам, через какое-то время сама стала ездить по вызовам. И всё время параллельно училась. Для работы спасателем нужно было иметь техническое или специализированное образование. Окончила местный техникум, затем институт. И до сих пор жалеет, что обстоятельства помешали ей пройти аспирантуру в Караганде.
Всё, как у людей
Что же стало с тем первым щенком, которого тестировала Галина? Увы, ему так и не довелось стать спасателем, но он стал прекрасным домашним питомцем. Галина говорит, что первые владельцы щенка не сумели его социализировать, он был трусоват, плохо контактировал с другими людьми, хотя Галина и старалась избавить его от чрезмерной недоверчивости к чужакам, всюду водила с собой, брала на дачу. Пришлось подыскивать другого мохнатого спасателя. Нового щенка брали у местного заводчика, которого Галина знала как ответственного человека. Он занимался разведением немецких овчарок по всем правилам и нормативам, собаки его были прекрасных кровей. Договорились о покупке щенка для работы, и Галина стала наблюдать.
Правильно выбрать щенка – самое главное, если хочешь быть уверенным в том, что эта собака сможет стать спасателем. Здесь ведь всё, как у людей – у каждого животного свои физические возможности, свой характер, темперамент, свои таланты и способности. При первом знакомстве с кутятами из одного помёта (после того, как малыши откроют глаза) опытный глаз обычно уже выберет одного-двух самых шустрых и активных, но наблюдать будут всё равно за всеми.
Преимуществом работы в одной упряжке с собакой можно считать тот факт, что спасатель может выбрать, вырастить и обучить своего напарника сам. Галина перечисляет основные требования: отменное здоровье, чтобы у щенка не имелось никаких генетических заболеваний, напористость и энергичность и самое главное – любовь к людям. Собака должна радоваться человеку, хотеть с ним общаться, доверять ему. Если щенок при появлении в поле его зрения человека бежал к нему навстречу – это был хороший признак. Четвероногому спасателю нужны также хорошие нервы, выдержка, он не должен бояться громких звуков, незнакомых ситуаций. И, конечно, служебный пёс должен обладать отличным интеллектом.
После дрессировки первого напарника Галина подготовила ещё многих других собак, почти все они были потомками первой овчарки отряда. Сейчас уже восемь лет на службе здесь четвёртое поколение этих собак – немецкая овчарка Саша. Это пенсионный возраст у служебной собаки, впрочем, некоторые «пенсионеры», бывает, продолжают работать. Как, например, мать Саши, Брайта, прослужившая в отряде десять лет.
Как правило, все «пенсионеры» затем отправляются к своим напарникам жить домой, и хороший товарищ позаботится, чтобы его бывший «коллега» не только сладко ел и мягко спал, но и получал необходимые физические нагрузки, оставался бодрым и здоровым. Галина вспоминает, что однажды у неё просили отдать собаку, вышедшую на «заслуженный отдых», но она категорически и резко отказалась – считает такой поступок предательством по отношению к напарнику и другу.
Собачья работа
Наверное, умным и активным собакам служба рядом с человеком тоже приносит радость – они здесь всегда заняты, получают много внимания, за их физическим и интеллектуальным развитием тщательно следят, в общем, скучать не приходится. Кроме того, они постоянно участвуют в выставках собак, получают награды, что для собачьего «портфолио» немаловажно. Поэтому собак учат не только спасать людей, но и работать на ринге, красиво стоять и двигаться.
Помимо обязательных выставок собаки-спасатели два раза в год сдают своеобразные экзамены, подтверждают свою квалификацию. Для этого приходится колесить по всей стране – все эти аттестации проводятся в разных городах Казахстана для всех кинологических расчётов из всех отрядов страны. Выезжают собаки и на ежегодные соревнования «Казспас», где всегда есть задания для кинологической службы. И наши кинологи ни разу не возвращались с этих состязаний без призов, всегда были в числе первых. А работать там приходится в условиях, близких к реальным, – они ищут людей, которые специально прячутся в развалинах.
Для поездок с собаками в отряде имеется свой специально оборудованный «УАЗ» – кинологическая машина, в которой созданы максимально комфортные условия для поездки служебных собак на большие расстояния. Таких пассажиров необходимо выгуливать в пути каждые три-четыре часа, давать побегать и размяться.
Первым водителем такой машины стал спасатель Казбек Бейсенбай. Так сложилось, что именно он чаще всего садился за руль кинологической машины. К собакам тоже был неравнодушен и вскоре стал вторым кинологом в отряде. Сейчас он переживает тяжёлые времена – погибла его напарница Стелси, умерла от внезапной остановки сердца. Это был настоящий удар для кинологов отряда, связь между людьми и животными на службе всегда очень тесная, потеря боевого товарища может причинять почти физическую боль. Обычно спасателю в такой ситуации требуется время для восстановления, прежде чем обзаводиться новым напарником.
Когда возраст собаки приближается к пенсионному, каждый кинолог постарается заранее подумать о замене. Галина параллельно работает с ещё одной собакой – австралийской овчаркой Отрадой. К сожалению, ушёл из жизни прежний экибастузский заводчик, пришлось подыскивать новый питомник. Он находился в другом городе, поэтому наши кинологи наблюдали щенков удалённо, прежде чем сделать выбор. Отраде всего шесть месяцев, и пройдет, быть может, ещё полтора года, прежде чем она станет полноценным спасателем и её поставят на государственное довольствие.
Галина говорит, что эти собаки совсем не похожи на привычных ей «немцев» – и внешне, и по характеру. Это более лёгкие и более подвижные животные, настоящие рекламные зайчики-энерджайзеры. Если «немец» после длительных нагрузок обязательно приляжет отдохнуть, эти кажутся просто неутомимыми. Галина говорит, эту собаку нужно больше нагружать интеллектуально, умственные задания утомляют её больше, чем физические. Перед австралийской овчаркой надо постоянно ставить какие-то новые задачи, чтобы собака подключала мозг к поиску оптимальных решений.
Место работы
Так получилось, что спасательный отряд на область у нас сейчас один (когда-то в Экибастузе и Павлодаре было два отдельных отряда), но кинологическая служба по-прежнему базируется в Экибастузе. Именно здесь имеется кинологический модуль – большая территория в промышленной зоне, вдали от жилых кварталов, где собаки живут и работают, тренируются, занимаются со своими напарниками. Никто не может попасть на эту территорию без сопровождения кинолога. Отсюда собаки выезжают на поиск людей. Таких ситуаций в их работе было немало. Галина говорит, что в работе на большой открытой территории собака заменит десятерых людей – за счёт своей мобильности и острого чутья.
Чаще всего их привозят на то место, где могут находиться люди, просто так бегать по степи нецелесообразно. Эти собаки не ищут людей по запаху конкретного человека, они ищут просто живых людей – ведь они должны находить их под завалами, не пользуясь никакими специальными ориентирами, кроме собственного носа. Обнаружив место, где находится человек, собака должна голосом подозвать напарника или привести его к этому месту. Поэтому, выезжая по реальному заданию, даже если приходится искать определенного человека, псу не дают нюхать вещи этого человека.
А если собака приведет не к тому человеку? «Ничего страшного, – говорит Галина Куценко. – Она просто продолжит свои поиски».
Так, например, искали несколько лет назад в Баянауле 13-летнего подростка, который ушёл с базы отдыха с какими-то ребятами, не предупредив родителей, забрался на скалу и не сумел спуститься. К счастью, сына быстро хватились родители – мальчику пришлось два часа просидеть на маленьком уступе до приезда спасателей. И хорошо, что он не предпринял попыток решить проблему самостоятельно, всё могло бы кончиться довольно печально.
Стать спасателем может не всякая собака, но и не всякий человек может стать спасателем-кинологом. У Галины Куценко так сложилась жизнь, что её интересы, увлечения, сам характер постепенно подводили к этой профессии. В таких ситуациях обычно говорят: на роду написано.
Галина АЛЕКСАНДРОВА.
Фото из личного архива Галины КУЦЕНКО.