Шорман би.
По следам добрых дел
(Начало в №№ 63, 64, 65, 67, 68, 69)
Чего стоит мощная поддержка 14 племянников (Шокан, 1835 г.р., Жакып, 1837 г.р., Бадигул, 1838 г.р., Ракия, 1840 г.р., Макы, 1845 г.р., Махмет, 1849 г.р., Нурида, 1850 г.р., Мухамедия, 1852 г.р., Шарбану, 1853 г.р., Козыке, 1854 г.р., Апия, ? г.р., Бапыш, ? г.р., Тажибай, ? г.р., Кокыш, 1859 г.р.), рожденных от Зейнеп! Разумеется, достаточно много письменных свидетельств об особо близких отношениях Мусы с самым старшим племянником, Шоканом.
Одно из них есть в книге Алькея Маргулана. Академик пишет о том, что собственными глазами видел около тридцати писем Шокана Шынгысулы, адресованных дяде по материнской линии, которые неизменно начинались со слов: «Дорогой наш дядя…» (взяв это обращение за основу, на мавзолее Мусы Шорманулы мы высекли добрые слова Шокана о своем родственнике).
Известно о том, что богатый жизненным опытом господин Муса Шорманов был советчиком Шокана, указывал ему правильные пути в жизни. Через племянника господин Муса познакомился с прогрессивно мыслящими русскими друзьями Шокана. Доверительные теплые отношения двух семей – Шормановых и Уалихановых – продолжались до последних дней жизни выдающегося ученого.
Еще в детстве мы слышали от аксакалов о том, что, получив весть о смерти Шокана, делегация из Аккелина во главе с Имантаем Сатбайулы и Садуакасом Мусаулы поехала в аул Тезек торе, что находится в горной долине Кошен-Тоган у подножья горы Алтын-Емел (область Жетысу). Потрясенный ранней смертью Шокана, Муса Шорманулы несколько раз писал письма в администрацию Омска, специально ездил с просьбой возвести памятник ученому на месте его захоронения.
Благодаря настойчивости старшего султана Мусы Шорманулы через 16 лет после смерти Шокана, в 1881 году, над его могилой по указанию генерал-губернатора Жетысуского военного округа Г.А. Колпаковского установили памятный камень. Автором высеченного на нем текста стал командующий Туркестанским военным округом генерал фон К.П. Кауфман, питавший глубокое уважение к Шокану (нынешняя памятная плита установлена в 1958 году, я и Шота ага были там в 2005 году).
«Григорий Николаевич Потанин писал, – рассказывал Шота ага, – что Муса Шорманулы даже в преклонном возрасте, услышав имя Шокана, не мог сдержать слез». Особое место в популяризации бесценных трудов, созданных за столь короткую жизнь Шоканом, принадлежит его другу, земляку, путешественнику, географу, этнографу Г.Н. Потанину.
Григорий Николаевич бывал в доме Мусы в Аккелине, гостил у Садуакаса, а также ездил в Сырымбет к Шынгысу, позже несколько раз приезжал к его детям. В то время эти два аула (Аккелин и Сырымбет) мало чем отличались друг от друга, хотя и находились в разных краях, однако немало выдающихся людей той эпохи побывали в этих сакральных уголках Казахской земли. Об этом свидетельствуют исторические факты.
Родство Шорман бия и Шынгыса Уалиханова нашло свое продолжение. Позже их дети и внуки настолько сблизили Аккелин и Сырымбет, начав уже перекрестное сватовство, что вслед за Биржан салом из неблизкого Сырымбета в Аккелин приезжал Акан серэ, который, сказав внуку Шорман бия: «Падишах джигитов Амир Темир», – посвятил ему песню «Майдаконыр».
Каждый казах знает о том, как Садуакас Шорманулы вместе с близким другом, певцом, обладавшим великолепным голосом, Жарылгапберды Жумабайулы отправился из Аккелина в Сырымбет за своей первой супругой Нуридой. Там Жарылгапберды выучил у Козыке (Сакыпкерей), одного из сыновей Зейнеп, редкую по красоте звучания песню «Топайкок», по возвращении в Баянаул ее запели во всем округе.
Из романа «Жаяу Муса» писателя из Баянаула Зейтина Акышева нам известно, что Жаяу Муса в молодые годы в Сырымбете подружился с Шоканом и его младшим братом Жакыпом. А знаменитая песня композитора «Ақ сиса» родилась благодаря его величеству случаю в Аккелине, участником которого стал правитель одноименной волости Мустафа Шорманулы (младший брат Мусы Шорманулы). Так он стал персонажем этой бессмертной песни.
Знаменитая певица Майра Шамсутдинова, к слову, выйдя замуж за внука Мусы Шорманулы Жаржана, была снохой Аккелина. А сколько известных россиян с передовыми взглядами (К.К. Гутковский, А.К. Гейнс, Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин и т.д.) благодаря этим двум именитым династиям гостили в Аккелине и Сырымбете!
Между этими двумя небольшими сакральными для степняков аулами еще в далекие времена проложил дорогу из ханской ставки, что на берегу Бурабая, сам Абылай хан, прискакавший со своими джигитами на белых конях проведать слегшего Бухар жырау. Сегодня можно сказать, что эта незаросшая тропа помнит дробь копыт тулпаров из ханской конюшни. Нас, родившихся и выросших в Аккелине (в 1928 году советская власть наш аул переименовала в Тендик (Равенство), а 90 лет спустя, в 2018 году, он получил имя Мусы Шормана), всё это наводит на раздумья.
Еще в студенческие годы мы планировали побывать в Сырымбете, но лишь в 2009 году благодаря друзьям – профессорам Оралгазы и Гуле (уроженка Сырымбета) наша задумка осуществилась.
После посещения находящейся в Сырымбете ханской ставки, которая ныне административно-территориально относится к Айыртаускому району Северо-Казахстанской области, нас с супругой Атиргуль друзья повезли совершить зиярат на кладбище, где покоятся Айганым ханым, Шынгыс султан, бабушка Зейнеп.
Естественно, мы прочитали суры из Корана над могилами Акан серэ, Агынтай и Карасай батыров, посмотрели памятник легендарному Кулагеру, установленному в десятках километров от Сырымбета. Мне тогда показалось, что, за исключением места вечного покоя батыров, состояние могил столь уважаемых в Казахской степи личностей было далеко от требуемого. Правда, в 2016 году возвели мавзолей Айганым-ханым. Надеюсь, недалек день, когда обновят и мазар Акан серэ.
Когда думаю о кладбище, где захоронен Шынгыс торе, ограждение которого было сожжено сиротами эвакуированного из России детского дома (со слов директора Сырымбетского музея Уалихана Кулбаева) в годы Второй мировой войны, и о необходимости возведения мавзолея Зейнеп аже, то вспоминаю нашу беседу с Шотой Валихановым. Это было в 2005 году в Алтын-Емеле у могилы Шокана Валиханова.
Шота ага из-под «зеленого пледа» из разнотравья, плотно укрывшего вечное ложе выдающегося ученого, зачерпнул горсть земли и сказал: «Бауырым Алтынбек, эту горсть земли – мой аманат – отвези на могилу господина Мусы нагашы в Аккелин, пусть будет доволен его аруах. Я же такую же горсть земли доставлю в Сырымбет к изголовью Зейнеп аже». Аманат Шоты ага удалось исполнить. Кроме того, я посчитал своим долгом возведение фамильного культового комплекса Мусы Шорманулы и музея «Туған жердің тарихи тұлғалары», что было реализовано через несколько лет после той памятной встречи с Шотой ага.
Это, кроме данных записок, изложено в увидевшем свет в 2022 году великолепно иллюстрированном семитомнике «Шот-Аман Уәлихан». Дочь Шоты ага Баян Валиханова, выполняя свой долг, с особой ответственностью и тщательностью подготовила и выпустила такое важное для развития духовности и обновления национального сознания прекрасное издание.
В прошлом году на Кенсае, после поклонения у могилы Шота ага, Баян Шотакызы говорила: «Я дала слово отцу, какие бы ни были трудности, к 90-летию издам его многотомник». Рад тому, что она выполнила обещание, в свою очередь считаю за честь участие в подготовке этих книг в качестве советника и члена редакционной коллегии. В рамках юбилейных торжеств на высоком уровне прошла презентация многотомника «Шот-Аман Уәлихан» в Алматы и Кызылжаре. Рад также, что эти важные события случились еще при жизни Зинаиды Каримовны (скончалась 20 марта нынешнего года, пусть земля ей будет пухом).
При встрече на малой родине Шоты Валиханова в Сырымбете его родственник – директор музея Уалихан Кулбаев сказал: «Я слышал от самого Шоты, что он подготовил проект культового комплекса для возведения на месте захоронения прадеда Шынгыса и Ак аже (Зейнеп)». Возможно, и это из последних аманатов незабвенного Шоты ага? Да поможет Аллах, и этот наказ будет исполнен.
О Шокане, умершем 23 апреля (по старому летоисчислению – 10-е), Шота ага говорил: «В свои неполные тридцать лет он стал гением, великим человеком, какой же счастливый наш народ». Напротив здания Казахской национальной академии наук, возведенного Канышем, уроженцем аула Аккелин, стоит величественный памятник Шокану, воспитанному в Сырымбете у бабушки Айганым, и порой кажется мне, что он раскрывает таинственные связи Аккелина и Сырымбета.
Если же окинуть взглядом прошлое, вспомнить исторических личностей, рожденных в этих сакральных точках Великой степи, – начиная с Бухар жырау, далее Шорман би, Муса Шорманулы, Зейнеп Шорманкызы, Садуакас Шорманов, Абикей Сатпаев, Каныш Сатпаев, Кемел Акишев, Айганым Саргалдактеги, Шынгыс Уалиханов, Шокан Уалиханов, Макы Уалиханов, Сакыпкерей Уалиханов до Какимбека Салыкова, Шоты Уалиханова, Кожахмета Балахметова, то понимаешь, что источником личностного роста этих именитых людей было знание. Именно такие личности во все века подтверждали и подтверждают истину: «Сильный победит одного, а знающий – тысячу».
На просторах Казахской степи и поныне немало таких аулов, не растерявших только им присущие духовно-нравственную целостность, степенную, светлую ауру, несмотря на проблемы, связанные с урбанизацией. Поэтому нужно изучать, популяризировать их истории, это – веление времени. О знаменитых выходцах из таких благодатных аулов, о глубине и широте их мыслей, в целом о знании выдающийся писатель Мухтар Ауэзов говорил: «Знание – надежный скреп благополучия. Невежда – кормушка для мошенников». Стабильное благополучие страны зависит от знаний и конкурентоспособности ее граждан. И это неоспоримая истина.
Сказанное академиком Канышем Сатпаевым: «Помни историю своего Отечества» –будто адресовано нам, ныне живущим. К тому же, совершая в процессе такой работы экскурс в родную историю, делая поэтапный обзор, замечаешь всевозрастающую любовь к Родине. В этом контексте важно, сохраняя высокие чувства к родным истокам, хорошо зная свою родословную, не опуститься до трайбализма.
Поскольку одна из тем нашей статьи – важность изучения природы личностного развития, то формирование национального сознания, укрепление национального духа и чувства патриотизма рассматриваются как основные факторы достижения единения и целостности нации. Это важно для каждого казахстанца, особенно для школьников и студентов, любящих свою страну. Сегодня немало среди молодежи «новых казахов», получивших хорошие знания, владеющих несколькими языками, наряду со знанием истории и традиций своего народа органично воспринявших и современные общечеловеческие ценности. Будущее поколение, на наш взгляд, необходимо воспитывать через лучшие литературные произведения, кино- и телефильмы о выдающихся правителях, деятелях науки, культуры, искусства и спорта.
Исключительную роль в воспитании достойных людей могут сыграть лидеры общественного мнения. Для этого популярные блогеры вместе с историками, литераторами могли бы организовывать регулярные встречи со школьниками и студентами, в интересной форме рассказывать им о свершениях, поступках, подвигах и открытиях знаменитых биев и султанов, акынов и жырау, батыров и ученых, деятелей искусства и спорта и т.д.
Казахи говорят: «Воспитывай ребенка не по-своему, а по-народному». Формировать умное, созидательное поколение – это трудиться на достойное будущее страны. Органично сочетая свои национальные ценности с современными достижениями цивилизации, важно полнее использовать духовное и материальное наследие предыдущих поколений при изучении эволюции личностного роста на примерах выдающихся людей Великой степи.
Чем не образец для воспитания достойного гражданина, патриота, конкурентоспособного человека жизненные пути великих личностей, которым посвящена эта статья?
Дорогой читатель! На этом завершаю свои раздумья о судьбе, о духовном наследии выдающихся сыновей казахского народа.
Р.S. Факты, приведенные в данной статье, полагал бы возможным использовать как справочный материал для туристов. Кстати, наш депутатский запрос «К Баянаулу по следам предков» преследовал эту же цель.
Выражая благодарность одному из активных организаторов проведения аса (поминальной трапезы) в память Шорман бия – уважаемому Сейсенбеку Ыдырысулы за его теплые слова и высокую оценку моего скромного труда, также хочу сказать спасибо журналистам за их вклад в популяризацию имени и наследия такой исторической личности, каким был достопочтенный Шорман би.
Пусть дух нашего выдающегося предка Шорман бия вдохновляет нас на созидательные свершения.
Алтынбек НУХУЛЫ, депутат Сената Парламента, член Союза журналистов Казахстана, почетный гражданин Баянаульского района.
(Печатается в сокращении)