Абылай хан и Шокан Валиханов, Бухар жырау и Машхур Жусуп, Анай би и Айдабол би, Олжабай батыр и Сати батыр, Едиге би и Торайгыр би, Муса Шорманов и Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан и Шапык Шокин, Султанмахмут Торайгыров и Олжас Сулейменов, Шакен Айманов и Ермухан Бекмаханов… Этих великих людей объединяют не только родственные узы, но и их взгляды, любовь и беззаветное служение своему народу, их великие дела во имя свободы и процветания родной земли. Это особенно ярко проявилось в судьбоносный для казахского народа период – в ХIX веке во времена выдающихся биев Шона и Шормана, продолжавших путь, начатый их предками Каржасом и Кулболды.
Я бы хотел рассказать о каждом из них. И начну с Шорман бия. Найденный в 1969 году известным археологом Кемелем Акишевым, его правнуком, «Золотой человек» с легкой руки Шоты Валиханова – знаменитого архитектора, скульптора, внучатого племянника того же Шорман бия стал символом государственности независимого Казахстана.
НАСЛЕДИЕ И РОДОСЛОВНАЯ ШОРМАН БИЯ
Кто такой живший в ХIX веке Шорман би для нынешнего поколения? Мудрый сын Казахской степи был ага-султаном Баянаульского внешнего округа, он родился в 1788 году. О его достойной жизни сложены стихи, рассказы и легенды, они дошли до нас не только как образцы устного народного творчества. Выражаясь языком информационного общества, сегодня многое о нём мы можем почерпнуть из бумажных носителей, в основном из трудов святого Машхура Жусупа.
По родословному раскладу, сделанному Машхуром Жусупом, аргын Шорман би – сын суфия Мейрама из рода суюндик, восходящего своими генеалогическими корнями к каржасу. К слову, есть несколько вариантов шежире, составленных Мусой Шорманулы и Имантаем Сатбайулы.
Шорман би – продолжатель династии Каржаса в седьмом колене. Генеалогическая ветвь выглядит следующим образом: Каржас – Кулыке – Тели – Анай – Мырзагул – Сати – Кушик – Шорман. В казахском шежире можно заметить некую закономерность, связанную с одаренными представителями седьмого поколения.
Хотя среди предков Шормана, кроме Анай бия, не было биев, известно о том, что во времена джунгарских нашествий его предок Мырзагул своими подвигами на поле брани прославился как бесстрашный батыр. Информация об этом и о том, что он из племени Каржас, и прах его покоится в Туркестане в пантеоне Ахмета Яссауи, высечена на могильной плите. О сыне Мырзагул батыра Сати мы знаем по сохранившимся рукописям Машхура Жусупа. В них Сати батыр и правнук Айдабол бия Олжабай батыр показаны как освободители священной для суюндиков Баянаульской земли от калмыков. Благодаря этому мужественному тандему казахи вернулись на свои исконные кочевья.
Калмухан Исабаев писал, что после тяжелейшей национальной трагедии, вошедшей в историю как Годы великого бедствия (Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама), перед откочевкой из Джизакской степи и берегов Сыра в Сарыарку, «чтобы быть сильнее поджидающих в пути кровного врага», Олжабай батыр из айдаболов и каржас Сати (дед Шормана) объединили потомков четырех родовых ответвлений суюндика (восходящих к Мейраму) – Каржас, Кулболды, Орманшы и Жанболды – создали союз «Төртұлы» («Четверо сыновей») и двинулись на северо-восток. Вскоре они благополучно добрались до земли отцов.
Настоящее имя Шормана – Жумабай, так нарек его мулла, прочитав азан. Мальчик, вобравший в себя лучшие качества батыров – деда Сати и прадеда Мырзагула, рос сиротой. Его отец Кушик вместе с братьями Байкиси и Жанкиси погиб, пораженный молнией. Их могилы находятся в семнадцати километрах от аула имени Жумата Шанина на берегу реки Еспе, что неподалеку от Баянаула. С тех пор эта местность называется «Үшқасқа» («Трое горемык»). Рано осиротев, Жумабай получил воспитание бабушки Баяу и матери Мамык. Мальчик рос смышленым, находчивым, в пять лет без единой запинки отвечал на вопросы уважаемых в округе аксакалов. Он был не по годам серьезен и красноречив, за что в 13 лет (в иных источниках – 14 лет) его прозвали «Бала би», а затем – «Шорман бұлбұл» («Соловей Шорман»). Об этом нам известно по рассказам, легендам и книгам.
Родившись на благословенной земле Баянаула, честный и справедливый, благородный и красноречивый, он стал гордостью Великой степи и легендой. Поныне акыны, восхищенные его умом и выдающимися ораторскими способностями, продолжают слагать о нем стихи и песни.
В 2018 году в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 200-летию старшего сына Шормана – Мусы Шорманулы, как и отец возглавлявшему Баянаульский внешний округ в качестве ага-султана, прозванного и казахами, и русскими большим господином, мы возвели ему мавзолей в ауле, ныне носящем его имя (ранее – аул Тендик Баянаульского района).
Во время этих торжеств в его родном ауле, помимо открытия музея «Исторические личности родной земли», фамильного музея Шорман бия под открытым небом, короткометражных фильмов о Шормане, его сыне Мусе и внуке Садуакасе, мы подготовили и издали книгу «Мұса Шорманұлы» объемом 368 страниц. В ней, рассказав о том, что на территории Ерейментауского района протекает река Шорман, простирается живописный одноименный жайляу, а прах знаменитого бия покоится на местном кладбище, не забыли с большим сожалением упомянуть и о безразличии соответствующих структур и должностных лиц к потенциальным с точки зрения развития туризма этим сакральным местам на карте страны. Однако ровно через год экспедиция во главе с известным историком, доктором наук Жамбылом Артыкбаевым, поэтом, прозаиком, краеведом Сайлау Байбосыном и мною совершили зиярат, паломничество в Ерейментау, где нашли вечный покой известные баянаульцы – святой Кулболды, Олжабай батыр, Едиге би и главный герой повествования Шорман би.
Когда подошли к изголовью Олжабай батыра, то увидели ошибочно установленную потомками Исы Шорманулы и Биляла Мусаулы – Ахатом Исиным, Софией Ислямкызы и известным краеведом, ученым Сериком Жаксыбаевым – могильную плиту.
До этого, прежде чем совершить паломничество, изучив старую карту, составленную российскими картографами, мы уточнили, что прах Шорман бия (могила Чермань) находится не в поселке Подгорный (позже – Благодатное, ныне аул Олжабай батыра), а в десяти километрах от него, на берегу реки Шорман.
К тому же коренной житель аула, охотник преклонного возраста Сабыр Канафин не только рассказал об услышанном от старцев, но и повез нас на жайляу Шорман бия и показал его могилу. Поблагодарив Сабыр ага, мы окончательно убедились в том, что прах Шорман бия действительно покоится в поречье Шормана.
Я все объяснил в телефонной беседе потомкам Шормана, установившим могильную плиту на кладбище, где захоронен Олжабай батыр. Позже, договорившись с ними о ее переносе, решили установить достойную личности Шорман бия солидную стелу. И в это время началась пандемия СОVID-19. И только осенью 2022 года Саке (Сайлау Байбосын) еще раз повез туда группу инициаторов.
Всё сложилось как нельзя лучше. Ныне у изголовья Шорман бия установлен пятиметровый надмогильный камень, два кладбища огорожены хорошими заборами, у реки Шорман появился заметный издали гранитный указатель с названием водоема. 23 июля 2022 года состоялся поминальный ас за упокой души нашего знаменитого предка.
Как и было обещано ныне покойным Ахату Исину и Софие Ислямкызы (правнучка сына Шорман бия – волостного Биляла), могильный камень Олжабай батыра перенесли туда, где он и должен быть. Я, к большому сожалению, не смог присутствовать на том поминальном асе. В тот период я мог только по телефону участвовать в решении организационных вопросов, а также написать текст для гранитных стел. Еще раз хочу отметить труды, особенно краеведческие, известного ученого, почетного гражданина Баянаульского района Жамбыла Артыкбаева, ссылка на которые позволила усилить содержание текстов, высеченных на мавзолее Мусы Шорманулы, возведенном нами четырьмя годами ранее. Через нашего баянаульского родственника Мусабека Сейсенбекулы предложили на рассмотрение совета старейшин следующий текст: «Мудрец Великой степи, старший султан Баянаульского внешнего округа Шорман би Кушикулы (1788-1837 гг.)»
Уроженец Баянаула Шорман би, за редкое красноречие с малых лет прозванный «Соловьем Шорманом», был известен во всех уголках Казахской степи, пользовался всенародным уважением. Он приходится родным дядей яркой казахской звезде Шокану Валиханову. Мудрыми действиями в управлении государственными и общественными делами в трудную, противоречивую эпоху, своей безукоризненной справедливостью он остался в светлой памяти людской. Характерные для него высокие личностные качества, такие как забота о степном обществе, всемерная поддержка стремящихся к получению знаний земляков, были присущи и его детям во главе с Мусой и внукам, ведомым Садуакасом.
«Шорман би Кушикулы из племени Аргын-Каржас. Памятник от благодарных потомков, 2022 г.». Такие слова высечены на пятиметровой стеле.
А на памятный камень (указательный) я предложил такой текст: «Река Шорман. Эта река, протекающая по жайляу старшего султана Баянаульского внешнего округа Шормана Кушикулы, с XIX века называется легендарным именем знаменитого бия».
Текст был слегка дополнен. Состоялся поминальный ас, все добрые планы и намерения, связанные с увековечиванием памяти нашего предка Шорман бия, воплощены в жизнь. Их инициаторы и организаторы: Сейсенбек Ыдырысов, Бегим Акимов, Айбат Ыдырысов, Мусабек Сейсенбекулы, Ардак Сарбасов, а также мои одноклассники Кайыржан Кияшов, Ардаш Ахметов. Выражаю им, а также другим жителям Баянаула и аула Олжабай батыра искреннюю благодарность, если кого-то упустил из виду, то прошу прощения.
Алтынбек НУХУЛЫ, депутат Сената Парламента, член Союза журналистов Казахстана, почетный гражданин Баянаульского района.
Фото из архива автора.