Эти слова – жизненное кредо учителя русского языка и литературы Железинской средней школы №1 Ольги Петровны Карпец. За более чем сорок шесть лет своей работы она выпустила немало талантливых учеников, которые неоднократно доказали – труд педагога не напрасен.
За свою долгую карьеру учитель удостоена различных наград, но главной всегда оставалась любовь учеников, в сердцах которых она оставила яркий след. Подавляющее большинство её выпускников стали учителями, инженерами, экономистами, занимают руководящие должности, и все говорят о ней с особой теплотой и благодарностью. В рамках проекта «Сильные волей» совместно с районной профсоюзной организацией работников образования была подготовлена встреча с отличником народного просвещения КазССР, заслуженным учителем КазССР, почётным гражданином Железинского района, ветераном педагогического труда, вдовой участника Великой Отечественной войны, воспитателем, пропагандистом…
– Ольга Петровна, расскажите, пожалуйста, о своей семье.
– Мама моя была нянькой. С отцом они познакомились на вокзале. Мама нянчила ребёнка начальника станции, а отец увидел её из окна вагона и влюбился. Дал начальнику станции 20 рублей, забрал маму и увёз её в Ленинград. Через два года отправились в Польшу, где отец работал сотрудником посольства. По дороге у молодой четы на одной из украинских станций родилась я, и меня записали как украинку. В Польше жили недолго, примерно полгода. Политическая ситуация сложилась так, что Советский Союз отозвал посольство. Вернулись в Россию, поселились в Подмосковье. Отец был строителем железных дорог, а мама работала на шахте. В 1932 году отец умер от двухсторонней пневмонии. Через три года мама снова вышла замуж. Воспитывал меня прекраснейший человек.
– Какими были ваши юные годы?
– В школе я была забиякой. Однако одним из «воспитателей» для детей нашего поколения стала война. Многим пришлось взрослеть раньше обычного. Мы с мамой были эвакуированы в село Весёлая Роща Железинского района. В 1943 году, окончив семь классов в Михайловке, поступила в Павлодарское педучилище. В 1944 году перевелась на заочное обучение и в 17 лет стала преподавать литературу и русский язык в родной школе. В 1945 году, за год до окончания училища, была переведена в Михайловскую среднюю школу, где проработала до 1958 года. Замуж вышла рано, муж сказал: учись дальше. В 1948 году поступила в Семипалатинский учительский институт, который с отличием окончила в 1955 году, а после него – Омский педагогический. С августа 1958 года начала работать в Железинской средней школе. По служебной лестнице продвигалась быстро. Рядовым учителем работала мало. Была завучем начальных классов, основным завучем, а потом стала организатором. В школе я проработала сорок шесть лет.
– Ваше детство пришлось на военные годы. Трудно вспоминать об этом?
– Когда началась война, мы жили в Новомосковске, тогда это был город Сталиногорск. В самом начале войны у многих была уверенность, что фашистов разгромят очень быстро. Мы войны не боялись, дети даже любовались дальними заревами пожаров. Очень быстро всё изменилось. Обстрелы, бомбёжки, разгромленная школа. Нас попросили работать в госпитале, где мы стирали бинты, писали письма за раненых, пели песни. Позже нас эвакуировали. В дороге попали под бомбёжку. Это было ужасно: крики раненых, много убитых. А лётчик, видевший, что стреляет в детей и женщин, высунувшись из кабины, смотрел и смеялся. До сих пор помню его самодовольное, наглое лицо. Вместе с ребятами я побежала под железнодорожные щиты, а он, увидев это, улыбаясь, два раза пролетел над нами. Из-под щитов я вылезла одна… Маму ранило, и меня отправили в детприёмник в Челябинск, где я пробыла целый месяц. Потом мама приехала из госпиталя и забрала меня. Нам сказали: поезжайте туда, где есть родственники. Мамины родители жили в Весёлой Роще. Так мы приехали в Казахстан.
– По образованию вы учитель русского языка и литературы. Что побудило вас встать на преподавательскую стезю?
– Я мечтала быть доктором. Мне нравилась форма: белый халат, шапочка, фонендоскоп. Мечтала им стать, пока не столкнулась с войной. Когда увидела кровь, страдания, красивая картинка перестала казаться привлекательной. Новая мечта появилась благодаря прекрасным педагогам из челябинского детприёмника. После окончания школы пошла в педагогический и ни дня не жалела об этом выборе. А вот моя дочь Елена стала педиатром.
– Вы много занимались и методической деятельностью, активно проводили семинары, делились опытом с молодыми педагогами…
– Я вела районную секцию русского языка. Это одно. Второе – когда открыли педкласс, у нас не хватало учителей начальных классов, и меня попросили вести в педклассе педагогику и психологию. Мы выпустили целых два потока учителей. Кроме этого, я вела секцию и у себя в школе. Скажу, что это очень кропотливая работа. Ещё я была членом общества «Знание», занималась пропагандистской деятельностью. В 1946 году, работая в Михайловской школе, вступила в партию. Меня избрали секретарём партийной организации, которым была на протяжении всей трудовой деятельности. Когда Михайловский район соединили с Железинским, приехала в районную школу, и меня вновь избрали секретарём партийной организации.
– Как вам удавалось всё это совмещать?
– Понимаете, я человек, который не может сидеть на одном месте. Даже на пенсии ходила в школу, посещала уроки, помогала молодым учителям. Сейчас, конечно, методика преподавания совершенно иная. Тогда была простая: тряпка в руках, мел, доска и живое общение учителя с детьми. Я вообще выдумщицей была. У меня и методика была своя. Порой получалось так, что я опережала время. Приезжают из Павлодара, говорят: «Ольга Петровна, вот новый метод работы появился – блочный». Я им отвечаю: «А я давно по нему работаю». Пригласила их к себе на урок и всё показала.
– Трудно ли вам пришлось на посту заместителя директора по воспитательной работе?
– У нас была многочисленная комсомольская организация в школе – больше трехсот комсомольцев, были пионерская дружина, октябрята. В школе работала замечательная пионервожатая – Нина Григорьевна Падалко, вместе мы проводили очень интересные творческие вечера. Воспитательная работа была налажена хорошо. У ребят был стимул, чтобы стать лучше. Когда они вступали в пионеры, право повязать галстук давалось только комсомольцам. Получить право носить пионерский галстук, потом быть принятым в комсомол было большой честью. Важно отметить, что наша школа, Березовская и Прииртышская были лучшими по всей области. Когда я работала организатором, мы получили переходящее Почетное Красное знамя из Москвы от ЦК ВЛКСМ.
Наша школа всегда славилась в районе и области высокими показателями успеваемости, медалистами, выпускниками. У нас отлично работала комсомольская организация – и школы в целом, и в каждом классе. Как нам потом уже объяснили, проверяющие были очень удивлены, что где-то на периферии в Казахстане (а страна-то большая) могли создать такую прекрасную организацию. Присуждение знамени стало большим событием для всех, признанием наших достижений. На его вручение были приглашены участники войны, передовики производства, работники райкома комсомола и представители районного комитета партии. Получали мы его вместе с секретарем комсомольской организации.
– Как правильно воспитывать детей?
– Во-первых, пример должны подавать сами учителя. Я всегда говорила об этом с работающими педагогами. Очень важно патриотическое воспитание, мы учили детей чтить память тех, кто воевал, кто погиб, сражаясь за мир, кому не довелось стать взрослыми и на кого ребята должны равняться. Были замечательные стихи на эту тему, мы старались, чтобы они звучали чаще. Всегда нацеливали ребят на любовь к Родине, своей земле, народу. На День Победы возле памятника И.В. Бабину всегда стоял почётный караул. Это была особенная честь – стоять в почётном карауле у памятника Герою-земляку, её мог удостоиться не всякий. Чтобы попасть в почётный караул, ребята старались подтянуть успеваемость, улучшить поведение. Ещё важно отметить, что нам помогала общественность, которая бралась за воспитание трудных ребят: их закрепляли за тружениками автобазы, свинофермы, совхоза. Общественники приучали ребят к труду, дисциплинировали.
– Все знают вас как энергичную, деятельную, творческую личность. У вас прекрасные вокальные способности. Это ваши врождённые качества или же приобретённые?
– Нет, мне кажется, врождённых качеств никаких не было. Понимаете, работа учителя заставляет быть и артистом, и психологом, и режиссёром. Часто сопровождала свои уроки музыкой. Ребят приучала к прекрасному, вела факультатив по эстетике. Рассказывала о художниках, известных артистах. Всё зависит от человека. Вот меня никто особенно не воспитывал, меня воспитывали ребята, как ни странно. Ведь чтобы учить прекрасному, надо самому научиться его понимать и ценить. Мне же было всего 17 лет, когда я впервые переступила порог школы в качестве учителя. У меня с ребятами всегда были тёплые отношения. Я могла свободно попросить у них прощения, если где-то была виновата. Я этого не стыдилась. Пускай это было даже на второй день, если не сразу осознавала свою неправоту. Считаю, что это важно в профессии – уметь признавать ошибки.
– Как бы вы описали свой характер?
– Я большой жизнелюб. Целеустремленная. Не отступлюсь, буду добиваться, принимать все меры, пока не удовлетворюсь результатом. Делаю всё очень обдуманно и ребят в школе этому учила: «Не принимайте решения сгоряча. Досчитайте до пяти, успокойтесь и только потом решайте».
– Вы очень волевой и трудолюбивый человек. Как воспитать в себе такие же качества?
– Во-первых, надо уметь прощать. Это самое-самое главное. Во-вторых, надо уметь слушать и слышать. И в-третьих – ставить себя на место другого человека. А самое главное, конечно же, быть тактичным во всех отношениях. Тактичность – это всё. А насчёт трудолюбия… Не представляю, что учитель может быть не трудолюбивым. Сама жизнь заставляет. Я считала за честь, если ребёнок что-то у меня перенял, старалась быть образцом. Меня очень радовало, что с ребятами всегда были доверительные отношения – они часто обращались мне за советом по самым разным вопросам. Я даже знала об их симпатиях и многих из них «поженила».
– Значит, для ученика ты должен быть другом?
– Я бы сказала иначе. Для ученика надо быть наставником. Надо, чтобы ребенок видел в тебе не только учителя, а Человека.
– Есть ли среди ваших выпускников люди, которыми вы гордитесь?
– Их очень много, устанешь перечислять. Я горжусь каждым, кто нашёл своё место в жизни, стал достойным человеком.
– Какое напутственное слово вы сказали бы молодому поколению?
– Учителям я хотела бы сказать следующее. Во-первых, надо любить детей. Когда-то мудрый человек сказал: «Если человек идет на работу и домой как на праздник – он самый счастливый человек». Вот я считаю себя таким человеком. Я всегда старалась все свои тревоги оставить за порогом класса. Во-вторых, считаться с личностью ребенка. Он живой человек, который берёт с тебя пример. В-третьих, речь учителя должна быть чёткой и ясной, вот тогда ребята будут слушать. Я желаю всем молодым учителям, чтобы они нашли своё место в жизни. Нашей молодежи я желаю жить по принципу из одной песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Вам предоставлено будущее Казахстана. Вы должны сделать всё, чтобы республика росла и развивалась, чтобы дружба, мир и согласие царили в нашей стране.
Галина ЕГОРОВА.
Фото из архива О. Карпец.