• Чт. Дек 26th, 2024

Ради страны и людей…

Окт 5, 2023

Такое своё убеждение Василий Григорьевич Рак, настоящий труженик и патриот, которому 8 октября исполняется 85 лет, пронёс через минувшие годы своей жизни

Я не могу вспомнить, где и когда познакомился с этим человеком. То ли на каком-то общественном мероприятии, то ли на одном из транспортных производств, где он работал. Но точно знаю: когда наши пути пересеклись, Василий Григорьевич сразу расположил к себе какой-то подкупающей душевной простотой и открытостью, желанием пойти навстречу собеседнику. То первоначальное впечатление укрепилось во мне с годами, когда я ближе узнал этого человека и то, что ему пришлось испытать в жизни. А она поначалу не баловала его. Поэтому Василию и в молодости, и дальше приходилось всего добиваться самому, напряженным трудом и верой в то, что он на правильном пути и приносит пользу стране и людям. И что характерно: многие люди, которые в той или иной степени прошли через Великую Отечественную войну, как-то посуровели характером, а Василий Григорьевич сохранил человеческую незлобивость и живость в общении. Хотя, повторюсь, тягот ему досталось с избытком.

Родился он в Западной Белоруссии, которая тогда была вотчиной Польши. Отца Василия Григорьевича даже призвали в 1938 году служить в Польскую армию. А через год германские войска оккупировали эту страну. Семья – родители, две их дочери и сын Василий – и до этого жила бедно, довольствуясь тем, что давали огород и незначительная живность своего хозяйства, а тут еще и немцы многое отобрали. Порою было так, что варили похлебку из лебеды и крапивы. А в 1943 году семью угнали на работу в Германию, поместив поначалу в концлагерь. Там ее и выкупил один из немецких зажиточных земледельцев для выращивания сельхозпродукции в пойме реки Одер, неподалеку от города Щецин. И хотя работать приходилось очень много, в том числе пятилетнему Василию и его сестрам, – это было лучше, чем за колючей проволокой лагеря.

2 апреля 1945 года войска Красной Армии вошли в хутор. Василий Григорьевич вспоминает, как плакали взрослые, обнимая солдат-освободителей. Потом была проверка в спецорганах на предмет, как семья оказалась в Германии, и возвращение в родное село. А его фактически и не было, так как фашисты всё пожгли и порушили. Пострадал и дом семьи Рак. Но осталась в селе часть людей, которые, помогая друг другу, восстанавливали дома и брались пахать землю. В 1949 году был создан колхоз «Заветы Ильича», куда те, кто в него вступил, снесли весь свой сельхоз­инвентарь и привели часть скотины, чтобы работать сообща. Люди осушали болота, раскорчевывали лес, расширяя посевы, прикупали скотину и работали от зари до зари, чтобы наладить новую жизнь. Свой вклад вносили и дети. Наверное, та нелегкая пора, общность труда и интересов людей, их радость первым успехам колхоза, вера в светлое будущее стали стартовой площадкой для Василия Григорьевича в его жизни и основой формирования характера, нацеленного на общее дело.

В 1957 году Василий пошел в первый класс. Школьной формой ему и другим ученикам стала та одежка, что исхитрились сшить или перешить из имеющегося тряпья мамы и бабушки. Не хватало учебников, а тетрадями служили какие-то польские бумаги и старые газеты. Да что там письменные принадлежности – в первом классе учителем был бывший партизан, а квалифицированный молодой педагог начала обучать детей лишь во втором классе. И Василий Григорьевич до сих пор помнит фамилии, имена, отчества этих замечательных, самоотверженных людей. И то, как дети той поры старались познать как можно больше.

После того как он окончил семь классов, в семье встал вопрос: продолжить ему учебу дальше (а это 150 рублей в год, так как тогда старшие классы были платные) или идти работать в колхоз. Родители где-то изыскивали деньги, но сын продолжил учебу. А для этого надо было ходить в соседнее село за 12 километров. А теперь давайте подсчитаем: средняя скорость пешехода – пять километров в час. Значит, путь от дома до школы – два с половиной часа. Занятия начинаются в восемь утра. Получается, чтобы не опоздать, надо было выходить из дома затемно.

Но даже в этом Василий Григорьевич сегодня находит положительный момент, говоря, что в пути они пересказывали друг другу выученный материал и в классе успешно отвечали у доски, выделяясь знаниями среди одноклассников. Через год родители этого села скопили деньги и купили своим школьникам велосипеды.

Вместе с аттестатом Василий получил и права водителя третьего класса, так как школа, выпросив в одной из организаций списанный автомобиль, проехавший дорогами войны, восстановила его и организовала обучение ребят шоферскому и слесарному делу.

Забегая вперед, скажу, что автомобили и автотранспорт станут на долгие годы рабочим местом В.Г. Рака. И не только они.

Василий Григорьевич до сих пор помнит, как они, группа школьников, пешком шли 12 километров в районный центр в райком, чтобы там быть принятыми в комсомол и получить комсомольские билеты. И как гордились тем, что являются членами этой молодежной организации.

Это событие стало знаковым в жизни Василия. Он был избран секретарем первичной комсомольской организации школы, затем, призванный в армию, стал комсомольским вожаком воинского подразделения и членом бюро комсомольской организации полка. Далее в его биографии – член бюро городского и областного комитетов комсомола. А затем – работа в партийных органах, в структурах исполнительной власти и профсоюзе.

Но вернусь к воинской службе Василия Григорьевича. Ему, имевшему 10 классов образования и как секретарю первичной комсомольской организации, командование поручило проводить политбеседы с сослуживцами, а после окончания воинского учебного подразделения обучать шоферскому мастерству других бойцов срочной службы.

Что еще примечательно: службу Василий Рак начинал в авиационном полку, а после его расформирования личный состав перевели в ракетное подразделение. Позже направили эту часть на службу в ГДР. Оттуда Василий Григорьевич и был уволен в запас. И не просто уволен, а по комсомольской путевке в числе 2000 «дембелей» направлен на стройки Казахстана. Через двенадцать дней пути 30 октября 1960 года 600 бывших солдат прибыли в Павлодар.

Поначалу их разместили в бараках бывшей колонии для осужденных, которая находилась в северной части Павлодара, так как в городе не было жилья для расселения такого количества людей. Тем более что в Павлодар по комсомольским путевкам приезжали посланцы многих областей СССР.

Условия в бараках были далеко не идеальными, и некоторые уволенные в запас с Василием забрали документы и уехали домой, а он остался и начал работать на большегрузном автомобиле, доставляя на стройки щебень и песок. И сегодня с теплотой вспоминает своих руководителей, директоров автобаз Николая Платоновича Сулимова и Вольфа Моисеевича Цвеймана. Это они дали ему путевку в жизнь, направляя на ответственные участки работы и поддерживая стремление вчерашнего воина получить высшее образование. И Василий Григорьевич, успешно сдав вступительные экзамены, несмотря на длительный перерыв после окончания школы (вот что значат прежние школьные знания), поступил на вечернее отделение Павлодарского индустриального института и затем защитил диплом инженера-механика.

В 1965 году коммунисты предприятия принимают Василия Григорьевича в члены КПСС, а через год избирают своим партийным руководителем. Это было не только доверие его человеческим качествам, умению общаться с людьми, но и признание профессионального мастерства автомобилиста.

Здесь сделаю сноску. В 1965 году на отчетно-выборной конференции областной комсомольской организации Василия избрали членом бюро обкома. По прошествии пяти лет его, партийного активиста, пригласили в горком партии и предложили работу. Так Василий Григорьевич стал инструктором промышленно-транспортного отдела.

– Это не было кабинетной работой, – рассказывает Василий Григорьевич. – В круг моих обязанностей входило курирование промышленности, энергетики и транспорта города. Необходимо было знать состояние партийной работы, морально-политический климат в коллективах, следить за работой предприятия по выполнению производственных программ. Я должен был знать узкие места производств, находить оптимальные пути их решения и готовить материалы на заседание бюро горкома. Каждую неделю по плану должен был посещать одно из производств и всё детально исследовать и обобщать. Так что в кабинете я бывал урывками, для написания отчетов.

В 1972 году, когда был образован партийный комитет павлодарского автоуправления, коммунисты-автотранспортники избрали Василия Григорьевича членом бюро парткома, секретарем партийного комитета. Проработав восемь лет на освобожденной партийной должности, Василий Григорьевич решил перейти на хозяйственную деятельность, то есть непосредственно к дорогим ему транспортным делам. Его не хотели отпускать с партийной должности, но он всё же настоял и стал директором АТП-1, которое обслуживало предприятия торговли, питания и оптовые базы Павлодара и области, а затем и мясокомбината.

За те годы, что руководил АТП-1 Василий Григорьевич, на предприятии довели численность автотранспорта до более чем 500 единиц, построили теплые боксы для авто, наружные стоянки, вспомогательные цеха, бытовые и административные здания. Более того, был возведен свой детсад на 300 мест, предприятие участвовало в строительстве нескольких домов для автомобилистов. И это еще не все успехи В.Г. Рака и его единомышленников.

Когда начался распад СССР и в Казахстане стала вводиться рыночная экономика, Василия Григорьевича вновь вернули в аппарат авто­управления на должность заместителя начальника с обязанностями заниматься приватизацией предприятия, сменой государственной и акционерной собственности. И он очень переживал по поводу того, как различные республиканские комиссии «кромсают» некогда сильные автотранспортные производства.

Отдушиной для него после выхода на пенсию в 75 лет стала общественная работа в Павлодарском филиале ассамблеи народа Казахстана, где он председатель совета старейшин павлодарского общественного объединения «Культурный центр «Беларусь», а также в партии «Нұр Отан». А еще в профсоюзных и других общественных организациях. И он везде не номинальный общественник, а «боевая единица», которая принимает непосредственное участие во многих мероприятиях. В чем я убеждался не раз, когда звонил ему домой и получал ответ от супруги, что он на очередном мероприятии.

Вот такой он неугомонный – Человек с большой буквы – Василий Григорьевич Рак. 14 ноября прошлого года его постигло большое горе: скоропостижно скончалась любимая жена Лариса Никандровна – умный и добрейший человек, врач-кардиолог высокой квалификации, с которой он прожил 32 года. Удар судьбы для супруга был очень сильный. Он до сих пор переживает смерть Ларисы и часто ездит на кладбище, на ее могилу. Ему тяжело, но он не сломился и не ожесточился и даже в прошлом году написал книгу «Желание жить и радовать других», в которой подробно рассказал о своей любимой супруге и памятных вехах прошлых лет. Тем самым подчеркивая, что жизнь продолжается и еще много незавершенных дел.

Василий Григорьевич награждён орденом «Знак Почёта», тринадцатью медалями, в том числе к 75-летию Павлодарской области, ровесником которой является, большим количеством Почётных грамот. Но, оценивая их значение, он всё же работал не ради наград, а на благо Родины и людей. И ни разу не усомнился в этом стремлении.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото из архива газеты «Наша жизнь».