• Сб. Апр 20th, 2024

Подруга шестиструнная

Фев 15, 2024

Музыка может творить чудеса, она способна подарить человеку новый мир – в этом убеждён молодой музыкант и педагог Владислав Овчинников. Вот уже почти десять лет он учит игре на гитаре мальчишек и девчонок в дворовом подростковом клубе «Сәлем». И видит, как у тех, кто только начинает заниматься, от более глубокого погружения в музыку проявляется более широкий интерес. Он и сам когда-то испытал то же самое – просто, как и многие его ровесники, интересовался роком, но постепенно пришёл к классике, научился понимать и ценить её. И вместе с этим пришло желание самому стать музыкантом.

С нотного на компьютерный

Профессия учителя музыки вроде бы привычная, и мужчины, которые занимаются преподаванием, вызывают особенный интерес. Владислав Овчинников закончил музыкальный колледж имени П. Чайковского в 2015 году и с тех пор сам преподаёт. О нём я когда-то узнала от ветерана-педагога музыкального колледжа Гуляры Чистяковой. Она восхищалась студентом. Он помог, когда она обратилась с просьбой сделать записи нот для готовящегося ею сборника песен. И Владислав охотно откликнулся на эту просьбу.

– Он такой молодец, так сделал всё очень быстро и грамотно, очень качественно, – рассказывает Гуляра Шамилевна. – Когда я выбирала из ребят в колледже, подыскивая, кто бы смог мне сделать нотные записи, почти сразу обратила внимание на Влада, заметив, как он всё делает аккуратно, внимательно, профессионально. Поэтому и стала работать именно с ним. Надо было набирать ноты и текст на компьютере, их подготовить к печати. Он всё прекрасно сделал. И у нас получился тогда первый с ним сборник песен на стихи Ольги Григорьевой «Живу среди добрых людей». Так что в создании этого песенника есть заслуга и Владислава. После этого я неоднократно обращалась к нему с подобной просьбой на протяжении нескольких лет, и мы вместе подготовили ещё несколько сборников. Ольга Николаевна в книге с благодарностью написала, что без его вёрстки, набора текста и «перевода нот» на компьютерный язык книга бы не состоялась.

Владислав участвовал и в создании других песенных сборников наших павлодарских авторов – Игоря Булатова, Людмилы Бевз, Натальи Млынцевой. Именно он проделал такую кропотливую работу, как набор текстов и нотных записей, сверстал их, полностью подготовив к печати. Гуляра Шамилевна считает, что такая работа по плечу не каждому музыканту, и отзывчивость Влада вызывает особенное уважение и признательность.

Салем, музыкант!

Встретиться с Владом я договорилась прямо во время занятий с его учениками в дворовом клубе – хотелось посмотреть, в какой обстановке и в какой атмосфере они проходят, насколько они важны и интересны ему самому и его воспитанникам.

В классе, увешанном большим количеством инструментов – гитар и домбр, идёт урок. Пришел на очередное занятие девятилетний Кирилл Извеков. Обучается мальчик не очень давно, но сразу видно – делает это с удовольствием. Для ребенка, да и для любого человека вообще, очень важно, когда постепенное продвижение в науке или искусстве приносит настоящую радость. А его старший брат Дмитрий ходит сюда уже не первый учебный год. В семье ещё и старшая сестра увлекается гитарой – она обучается самостоятельно. Можно сказать, что дома формируется свой музыкальный коллектив.

Владислав даёт задание Кириллу. Для начала тот легко выдаёт на струнах знаменитую детскую песенку «Два веселых гуся», а потом более сложную мелодию – песню «Кварталы». Дальше он играет из «Бременских музыкантов», а затем – Бетховена. Я спрашиваю у ученика: нравятся ли ему мелодии Бетховена? Немногословный мальчик кивает головой: да! И спрашиваю у Владислава: как меняются его ученики, их вкусы, интересы?

– Да, они меняются, и заметно, – говорит педагог. – У детей вырабатывается больший интерес к другой музыке. Со временем начинают не только играть, но и слушать классику. Так было и со мной. Постепенно на занятиях вырабатываются терпение, усидчивость, внимание. Ребята уже спокойно воспринимают необходимость повторять ту или иную мелодию, репетировать, чтобы потом уверенно её сыграть. У всех по-разному идёт процесс запоминания, развивается навык, но при усидчивости и желании обязательно получается у каждого. Здесь учащиеся приобретают и умение сыграть без стеснения на публике. И что немаловажно, они в это время отвлекаются от телефонов, интернета. Они заняты хорошим делом. И увлечены! Особенно быстро включаются в процесс занятий, репетиций те, кто ещё занимается и спортом. А спорт вырабатывает в ребенке самодисциплину. Сам когда-то занимался боксом: «зевать» или медлить там нельзя. Есть ещё одно место, где я работаю с детьми, там в программе и музыка, и спорт. Эта школа называется «Sound pvl». В ней дети учатся по государственной программе, родители ничего не оплачивают, как и в дворовом клубе.

Кирилл, как и другие ребята в «Сәлем», на уроки гитары приходит два раза в неделю. Педагог даёт задание, и по его исполнению на уроке видно сразу, кто как занимался дома. Пытаюсь узнать у Кирилла, сколько же он занимается, но тот не спешит открывать этот секрет. Оказывается, помимо гитары, он и его брат Дима увлекаются ещё и футболом. По сегодняшнему уроку, говорит Владислав, он видит, что мальчик хорошо поработал самостоятельно: раньше «Кварталы» он играл не так уверенно.

– Я рада, что мои дети занимаются гитарой, – говорит мама Кирилла и Дмитрия Извековых Елена Кручан. – Я вижу, что педагог Владислав Константинович нашёл с ними общий язык, и они с удовольствием ходят на занятия. Кроме гитары и футбола, они ещё ходят на тренировки по хоккею и плаванию.

В общем, у этих ребят реальная жизнь намного насыщеннее и интереснее, чем у кого-то жизнь виртуальная.

Перед выбором

С удивлением обнаруживаю, что запомнившиеся мне с музыкальной школы ноты здесь выглядят иначе. Это своего рода облегчённый вариант. Владислав поясняет, что есть разные методики обучения игре тех, кому хочется получить необходимые навыки быстро и не корпеть над изучением нотной грамоты. У каждого педагога нарабатываются свои алгоритмы, несколько другие, чем в традиционной музыкальной школе. Владислав сам продумывает, как подать ту или иную песню. Ещё нот не знают, а уже играют. Есть свои методики, чтобы заинтересовать. Немного позанимался – и можно играть.

У занятий в дворовом клубе есть один несомненный плюс: родителям не приходится платить за учёбу, а у детей есть возможность определиться – хватит ли любительского уровня или ребенок хочет научиться играть профессионально. Хотя любительским уровнем уроки Владислава назвать, конечно, нельзя. Любители – скорее, те мальчишки, которые делятся друг с другом знанием универсальных «трёх аккордов».

Кое-кто из ребят действительно выбирает затем музыкальное образование. Ученик Владислава Алимхан Майдан недавно поступил в музыкальный колледж. Хотел на гитару, на эстрадное, но ему не удалось, мест не было, хотя, по словам педагога, он довольно впечатляюще играл фингерстайлом (система аккомпанемента, где одновременно сочетаются аккорды с исполнением соло и баса). Алимхану предложили саксофон, но и гитару не оставил, осваивает её дальше.

Интересуюсь, как и когда сам Владислав Овчинников пришел в музыку, были ли в семье музыканты. Владислав говорит, что его отец играл на бас-гитаре. А сам он однажды увидел концерт рок-группы, причем так называемый «тяжёлый метал», и был впечатлён мелодичными, сочными соло гитариста. Захотелось научиться самому.

– Но на тот момент гитары ни у кого в ближнем окружении не было, – говорит Влад, – зато когда через год она появилась у брата, мы стали заниматься вместе. Позже я летом работал на стройке в селе Павлодарское, там строили школу. За полтора месяца сумел заработать на инструмент.

В то время Владислав учился в политехническом колледже на электрика. Сначала мечтал стать «технарём», посещал в школе технический кружок, думал, что свяжет свою жизнь с электричеством, начнёт собирать разные высокотехнологичные штуки. Именно в годы обучения в колледже услышал группу «Children of Bodom», которая и стимулировала его заняться гитарой. А немного позже с тяжёлого рока он переключился на классику.

– Я начал смотреть передачи о музыке с Михаилом Казиником, где он рассказывал про Моцарта, Бетховена, – вспоминает педагог, – мне очень понравилось. Стал смотреть, не пропуская, все его выпуски и больше слушать классику, фортепиано, скрипичные произведения. Продолжал заниматься на гитаре, ходил к преподавателю и готовился к поступлению.

Владислав поступил в Павлодарский музыкальный колледж, а перед этим сам по программам из интернета изучал ноты. И не зря. Вспоминает, как сидел на занятиях и хорошо себя чувствовал, понимая всё, что давалось студентам.

Ещё до колледжа, слушая музыкальные лекции Казиника, он полюбил Бетховена, а в колледже стал слушать Сергея Рахманинова, музыка которого сильно захватила молодого гитариста. Рос интерес и к другим композиторам. По программе обучения много слушали, играли. Учась на эстрадном отделении, пришёл и к джазу, который звучал постоянно. После окончания колледжа увлёкся произведениями Игоря Стравинского.

По распределению из колледжа Владислава направили на работу в дворовый подростковый клуб «Сәлем».

– Когда я пришел в клуб, здесь работал Роман Викторович Судаков, – рассказывает Владислав. – Помню, я удивился, что были групповые занятия, ведь обычно музыке обучают индивидуально. И ко мне тоже стали приходить классами… Это было ужасно – все балуются, шумят, смеются. Но постепенно из каждой группы стали выделяться по нескольку настоящих учеников, и наконец остались только те, которые хотели реально научиться играть на гитаре. Мне нравится наблюдать, как появляется интерес у человека к настоящей музыке. Как он меняется и становится немного другим. У меня в музыкальной студии «Sound pvl» создана группа, где моя ученица Анна Солтыс играет на гитаре и поет свои же песни. За другими инструментами мои же ученики.

Интересуюсь, играет ли он сам в какой-нибудь группе. Отвечает, что это отнимает много времени, а он не хотел бы обделять детей своим вниманием. Зато у него много увлечений, которые не мешают работе с подростками. Волейбол и бадминтон, закаливание. Он хорошо разбирается в компьютере, занимается видеомонтажом. И это тоже вызывает уважение. Ребятам, которые учатся музыке у Влада Овчинникова, повезло: у них хороший педагог, интересный человек, который помимо любви к музыке может заинтересовать и многим другим.

Светлана ЧИСТЯКОВА.

Фото автора.