• Пн. Дек 2nd, 2024

Неиссякаемый источник

Окт 19, 2023

Наум Григорьевич Шафер – человек-легенда, энциклопедист, профессор филологии, композитор, коллекционер. Всем, с кем он общался, и кто его хоть раз увидел и услышал, можно без сомнения сказать, повезло в жизни. Кому-то он открыл мир музыки и грампластинок, для кого-то стал замечательным преподавателем литературы и просто Учителем, кто-то имел счастье работать с ним, брать у него интервью или просто по-дружески общаться. И нет, наверное, ни одного павлодарца, кому было бы неизвестно имя Наума Григорьевича, у кого не было бы собственных воспоминаний, связанных с этим именем, с ним самим. Вся предыдущая неделя прошла под знаком памяти этого удивительного человека.

Открыт для всех

Год, как его не стало. Но ещё и сегодня кажется, что зайдёшь в музей или наберёшь номер его телефона – и сможешь поговорить с ним. С этим великим и простым человеком. Он был абсолютно открыт для всех, каждый мог рассчитывать получить у него ответ на свой вопрос. А уж если он видел заинтересованность собеседника и располагал временем, то отвечал всегда подробно, обстоятельно. О своей коллекции, встречах с интересными, знаменитыми людьми мог говорить часами.

Он оставил нам богатое наследие. Речь идет не только о его коллекции, но и о традиции пятничных музыкальных вечеров, о его многочисленных записях на дисках, нотах, книгах. О нем неоднократно снимались телепередачи, которые наверняка тоже сохранились в архивах. Только у него в Павлодаре можно было послушать патефон. Ставя патефонную пластинку, он обязательно рассказывал какую-то историю, с нею связанную, – об исполнителе, композиторе, авторе слов или о том, как она у него появилась. У него была замечательная память и блестящий талант рассказчика.

Жизнь Наума Григорьевича была долгой, наполненной событиями, порой трагическими. На прошедших в память о нём встречах в еврейском этнокультурном центре «Мерказ», в Доме-музее Павла Васильева и в самом Доме-музее Шафера люди вспоминали о многом. Говорили о простоте человеческих отношений и уважении к просьбам, особенно когда речь шла о его участии в мероприятиях, касающихся, например, еврейской литературы, музыки. Независимо от занятости Наум Григорьевич приходил на встречи в «Мерказ» и всегда давал очень интересную информацию. Татьяна Семеновна Сливинская вспомнила случай, когда Шафер её, ещё студентку музыкального училища, пригласил домой и попросил сыграть его произведение. Она была польщена и удивлена, что именно ей посчастливилось побывать в доме такого знаменитого на весь город человека. Татьяна Сливинская показала сохранившиеся ноты, теперь уже ставшие для неё реликвией. Вспоминала и момент, когда она аккомпанировала первому вокальному коллективу еврейского общества, и Наум Григорьевич записывал на магнитофон их исполнение. Сегодня вокальная группа «Тэйбэлах» ЭКО «Мерказ» имеет в своём репертуаре немало произведений Нами Гитина (Наума Шафера): знаменитый «Вечерний вальс», с создания которого у Наума Григорьевича пошло знакомство и обучение у известного композитора Евгения Брусиловского, «Переплывают кони» и любимая Шафером «Тумбалалайка», которая часто исполняется на концертах и всегда звучала на встречах с ним.

Служение коллекции

Очень интересными воспоминаниями и уникальной информацией делится Татьяна Сергеевна Корешкова, бывший директор Дома-музея Шафера.

«Я проработала с ним одиннадцать лет – для меня это практически два университетских периода. Он научил нас понимать, что такое коллекция. Мы видели, как он служил этой коллекции, и как нужно бережно относиться к каждому её предмету. Каждое прослушивание того или иного музыкального произведения у нас сопровождалось такой информацией, которую мы не слышали и никогда, может, и не узнали бы. А это магическое вращение ручки патефона! Когда весь зал заворожённо наблюдал за этой магией… И этот шипящий звук, когда ставилась патефонная иголочка на пластинку… Именно в нашем музее зародилась традиция после прослушивания редких записей аплодировать – в знак благодарности и коллекционеру, и тем исполнителям, которых Наум Григорьевич извлекал из далёкого прошлого.

Он научил нас правильно слушать музыку, грамотно анализировать материал по тому или иному произведению. Он всегда говорил, что у каждого произведения есть автор слов, автор музыки и есть исполнитель. И сколько нового мы узнавали об авторах! Его знаменитая коллекция – бесценный дар нашему городу. При его жизни она находилась в личном пользовании Наума Григорьевича, так как сами понятия «коллекция» и «коллекционер» неразделимы. И надо ещё сказать, что классификацию пластинок в коллекции он создал сам, сам составил каталог. Написал собственноручно 500 тысяч карточек – на каждое произведение на пластинке: и по композитору, и по исполнителю. Эта работа длилась годами.

С приобретением каждой пластинки у него была связана целая история. Его часто спрашивали о тех или иных экспонатах, но коллекционер не всегда был готов рассказывать об этом сразу, его надо на это настроить, подвести. Однажды рассказал, как он со своим братом Лазарем ехал на мероприятие в поезде. Они услышали, что в том месте, где остановился поезд, выступает Леонид Утесов. И братья тут же решили: выходим, никаких дальше поездок! Нужно было непременно попасть на этот концерт, хоть билетов уже было не достать. Они срываются с поезда и попадают на этот концерт! Во время этого рассказа у него в руках появилась пластинка, и он стал вспоминать об этой встрече с Леонидом Утёсовым.

А его страстное стремление достать и сохранить музыкальное наследие! Он мог бы собрать какую-нибудь узконаправленную коллекцию, но сумел объять необъятное. Собирал, как он сам говорил, «всю лучшую мировую музыку», выходившую на пластинках. Жаль того, как обошлись с библиотекой Наума Григорьевича… Её нельзя было никуда отдавать, разрывать, ведь это неразделимое целое. Отдали журналы, газеты в библиотеки, где они сейчас никому не нужны. Они тоже являются историей, неотъемлемой от коллекционера. Когда Наум Григорьевич с его спутницей жизни Натальей Михайловной ещё выпускниками университета уехали в далёкий Восточный Казахстан работать, они подписывались на 19 печатных изданий – это в 50-е годы! Шафер их бережно перевозил с одного места на другое. И вот сейчас их извлекли, отдали в библиотеку, а там всё это пустили через букроссинг. Это печально. А ведь в его библиотеке представлена не просто художественная литература, есть и техническая, и астрономия, и календари всех времён и народов, театральная и музыкальная жизнь, детские журналы «Пионер», «Костер» и «Мурзилка».

Оказывается, он сохранил и все учебники, по которым учился в годы войны, когда их депортировали из Бессарабии в 31-й посёлок. Сохранились и свидетельства тех моментов, когда учитель на уроке говорил открыть учебник на такой-то странице, и ученики по его требованию вычеркивали фамилии людей, которых на тот момент считали врагами народа. Наум Григорьевич помнил, на каком уроке это происходило и как звали учительницу. Он сохранил все журналы и газеты того времени. Например, сатирический журнал «Крокодил», который уже не издаётся. В этих изданиях школьники, не имея в военные годы тетрадей, писали, выполняли задания на полях, на не занятых строчками и иллюстрациями местах. Он показывал номер «Крокодила» за 1942 год, где рядом с работами Кукрыниксов – арифметические задачки, записанные карандашом. Это всё дорогого стоит. Такие детали – живое свидетельство того, как жили люди восемьдесят лет назад, это история в предметах.

Как не сказать о том, что Наум Григорьевич, кандидат филологических наук, на равных выходил к любой аудитории, никогда не понижая планку ни перед детьми, ни перед студентами, ни перед нами, посетителями пятничных вечеров. Всё было направлено на то, чтобы поднять нас на уровень высокого сознания. Только благодаря ему в наши программы пятничных вечеров вошли конкретные даты: 25 января – день рождения Владимира Высоцкого и 30 января – день рождения Исаака Дунаевского, 25 июля – день памяти и Дунаевского, и Высоцкого. Шафер был ведущим исследователем и знатоком Дунаевского на всём постсоветском пространстве, а за Владимира Высоцкого он, по сути, пострадал в определённый период. Как литературовед пытался получить как можно больше информации об этом авторе и исполнителе, поскольку занимался исследованием его творчества. Но в тот момент Высоцкий был запрещённым автором, и Шафер попал в места не столь отдалённые. Но Наум Григорьевич считал, что он должен был это всё прочитать потому, что он в первую очередь литературовед, и информация ему необходима, чтобы потом представить материал аудитории».

У Татьяны Сергеевны так много информации и об изданиях Шафера, и о нём самом – из личных бесед и совместной работы, что, пожалуй, хватит на цикл статей или выступлений.

Помнить всё

На встрече памяти в музее Шафера известный архивариус Вера Дмитриевна Болтина поделилась воспоминаниями о том, как именно от Шафера она, работник архива, узнала об интересном человеке, новосибирце, который с 1939 по 1945 год возглавлял в Павлодаре концертное бюро, – Геннадии Арсентьевиче Бешкарёве. Помимо прочего интересен он и тем, что вёл переписку с дочерью Сергея Есенина Татьяной. И эти подлинные письма теперь хранятся в нашем областном архиве. Хотя, как рассказывает Вера Дмитриевна, Наум Григорьевич настаивал на пересылке их в архив России, но наши архивисты убедили, что это достояние области и Казахстана.

Я тоже много общалась с Наумом Григорьевичем – иногда во время внештатной работы в музее, иногда просто заходила сюда по личному поводу. Интересно было наблюдать, как рождались и создавались разные творческие проекты. За одиннадцать лет благодаря творческому тандему Шафер – Корешкова музеем было выпущено более пятидесяти тематических дисков. Это произведения и с нашими местными авторами, и с исполнителями и знаменитостями Казахстана и других стран.

Мне пришлось не раз брать интервью и писать о событиях в музее и просто беседовать по другим вопросам с Наумом Григорьевичем. Говорили о культурных событиях в городе, о наших домашних любимцах – собаках и кошках, о многом другом. И я никогда не чувствовала его превосходства. Всегда на равных. Если даже в чём-то наши взгляды или мнения не совпадали, мягко обходили эти места. Необыкновенно интересное общение, обогащающее при каждой встрече.

Помню, надо было записать его воспоминания об автографах на пластинках, полученных им в разные годы, а там целый большой список знаменитостей и самых разных ситуаций! Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкибаев, Любовь Орлова, Леонид Утесов, Ян Френкель, Елена Камбурова, Евгений Евтушенко, Зара Долуханова, Василий Соловьёв-Седой… Всегда удивляла его феноменальная память, как легко он называл даты, имена, обстоятельства. Поражалась, как он, уже не видя, безошибочно доставал нужную пластинку с полки без чьей-либо помощи.

Какое бесценное богатство накопил и оставил он павлодарцам, и не только им, конечно. Свои исследования, книги, статьи, музыку – это богатое наследие для всего культурного мира. Надо сохранить это достояние, чтобы оно продолжало служить многим новым поколениям павлодарцев.

Светлана ЧИСТЯКОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.