• Сб. Апр 20th, 2024

Наследие мастера

Мар 21, 2024

В нынешнем году исполняется десять лет, как ушёл из жизни мастер народных ремёсел, павлодарский художник БахитЖалеловичСагандыков.

Родился он в 1937 году в Урлютюбском (ныне Железинском) районе Павлодарской области. По образованию геолог. А вот страсть всей жизни – создание предметов национального быта, культуры – перешла по наследству. Мастер был родом из потомственных ремесленников в шестом или седьмом поколении, секреты мастерства в семье переходили от отца к сыну.

Люди, хорошо знавшие БахитаЖалеловича, говорили, что он ставил перед собой задачу возрождения истинной казахской культуры. При этом не просто восстанавливал образцы прикладного искусства, а соблюдал все правила и технологии. Часто были утеряны названия многих предметов материальной культуры, технические приёмы, предназначение предметов, но мастера это не останавливало.

БахитЖалелович не повторил ни одну из изготовленных вещей, которых в его мастерской практически не осталось: все они находятся в фондах музеев или хранятся в частных коллекциях США, Франции, Германии, Италии, Турции. С его работами хорошо знакомы экибастузцы из доступных фондов местного музея.

Павлодарского умельца считали универсалом. Он был ремесленником, ювелиром, кузнецом, столяром, плотником и художником одновременно. Уникальность его и в широком диапазоне работ, он мог изготовить всё: от бытовой утвари до доспехов воина и девичьих украшений. Скрупулёзно соблюдая при этом историческую достоверность.

– Встречаются на дороге жизни люди, о которых будешь помнить долго и только хорошее, – говорит павлодарский художник Татьяна Чевтаева. – Они оставляют в душе восторг и удовольствие от встречи. Как-то я по случаю оказалась в доме БахитаЖалеловича и БотагозКаримжановны. Мне очень хотелось создать картину с настоящими, выполненными мастером украшениями. А к кому, как не к потомственному зергеру, обратиться с просьбой дать что-нибудь для натюрморта… Созвонившись и прихватив пирог к чаю, я отправилась в гости к известному и уважаемому человеку. Встретили меня радушно, как хорошего друга, БотагозКаримжановна испекла пирог, баурсаки, стол был накрыт в лучших традициях казахского гостеприимства. Мы долго сидели и беседовали о жизни, творчестве… Супругам Сагандыковым всегда было что рассказать, а я была благодарной слушательницей. БахитЖалелович обрадовался идее моего замысла. Принёс настоящую драгоценность: наряд девушки, который он создал для своей внучки Айнур. Главным украшением было саукеле из синего бархата, обрамлённое серебром и сердоликом, а ещё алка, браслеты, шашбау и пояс. Все предметы выполнены в традиционной манере зергеров Востока. БахитЖалелович рассказал, что означает каждый предмет костюма, каждая деталь. А я, затаив дыхание, с благоговением слушая мастера, сокрушалась: смогу ли запомнить все названия?

И всё это богатство с верой и простотой без тени колебаний было передано молодому художнику для работы.

– Натюрморт я написала, – продолжает Татьяна. – На нём – те самые украшения, а на втором плане едва заметно зеркало, отражение девушки, примеряющей серьги. Так делают и делали все девчонки и раньше, и в наши дни: достают из сундуков приданое и бесконечно примеряют его, представляя своё будущее. Так делает и моя героиня. А картина называется «От поколения к поколению».

БахитЖалелович был участником многих областных, республиканских и международных конкурсов и выставок прикладного искусства, где его работы занимали призовые места. На республиканском этнографическом фольклорном форуме «Мир вашему дому», который проходил в Алматы в 2001 году, его коллекция предметов заняла I место. В числе лучших его работы представляли нашу республику в Москве на выставке, посвящённой Году Казахстана в России. Отборочный комитет Международной конвенции, которая проходила в 2002 году в Женеве, за высокое качество изделий национального прикладного искусства присудил мастеру международный приз «Эра качества» в золотой категории.

– По-настоящему интеллигентным запомнился мне народный мастер БахитСагандыков, потому как истинная интеллигентность – в простоте, – говорит заведующая отделом общей истории и этнографии Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина ШолпанАбыкешова. – Его наборы деревянной посуды для подачи мяса, кумыса, предметы убранства юрты, казахские женские и мужские пояса, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, предметы конского снаряжения и вершина ювелирного мастерства – серебряный набор для девушки выполнены в строгих народных традициях. Теперь уже трудно представить музей без работ БахытаЖалеловича. Краеугольным камнем в концепции зала казахской этнографии служат работы Бахыта ага. Думаю, ни один казахстанский музей не может похвастаться такой коллекцией деревянной посуды и предметами убранства юрты. они исторически правдивы, отличаются выразительностью форм. С большим удовольствием мастер вёл постоянную работу по популяризации и пропаганде народно-прикладного искусства казахов в виде лекций, передвижных выставок, консультаций и обучения. Декоративно-прикладное искусство является священным и почитаемым, имеющим свои сокровенные тайны, и уважаемой профессией, передающейся из поколения в поколение. Всем своим секретам мастерства БахитЖалелович обучил своего сына Саида, который продолжает дело отца. А это значит, что связь поколений не утеряна.

Богдан БАЕГА. Фото из архива семьи Сагандыковых.