• Чт. Окт 3rd, 2024

Герой трудового фронта

Сен 19, 2024

К 100-летию своего отца Жумабека Бакауова экс-аким Павлодарской области Булат Бакауов с братьями построили в родном селе Жана Жулдыз Железинского района мечеть Жумабека кажы. Жизненный путь Жумабека Баймагамбетовича – патриота, труженика и семьянина – запечатлён в документальном фильме Майи Бекбаевой «История настоящего человека» и в книге «Жапырағын жайған бәйтерек» / «На родной земле», которую я написал в соавторстве с Бейбитом Боженом. Одна из её глав раскрывает малоосвещённую в отечественной литературе тему трудовой мобилизации казахов 1942-1944 годов.

Готовя материалы для книги о своём отце, семья Бакауовых провела большую исследовательскую работу. Архивы Казахстана и России предоставили им копии уникальных документов, которые ранее нигде не публиковались. В итоге планируемый «портрет человека на фоне времени» вылился в серьёзный научный труд.

Здесь и полное шежире уаков, и трудовая мобилизация в Среднеазиатском военном округе 1942-1944 годов, и история села Жана Жулдыз от каменного века до наших дней, и детали сельского быта казахской семьи. В завершение – трогательные лиричные стихи Ирины Ковалевой. Презентацию фильма и книги в кинотеатре «Иртыш Синема» посетили 400 человек, в том числе видные государственные деятели из Астаны и Москвы. Они оценили масштаб работы.

Жумабек родился в 1924 году в селе Ондирис Урлютюбского района Павлодарской области. Рано осиротел. Его воспитал дядя Бакау, чьё имя он сделал своей фамилией. После школы-семилетки парень окончил школу фабрично-заводского обучения Караганды и получил специальность горнодобытчика. Летом 1942 года 17-летнего Жумабека в числе 600 других призывников погрузили в вагоны и отправили на Урал.

Сохранился акт от 22 июля 1942 года о приёме выпускников ФЗО №29 г. Караганды на постоянную работу в Высокогорское рудоуправление г. Нижний Тагил, где добывали медную руду и известняк. В списке группы из 31 человека, кроме русских и украинских фамилий, числится более десяти ребят-казахов, в том числе и Жумабек Бакауов.

Архив ОАО «ВГОК» предоставил сведения о составе рабочих нерусской национальности по Высокогорскому рудоуправлению на 20 июля 1943 года. В документе говорится:

«На Высокогорский рудник в период с 1941 по 1943 г. прибыло по мобилизации из Средней Азии 1269 чел., рабочих нерусской национальности (узбеки и казахи). Из них выбыло (за весь период с начала прибытия) 653 человека. В том числе по болезни – 460, умерло – 95 и самовольно оставили производство – 99 человек».

Напомним, что с 1943 года указом Сталина казахов, как и другие народы Средней Азии и Кавказа, запретили призывать на фронт. Потому что большинство призывников не знало русского языка, не имело начальной военной подготовки, а времени и офицеров, владеющих восточными языками, для их обучения не было. В первый год войны ребят из Средней Азии погибло больше, чем других.

Поэтому Сталин решил не делать из джигитов пушечное мясо и распорядился отправлять их в трудовую армию, бывший стройбат – ковать победу в тылу. Фронт нуждался в металле, нефти, угле, продовольствии. Большинство рабочих с заводов и рудников ушли на войну, в цехах их заменили жёны и дети. В это время в Средней Азии было много свободных рабочих рук. К слову, их на работы стали направлять уже с конца 1941 года.

В 1942 году на Урале царил голод, была большая смертность, случаи людоедства и трупоедства, о чём стало известно только после распада СССР. На Высокогорском руднике не хватало еды и тёплой одежды, об этом свидетельствуют архивные данные. Для пропитания артели рабочих отправляли ловить рыбу в Ханты-Мансийский автономный округ. Но главной проблемой был высокий травматизм. Половина смертельных случаев на предприятиях Треста Уралтруда приходилась именно на этот рудник.

В таких условиях степняки стали болеть и умирать. Так Жумабек похоронил своего друга-земляка Елемеса. Причин высокой смертности среди азиатов было несколько. Первая – воспаление лёгких. В Средней Азии было много уклонистов, и в трудармии царил огромный недобор. Поэтому военкоматы гребли всех подряд, невзирая на состояние здоровья, даже с туберкулёзом и пороком сердца. К тому же южане приезжали на север без тёплой одежды – в халатах и сандалиях.

Вторая причина – недоедание. Кормили скудно. Были случаи, когда повара отпускали порции меньше положенной нормы, заменяли мясо рыбой, за что их потом судили. Некоторые трудармейцы, чтобы скопить денег, продавали свои порции другим рабочим и так доводили себя до голодной смерти. Мусульмане не ели свинину, а их желудкам были непривычны рыба, грибы и квашенная капуста. Каждый второй страдал дистрофией и дизентерией. Оптимальный для восточных людей рацион – баранину, рис, зелёный чай – ввели годом позже. Тогда в общежитиях-бараках открылись и чайханы.

Третья причина смертности – травматизм. Большинство мобилизованных не владели русским языком, не понимали правила работы и технику безопасности. Таким образом Жумабек на руднике получил тяжёлую травму ноги, едва не стоившую ему жизни. Когда он ремонтировал вагонеточно-конвейерную систему, кто-то из рабочих её включил, и правую ногу Жумабека затянуло под большое колесо, которое могло его размолоть. Но тут на руднике погас свет и механизм остановился. Раненого отвезли в госпиталь с открытым переломом ноги. Белый шрам на ней и хромота остались на всю жизнь.

При всех этих тяготах на мобилизованных трудармейцев распространялся закон военного времени. В архиве ОАО «ВГОК» обнаружен приказ по Высокогорскому рудоуправлению от 9 апреля 1942 года:

«В связи с систематическим срывом выполнения плана добычи и погрузки известняка и руды установить 12-часовой рабочий день. Лиц, ушедших с работы ранее указанного срока, привлекать к уголовной ответственности, согласно указу Верховного Совета».

С мая 1942 года данный распорядок распространялся на всех тружеников. Но когда с наступлением холодов южане массово слегли с простудными заболеваниями и не вышли на работу, начальство решило сократить длительность их пребывания на морозе.

Так поступили на всех предприятиях Урала. При температуре ниже 20°С (ниже 15°С с ветром) рабочий день для мобилизованных из Средней Азии стал составлять 4,5 часа, при температуре ниже 15°С (ниже 10°С с ветром) – 6,5 часа вместо 11-12, как у местных трудящихся. При этом южанам, несмотря на пониженные нормы выработки, засчитывался полный рабочий день.

Пока другие трудармейцы из Средней Азии жаловались и искали способ сбежать, 17-летний Жумабек вникал в производство и искал способы увеличить добычу руды. На второй месяц его повысили с младшего рабочего по бурению до мастера буровой с зарплатой 500 рублей.

В его подчинении находилось от 12 до 17 рабочих, а в должностные обязанности входила организация обучения учеников из числа мобилизованных. Он прикреплял их к старым и опытным рабочим, следил за их образованием.

Мастер Бакауов первым приходил на предприятие, проводил осмотр рабочих мест, агрегатов и механизмов, принимал смену, контролировал выход людей на работу. С ним согласовывалась производственная программа на месяц, в сутки и в смену, вопросы о взысканиях и поощрении трудящихся. Размеры премий среди смены он распределял лично. За невыполнение распоряжений руководства на мастеров накладывались взыскания, так как они отвечали за всех подчинённых.

А теперь представьте современного 17-летнего юношу – беззаботного, живущего с родителями, катающегося на электросамокате, играющего в компьютерные игры, придирчиво выбирающего соус для суши – терияки или васаби. По нынешним меркам он ещё ребёнок. Но в советские времена, а тем более в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, такие же дети делали историю страны. Им приходилось взрослеть слишком рано.

Жумабек Бакауов стал активным участником стахановского движения, придумал и внедрил рационализацию, благодаря которой стал вырабатывать 120-130% от нормы. За это его удостоили медали «За доблестный труд».

Благодаря ударному труду стахановцев, таких как Жумабек Бакауов, Высокогорский рудник из самых отстающих на Урале стал передовым. В 1945 году рудник был удостоен высшей правительственной награды – Ордена Ленина. А по итогам Всесоюзного соцсоревнования вошёл в четвёрку ведущих предприятий Народного комиссариата цветной металлургии СССР.

Из-за тяжёлой травмы ноги Жумабек Бакауов оставил карьеру горняка и в 1947 году вернулся в родной Железинский район. Там он работал лесником в Урлютюбском лесном хозяйстве, участковым уполномоченным Михайловского районного МГБ – в то время милиция входила в министерство государственной безопасности.

Жумабек Бакауов активно занимался партийной и общественной деятельностью. Его избрали секретарём партийной организации колхоза им. Ворошилова, а в 1957 году утвердили секретарём Петропавловского сельского совета Михайловского района.

В 1961 году труженики колхоза имени Будённого выдвинули 37-летнего Жумабека Бакауова в депутаты Петропавловского сельского совета Железинского района. С этого момента и до самой пенсии он на каждых выборах беспрерывно избирался депутатом и активно участвовал в жизни села.

В том же 61-м он переехал в совхоз «Советский Казахстан» и начал трудовую деятельность бригадиром мясомолочной фермы, в которой на различных должностях проработал более двадцати лет. В числе его заслуг была первая в Павлодарской области организация двухсменной дойки коров. Вот что об этом Жумабек Бакауов рассказал в интервью нашей газете «Звезда Прииртышья» в статье «Двухсменка – это хорошо!» 1968 года:

«Заметно улучшилось отношение людей к делу. Каждая доярка работает с полной отдачей сил, так как знает, что имеет возможность после окончания смены хорошо отдохнуть, посмотреть кинокартину, побывать на концерте и т. д. Переход на двухсменную работу способствовал коллективу животноводов немного перевыполнить план производства и сдачи государству молока за 1967 год. Вместо 8053 центнеров молока по плану мы отправили его на приёмный пункт более девяти тысяч центнеров. В целом по ферме в среднем от каждой коровы получено на 150 килограммов молока больше, чем планировалось».

Жумабек Бакауов был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За освоение целинных земель». Признанием трудовых его заслуг перед страной стало присвоенное ему в 1986 году звание ветерана труда.

Отдельные главы в книге посвящены его супруге Кульжиян Бакауовой и их семейной жизни. Жумабек и Кульжиян Бакауовы родили 13 детей, которые подарили им 36 внуков, 59 правнуков и трёх праправнуков. Сейчас в роду Бакауовых свыше ста человек. По численности это население целого аула! Главы написаны по многочисленным воспоминаниям детей Бакауовых. Здесь и памятные моменты, и бытовые зарисовки. Строки пронизаны благодарностью родителям за подаренную жизнь и верные нравственные ориентиры – трудолюбие, ответственность, заботу о родной земле и людях.

Фёдор КОВАЛЁВ.