• Сб. Дек 7th, 2024

Век Ивана Лагутина

Апр 4, 2024

(Окончание. Начало в №13 от 28 марта 2024 года)

 Соратник Д.П. Багаева

В марте 1945 года И.В. Лагутин был по состоянию здоровья демобилизован. Долечивался в Семипалатинске и Павлодаре, куда была эвакуирована и его жена с ребёнком. Тогда же познакомился с основателем и первым директором областного историко-краеведческого музея Д.П. Багаевым, который стал ему верным другом, во многом определившим всю его дальнейшую жизнь. Дмитрий Поликарпович пригласил его на работу в качестве художника.

Авторы-составители книги В.Д. Болтина и Л.В. Шевелёва подробно, с интересными деталями рассказывают о том времени, о трудностях, с которыми этим двум энтузиастам приходилось сталкиваться.

Начинался музей с двух экспозиций, ставших затем отделами – «Развитие жизни на Земле» и «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». И все последующие годы музей пополнялся экспонатами, которые находили сами работники и передавали земляки. Наконечник стрелы каменного века, привезённый колхозниками одного из районов, ядро от осадного орудия из Ямышева, пистолет конца 18-го века, осколок метеорита…

И уже тогда, в 1948 году, прошла первая областная выставка изобразительного искусства, на которой было представлено более 500 работ. В том числе станковая живопись и десятки альбомных зарисовок И.В. Лагутина и стенд с лучшими фотоснимками Д.П. Багаева. Они всё время работали вместе, во всём поддерживая друг друга. Даже в Баянаул не раз выезжали вместе для сбора экспонатов, гербария местных трав. Записывали воспоминания и устные предания старожилов этого края, дореволюционной и советской поры до середины 50-х годов прошлого века,

В 1949 году в музее открыли отдел природы. И после запроса Географического общества СССР Иван Васильевич взял на себя обязательства вести в области фенологические наблюдения и держать постоянную связь с обществом. При этом обширные обязанности в музее он совмещал с педагогической деятельностью в средней школе №15 и городском Доме пионеров – учил школьников основам фотографии, живописи и рисунка. Читал лекции о краеведении и охране археологических памятников. Обследовал с другими энтузиастами берег Иртыша в поисках останков ископаемых животных. Он запомнил, как это делали в конце 20-х годов московские учёные, работавшие на Гусином перелёте и собравшие большую коллекцию таких экспонатов.

Со временем И.В. Лагутин стал не только художником и оформителем музея, но также историком, археологом, краеведом, скульптором, фотографом. В разделе «История области досоветского периода» – уже несколько его макетов и муляжей. В промышленном разделе – его макет экибастузского угольного разреза, в разделе сельского хозяйства – плакат, на котором крестьянин пашет сохой.

Визитной карточкой музея стала созданная И.В. Лагутиным инсталляция: казахская женщина в традиционном наряде за размолом муки на каменных жерновах. «Теперь в музее появилась хозяйка!» – так отреагировал Д.П. Багаев на новый экспонат.

В 1956 году в Павлодаре создано областное объединение художников, в которое вошли П. Величко, М. Колмогоров, И. Лопатин, З. Соболева, И. Лагутин, Ж. Серикбаев и другие, чьи работы теперь хранятся в областном художественном музее.

Состоялся слёт мастеров народного творчества, на котором 75 участников представили 140 своих работ. И.В. Лагутин подготовил для выставки скульптуру девушки-казашки в свадебном наряде.

Музей посетил автор эпопеи «Путь Абая» Мухтар Ауэзов, оставив отзыв со словами благодарности в адрес его создателей, особенно отметив роль Д.П. Багаева. А Дмитрий Поликарпович умер на рабочем месте 23 июля 1958 года, за минуту до этого разместив на стене очередной экспонат. Директором музея вполне ожидаемо был назначен его сподвижник и друг И.В. Лагутин.

 Директор историко-краеведческого музея

Иван Васильевич стал достойным продолжателем их общего дела. В книге говорится о неустанном поиске новых экспонатов, оформлении новых экспозиций, организации выставок местных художников, мастеров народных промыслов, фотографов. Директор музея делал для того, чтобы они состоялись, больше, чем кто-либо другой.

В 1959 году Павлодарскому областному историко-краеведческому музею присвоено имя Григория Николаевича Потанина – географа, этнографа, публициста.

И.В. Лагутин добился передачи музею водяной мельницы 18-го века, находившейся на берегу солёного Ямышевского озера. Она обветшала и могла окончательно разрушиться, а теперь стала ещё одним экспонатом.

Ивану Васильевичу принадлежит заслуга в приобретении копии первого проектного плана застройки Павлодара и других ценных документов, среди которых и высочайшее повеление «О возведении Коряковской станицы Сибирского линейного казачьего войска на степень заштатного города», названного Павлодаром. В нём разрешалось селиться не только русским разночинцам, но и крестьянам и мусульманам – казахам и татарам.

Появился стенд, посвящённый Д.П. Багаеву. Всё время шла поисковая работа с выездами в Баянаул, Ермак (ныне Аксу), Майский район. Создавались новые отделы в дополнение к уже существующим, в том числе был организован художественный отдел – прообраз будущего художественного музея. В экспозициях находили отражение знаковые объекты индустрии, создаваемые в Павлодаре, история освоения целины и борьбы с ветровой эрозией. Продолжался сбор материалов об участии павлодарцев в Великой Отечественной войне – на её фронтах и в тылу.

К столетию В.П. Батурина благодаря неустанным трудам И.В. Лагутина удалось собрать девять его подлинных картин.

Все, кто приезжал в Павлодар: и должностные лица разного уровня, и писатели, и деятели культуры – обязательно посещали музей. Сделал это и поэт Ярослав Смеляков, друг Павла Васильева, захотевший побывать в его родном городе. Заходил он и в редакцию «Звезды Прииртышья», выезжал с её журналистом В. Вороновым в сельский район. Оставил благодарные строки о музее, а редакции прислал журнал «Новый мир» со своими стихами, которые напечатала газета.

Музею уже давно было тесно в стенах бывшего небольшого дома купца Сорокина, и директор, обивавший до этого пороги руководящих кабинетов, пишет письмо министру культуры СССР Е.А. Фурцевой с просьбой о строительстве нового здания для музея. К сожалению, дальнейшая судьба этого обращения неизвестна. А дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. Но хорошо уже то, что увенчалась успехом переписка с республиканскими структурами о создании при музее художественного отдела.

Среди сохранившихся документов – переписка с директором Палеонтологического института Академии наук СССР Ю. Орловым, руководившим первыми раскопками на Гусином перелёте и создавшим впечатляющую экспозицию доисторических животных на основе найденных в Павлодаре их останков.

О музее много писали в те годы журналисты «Павлодарской правды», названной позднее «Звездой Прииртышья», – В. Кокашинский, ставший потом одним из ведущих журналистов «Литературной газеты», С. Музалевский, Д. Приймак и другие. Часто выступал с заметками и статьями в местной прессе и директор музея. По его инициативе в соавторстве с заведующим архивным отделом при облисполкоме Ю.А. Юхановым и художником-краеведом В.А. Критининым был выпущен первый путеводитель для туристов и краеведов – «По Павлодарскому Прииртышью». И.В. Лагутин и его коллеги содействовали открытию музея К.И. Сатпаева в Баянауле.

Жизнь в краеведческом музее била ключом. Помимо многочисленных прямых обязанностей, связанных с поисковой работой, созданием новых экспозиций, проведением экскурсий, делали и многое другое – выходили в школы и трудовые коллективы, вели большую просветительскую работу. И всё это есть в книге.

Очень много было сделано для сохранения памяти о павлодарцах, воевавших в 314-й стрелковой дивизии под Ленинградом. Один из её полков был сформирован только из наших земляков. И эта поисковая работа, которую начинали Иван Васильевич с коллегами, продолжается до сих пор. Ему мы обязаны копиями первых павлодарских газет «Голос степи» и «Свободная степь». А сам он напишет о редакторе первой советской газеты «Объединение», от которой ведёт свою историю «Звезда Прииртышья», П.З. Ермакове.

Основатель художественного музея

И.В. Лагутин не один год вынашивал идею создать в Павлодаре художественную галерею или даже художественный музей. Он становился одним из главных организаторов и непременным участником художественных выставок в стенах музея и за его пределами. Не раз озвучивал эту идею на различных мероприятиях, писал письма в местные и республиканские инстанции.

И вот уже директор Казахской государственной художественной галереи пишет начальнику областного управления культуры, что они готовы безвозмездно передать в Павлодар часть произведений живописи, скульптуры, графики, если в городе будет создан художественный музей или хотя бы такой отдел при краеведческом музее. И.В. Лагутин пишет министру культуры республики, что такой отдел в музее уже создан, и решено часть работ с недавней павлодарской художественной выставки передать для будущей художественной галереи, и просит дать согласие на передачу ей экспонатов из республиканской галереи. Всё было согласовано, дары пришли в Павлодар, за что И.В. Лагутин сердечно благодарит письмом директора Казахской государственной художественной галереи Л.Г. Плахотную, деятельно поддержавшую павлодарцев.

В 1961 году городские власти приняли решение об организации картинной галереи в Павлодаре. Однако ещё несколько лет выставки экспонировались в краеведческом музее, где работал художественный отдел. И первое время там было всего около двух десятков произведений живописи, графики и скульптуры, в том числе и работа В.П. Батурина.

И только в сентябре 1964 года на базе этого отдела благодаря неустанным трудам И.В. Лагутина был, наконец, создан Павлодарский художественный музей – первый областной в Казахстане. Иван Васильевич стал первым его директором, оставаясь при этом директором историко-краеведческого музея.

Новый музей был открыт на общественных началах и начал работать на Втором Павлодаре, во временном помещении, вблизи средней школы №12. А официальное его открытие состоялось 18 декабря 1965 года – на первом этаже пятиэтажного жилого дома по улице 1 Мая, 11. Он занимал площадь около 300 квадратных метров. Ещё до этого И.В. Лагутин передал свои полномочия искусствоведу В.А. Фрейману. А хранителем фондов была назначена К.И. Величко. Организатор и первый руководитель музея не утратил связи с ним, оставаясь членом совета музея.

Остаётся только удивляться тому, как он везде успевал и как ему всё удавалось. Ведь он был также одним из инициаторов и организаторов создания турбазы «Баянаул». С увлечением разрабатывал маршруты походов, в том числе всесоюзных. Давал всесторонние консультации по краеведению, много лет сам водил туристические группы по живописным местам Баянаульского природного парка. И, конечно, запечатлел в своих работах его красоты. По полному праву называл себя повивальной бабкой художественного музея и турбазы «Баянаул». Баянаул он любил трепетно, как и родной Иртыш и его пойму. Участвовал в слётах инструкторов по туризму и краеведов. Писал статьи в газетах, и местные журналисты много писали о делах музея.

Много лет Иван Васильевич добивался от областных властей реконструкции и расширения историко-краеведческого музея, давно не вмещавшего всё новые и новые экспонаты. Ему всякий раз отвечали: нет возможности. Получив однажды очередной отказ, он заявил: «Тогда я слагаю с себя полномочия директора!» – и ушёл на давно заслуженный отдых из ставшего ему родным домом музея, которому он беззаветно служил двадцать лет.

Спутница на всю жизнь

В этой книге много открытий, неизвестных фактов и сведений, которые удалось добыть её создателям В.Д. Болтиной и Л.В. Шевелёвой. Одна из таких страниц – история жизни верной спутницы Ивана Васильевича, его супруги Евдокии Васильевны, в девичестве Трифоновой. Немало ей пришлось пережить в детстве, училась, как и её будущий муж, в школе крестьянской молодёжи в Чернорецке, потом в техникуме механизации сельского хозяйства, по окончании которого получила специальность техника-механика.

Познакомились они в Песчаном (вот уж судьбоносное место для И.В. Лагутина). А поженились позднее в Рославле Смоленской области. Вскоре появился и первенец – Виктор. А когда мужа призвали на армейскую службу, она до окончания Великой Отечественной войны оставалась с ребёнком на руках, продолжая работать.

После начала войны Евдокию отправили в эвакуацию с заданием сопровождать целый тракторный парк Рославльской МТС до станции Киреевка. Ехали эшелоном с 8 июля по 12 сентября. Каково ей приходилось эти восемь недель – только она знает.

После прибытия в Павлодар получила назначение механиком в Осьмерыжскую машинно-тракторную станцию (МТС), которая находилась в Песчаном. Там она, помимо других своих обязанностей, преподавала на курсах трактористов при МТС, по графику в ночное время дежурила на ней с шести вечера до шести утра и потом сразу выходила на работу. И поскольку уже зарекомендовала себя грамотным специалистом и хорошим организатором, меньше чем через год была переведена инженером в областной земельный отдел.

Следующая её должность – старший инженер по эксплуатации и ремонту машинно-тракторного парка. Готовила хозяйства области к участию во Всесоюзных сельскохозяйственных выставках и сама была их участницей в 1955, 1957 и 1958 годах. В 1967 году – участница ВДНХ СССР (Выставки достижений народного хозяйства) в Москве.

В облсельхозуправлении Евдокия Васильевна проработала до выхода на пенсию. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовое отличие», «За освоение целинных земель». Избиралась народным заседателем суда и депутатом Павлодарского горсовета.

А ещё они с Иваном Васильевичем воспитали двух замечательных сыновей. Старший Виктор после окончания горного факультета Томского политехнического института стал одним из признанных в России специалистов по борьбе с подземными пожарами на угольных шахтах. Прошёл путь от инженера горноспасательной станции до заместителя начальника горноспасательной службы Кузбасса. Защитил кандидатскую диссертацию, возглавил Российский НИИ горноспасательного дела Центрального штаба военизированных горноспасательных частей угольной промышленности. Автор более 50 научных публикаций и более 80 изобретений. За мужество и высокий профессионализм при ликвидации аварий на угольных шахтах удостоен почётного звания «Заслуженный спасатель Российской Федерации». К сожалению, он рано ушёл из жизни.

Младший сын Сергей родился через 15 лет после Виктора. Закончил Бакинское высшее военно-морское училище. Стал офицером-подводником, капитаном первого ранга.

Достойные родители воспитали достойных сыновей, которыми можно только гордиться.

О его друзьях и о нём

Не одна страница книги посвящена друзьям Ивана Васильевича, для каждого из которых он находит свои, особые слова. Вот о Д.П. Багаеве и его снимках: «Девиз – жизненно значимое через объектив… Дмитрий Поликарпович проявлял внимание ко всему необычному – «из ряда вон», открывал местные таланты… Он всегда был занят, всегда что-то делал, над чем-то трудился… Духовное наследие Д.П. Багаева – достояние общенародное».

Среди близких друзей И.В. Лагутина были фронтовики Георгий Гаврилович Крамаренко, Вячеслав Владимирович Шарапов, а также Жамкен Серикбаев. Воспитанник детского дома Жамкен по совету Д.П. Багаева поступил в Алма-Атинское художественное училище и стал первым профессиональным художником из павлодарской казахской молодёжи. В.В. Шарапов много лет проработал начальником спасательной станции в Павлодаре, был автором уникальных работ, которые он вырезал из дерева. Своими учителями он считал Д.П. Багаева и И.В. Лагутина. Его работы экспонировались на выставках, одну из которых организовал Иван Васильевич в музее. В.В. Шарапов раздаривал свои деревянные скульптуры друзьям и знакомым. Написал интересную книгу воспоминаний, рассказов и очерков под названием «Жизнь – словно миг».

Учеником И.В. Лагутина считает себя известный казахстанский художник В.Ф. Поликарпов.

В книге также приводятся статьи Д.П. Багаева и И.В. Лагутина в местных газетах, открывающих павлодарцам неизвестные им страницы жизни предшественников. Среди них Павел Васильев – «поэт с удесятерённым чувством жизни», редактор первой советской газеты в Павлодаре П.З. Ермаков, учитель Н.Е. Алексеев и другие. А статьи о Ямышевском озере и Ямышевской крепости и сегодня читаются с неубывающим интересом. Приводится отрывок из книги И.В. Лагутина «Река времён».

Хорошо, что авторы книги нашли и опубликовали многочисленные статьи из «Павлодарской правды», предшественницы «Звезды Прииртышья», и других газет, посвящённые музеям, в которых работал Иван Васильевич, и ему самому. Их авторы – Д. Приймак, Б. Машрапов, Т. Карандашова, О. Григорьева, Э. Соколкин, Г. Шарапова, С. Горбунов, Г. Беспалова, З. Бутэрус, Е. Дубовая, М. Хусаинова и другие, рассказывая о его судьбе, заново открывают читателю многочисленные таланты и достоинства этой знаковой для потомков личности.

Особая роль в появлении книги принадлежит известному павлодарскому строителю и меценату Сергею Петровичу Гарину, много лет дружившему с Иванов Васильевичем, организовывавшему выставки его работ и опекавшему художника до самой кончины.

 * * *

23 июля 2013 года Иван Васильевич Лагутин отмечал своё столетие. Накануне в областном художественном музее, у истоков создания которого он стоял, была организована большая выставка его работ. Поздравить художника, уважаемого человека, почётного гражданина Павлодара, награждённого орденом «Парасат» («Достоинство»), пришли представители органов власти, общественности, друзья и коллеги.

Иван Васильевич однажды сказал: «Необходимо оставаться человеком с большой буквы в продолжение всей жизни, среди всех превратностей судьбы, и в счастье, и в несчастье, в скорби и радости, богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной». Именно так прожил свой век он сам и завещал эти правила нам.

«Смотреть надо не с высоты прожитых лет, а с глубины», – сказал тем, кто пришёл в художественный музей поздравить его со столетним юбилеем.

Создатели книги В.Д. Болтина и Л.В. Шевелёва именно этим принципом руководствовались при её подготовке. И всем тем, у кого она окажется в руках, повезло стать свидетелями уникальной судьбы её главного героя И.В. Лагутина, страниц истории, выпавших на его долю, и судеб многих людей, с которыми ему довелось встречаться и которые оставили неизгладимый след в его жизни.

  Юрий ПОМИНОВ.

Фото предоставлены сотрудниками Госархива.