Сегодня это не только профессиональный праздник мастеров сцены, но и знаменательный день для огромного числа зрителей. Так какое оно – современное сценическое искусство?
Вот что говорит о нем режиссер одного из ведущих театров Новосибирска «Красный факел» Александр Зыков: «Я не приемлю театра, в котором режиссер использует актеров для того, чтобы самовыразиться. Мне нравится живой, человеческий театр, а не просто красивая картинка. Сегодня, на мой взгляд, такая агрессивная мода на спектакли, где актер – всего лишь функция. Это скучно. Сейчас существует множество изысков, когда артист становится средством. А мне на сцене интересен человек. Станиславский говорил, что нужно умереть в артисте, и до сих пор умнее никто ничего не придумал. Обидно умирать. Но нужно».
В нашей беседе директор и художественный руководитель Павлодарского областного театра драмы имени А.П. Чехова Виктор Аввакумов рассказал о том, что думает по поводу такого взгляда на театральное искусство. По его мнению, систему актерского мастерства, созданную много лет назад известным режиссером, актером и педагогом Константином Сергеевичем Станиславским, при всем уважении к нему нельзя считать догмой. А вот если режиссер рассматривает артиста только как средство для достижения цели или считает его объектом, выполняющим определенную функцию, то у такого театра совершенно нет никакого будущего.
– Разумеется, в актере необходимо видеть человека, до которого еще нужно суметь достучаться, чтобы в итоге получился качест­венный духовный продукт, – подчеркивает Виктор Аввакумов. – В целом это касается абсолютно любого дела. К счастью, в нашем театре никогда не происходило иначе. Здесь режиссеры мастерски подходят к своей работе с людьми, обладающими профессиональными навыками. Существует старый посыл о том, что режиссеру необходимо «раствориться» в артисте, чтобы тот мог понять его замысел, воплотив его на сцене. Но за один-два месяца никакого результата от такой работы можно не ждать. Современный грамотный режиссер, способный найти интересное решение к спектаклю, совместно с профессиональными актерами непременно создадут качественный материал, поскольку между ними есть диалог. Для этого не обязательно растворяться или умирать в артисте каждого театра, где режиссер ставит свои спектакли. Это прозвучит банально, но человеку просто достаточно владеть своей профессией, не прикрываясь именем Станиславского, ведь время не стоит на месте.
Между прочим, Виктор Аввакумов не считает верным и другое суждение – о том, что актеру на сцене необходимо проживать жизнь своего героя. И чтобы публика поверила артисту, он должен суметь хорошо сыграть. А вот «растворяются в артистах и проживают жизнь своего персонажа» обычно тогда, когда в театре существуют определенные проблемы. Например, если в труппе есть дисбаланс или все актеры придерживаются средней планки, то есть играют на одном уровне, то у них не получится создать что-то стоящее.
– Когда мы берем какую-то пьесу, то стремимся сделать качественный спектакль, соответствующий уровню областного театра с его возможностями, исполнителями и режиссурой, – говорит В. Аввакумов. – Конечно, «ленкомовского» шедевра не получится, но это не должен быть уровень театра города Ирбит. Наш театр посещают люди, восхищаются какими-то спектаклями, а какие-то из них не принимают. Он живет, творит, экспериментирует, ищет и добивается своих целей с помощью актеров, находящихся в определенном балансе. При этом мы не сравниваем себя с какими-то столичными театрами, где абсолютно другие финансовые возможности, постановочные приемы и световая аппаратура. Не говоря уже о том, что один костюм там может стоить, как все костюмы для одного нашего спектакля.
Кстати, третья декада марта в областном театре имени А.П. Чехова выдалась насыщенной и интересной. В дни празднования Наурыза вниманию павлодарцев были представлены самые лучшие и разнообразные по жанрам постановки. В их числе «Провинциальные анекдоты» по А. Вампилову, чеховский водевиль «Предложение», «Эти свободные бабочки»
Л. Герша, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. А совсем скоро, 31, марта чеховцы представят зрителям премьерный показ музыкальной комедии «Крошка» (автор – французский драматург Жан Летраз) в постановке режиссера Олега Белинского.

 

Марина КИСЕНКО.
Фото Владимира БУГАЕВА.

 

irstar.kz