Про таких говорят – подвижник. Без сделанного Дмитрием Поликарповичем Багаевым история Павлодарского Прииртышья и всего Казахстана никогда бы не была столь полной, сохранённой для потомков.

В 2017 году павлодарские архивисты В.Д. Болтина, Т.Е. Покидаева и Л.В. Шевелёва подготовили и издали при содействии других неравнодушных людей уникальную книгу «Дмитрий Багаев: летописец Павлодарского Прииртышья». Издание стало возможным благодаря финансовой поддержке павлодарского предпринимателя С.П. Гарина.

Книга создана на основе документов личного архивного фонда Д.П. Багаева, архивных документов, хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Казахстан, Государственном архиве Павлодарской области, архивных учреждениях Российской Федерации и ряде музеев. Многие материалы впервые опубликованы в этой книге, которой, бесспорно, уготована долгая жизнь, .

Украшением её стали фотоснимки: Д.П. Багаев в разные годы жизни, члены его семьи и фотографии, которые делал на протяжении десятков лет Дмитрий Поликарпович. Само время смотрит на нас с этих снимков: старый, ещё дореволюционный Павлодар, быт казахов той поры и труд соледобытчиков, первые российские переселенцы в Павлодарском уезде, отголоски гражданской войны, установление Советской власти в этих краях и голод 30-х годов в результате коллективизации, годы Великий Оте­чественной войны в глубоком тылу, Целина… Все самые важные события тех лет: картины ушедшей эпохи в разных её проявлениях.

И ещё, конечно, лица – лица людей разных возрастов, рода занятий, национальностей. Постановочные и «подсмотренные» портреты павлодарцев, до сих пор бережно хранимые во многих семьях. Эти портреты, сделанные мастером, тоже часть нашей общей истории.

Но книга «Д.П. Багаев: летописец Павлодарского Прииртышья» объёмом почти в 750 страниц, вместившая много текстовых материалов, не могла вместить всех сохранённых и вновь найденных фотоснимков автора бесценной фотолетописи эпохи. Это сотни других фотографий, охватывающих более пятидесяти лет истории. Поэтому те же авторы-составители подготовили к изданию второй том творческой и человеческой биографии Дмитрия Поликарповича Багаева, представленной в основном его фотографиями. Нужность этой книги, которой суждено пережить наше и не только наше время, не вызывает сомнения.

Её авторы-составители назвали «Запечатлённое время». В ней 500 страниц. Книга подготовлена на основе документов и материалов Центрального государственного архива Республики Казахстан, государственных архивов нашей области и Хабаровского края, Центрального архива Министерства обороны России, Российской академии художеств, павлодарского и новосибирского историко-краеведческих музеев и ряда других учреждений, частных коллекций и источников. Особую ценность книге придают фотографии, публикуемые впервые.

О содержании издания можно судить по разделам, каждый из которых предворён авторскими вступлениями и пояснениями. Это биография фотохудожника, его творческий путь и, конечно же, многочисленные фотоработы. Вот лишь краткий перечень: почтовые карточки, изданные в начале прошлого века на основе фотоснимков Д.П. Багаева; открытие Воскресенской железной дороги (кстати, первой на территории Павлодарского Прииртышья и одной из первых в Казахстане); снимки дореволюционного периода и знаковых людей Павлодара того времени; православных храмов и мусульманских мечетей, картины коллективизации и художественные снимки природных красот родного края; многочисленные фотографии самых разных коллективов нашего города, отражающие время. Снимки, как правило, не повторяют фотографий первой книги.

По фотоснимкам, запечатлевшим картины жизни Павлодарского Прииртышья, можно изучать историю казахского народа. На многие из них и сегодня нельзя смотреть без волнения: шахтёр-казах из Экибастуза; вечерний аул; степняк, взирающий на нас из прошлого с лукавым прищуром; перекочёвка казахской семьи на джайлау и установка юрты; мальчик-водовоз на верблюде и мальчик верхом на телёнке… Эти картинки жизни просто завораживают.

А можно ли переоценить групповые фотоснимки, на которых запечатлены юные Каныш Сатпаев и Павел Васильев. Или певица и музыкант Майра Шамсутдинова, писатели Зеин Шашкин и Рамазан Токтаров, художник Виктор Батурин, бывавший в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, а в 20-х годах прошлого века живший в Павлодаре…

Взяв в руки эту книгу, уже невозможно от неё оторваться – настолько завораживает запечатлённое в ней время и представляющие его неповторимые лица.

«В истории не только Прииртышья, но и всего Казахстана, среди множества замечательных художников Багаев стоит особняком, – считает директор Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан А.Ф. Сеитова. – Его отличает глубокий патриотизм. Он был удивительным энтузиастом. Его фотобытоописание оказалось самым достоверным. И самым профессиональным… Его жанровые этнографические зарисовки – наиболее интересная часть нашей огромной фотоколлекции… Фотограф смотрел на людей, которых снимал, особенным, влюблённым взглядом: так увидеть и передать мог только очень талантливый человек. Багаевские работы вызывают щемящее чувство сопереживания, это и есть признак нормального искусства фотографии».

Вряд ли что-то ещё надо добавлять к этой высокой оценке вклада Д.П. Багаева. Его фотолетопись – это часть культурного наследия страны, о необходимости бережного отношения к которому говорил Первый Президент нашей страны Н.А. Назарбаев в своей статье о модернизации общественного сознания. И книга, о которой идёт речь, станет достойным вкладом в реализуемую сегодня программу «Рухани жаңғыру».

Фотоальбом – это лучшая память о фотохудожнике и достойный вклад в увековечение нашей общей истории.

* * *

Остаётся ещё раз назвать тех, благодаря кому уникальное издание, запечатлевшее более 60 лет минувшей эпохи, издание, которому суждено пережить наше, и не только наше время, увидело свет. Много месяцев над его подготовкой работали, притом совершенно бескорыстно, архивисты Вера Дмитриевна Болтина, Людмила Васильевна Шевелёва и Татьяна Евгеньевна Покидаева. Низко кланяясь им за поистине титанический, подвижнический труд, приходится с грустью констатировать: они неоднократно стучались при этом в самые разные двери, и прежде всего в государственные, ища финансовой поддержки для издания фотоальбома. Но, к сожалению, такой поддержки не нашли. Зато искреннее человеческое и профессиональное участие в продвижении книги принял известный павлодарский строитель Сергей Петрович Гарин, поддержавший в своё время издание и других книг по истории региона. Именно ему удалось убедить руководство АО «Павлодарский электролизный завод», входящего в состав Евразийской Группы предприятий, профинансировать издание книги. Содействие проекту оказал и Павлодарский Дом географии.

Высокопрофессиональное издание уникального фотоальбома на казахском, русском и английском языках осуществил коллектив павлодарской полиграфической фирмы «ЭКО».

 

Юрий ПОМИНОВ.

Фото Д.П. Багаева.

irstar.kz