Колёса до Америки довезут
Колёса до Америки довезут 28.11.2021

Колёса до Америки довезут

Благодаря программе индустриально-инновационного развития, инициированной Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Экибастуз стал центром не только угольной промышленности, но и машиностроения, чего в этом моногороде никогда не было.

Всё началось в 2009 году. Именно тогда, чтобы покрыть внутренние потребности отечественного рынка в железнодорожных колёсах, а потребность эта была на уровне 75 тысяч колёсных пар в год, и было принято решение запустить собственное железнодорожное производство. Четыре года ушло на строительство завода. И в 2012 году в Экибастузе с участием Нурсултана Назарбаева посредством телемоста торжественно презентовали завод, который через несколько лет положит начало будущему железнодорожному кластеру республики. Но тогда о кластере ещё никто и не помышлял.

– Это было относительно небольшое производство: один технологический пролет с малым количеством станков, линией контроля и с проектной мощностью 75 тысяч колесных пар в год, – рассказывает генеральный директор ТОО «Проммашкомплект» Иван Дычко. – По сути, мы лишь занимались механической обработкой закупаемого сырья и проверкой качества. Если на пальцах, то к нам приходила болванка, мы её обрабатывали, придавали торговый вид и продавали КТЖ, чтобы закрыть его потребности в ремонте своего подвижного состава.

Сначала «Проммашкомплект» работал только на КТЖ, продавая на внешние рынки излишки, которых, сразу скажем, было не много. Так появились клиенты из других стран, преимущественно из России и СНГ. Клиентов становилось всё больше, спрос на железнодорожные колёса, как говорит Иван Дычко, не спадал (да и сейчас есть), и принимается следующее, по сути, судьбоносное для Экибастуза, как центра железнодорожного машиностроения, решение о строительстве комплекса уже по производству железнодорожных колёс, а не просто по их механической обработке.

– Когда ты закупаешь заготовки извне, автоматически зависишь от других, и если поставщик сырья по каким-то причинам не сможет в нужный момент изготовить требуемое количество болванок, можешь остаться у разбитого корыта, – продолжает рассказ Иван Дычко.

И в 2015 году на базе «Проммашкомплекта» снова начинается большая стройка. С учётом большого спроса экибастузцы сразу замахнулись на 200 тысяч колёсных пар в год с возможностью дальнейшего расширения производства до 300 тысяч. Прямо как в воду глядели! Кстати, третий этап строительства железнодорожного колёсного производства в Экибастузе завершился недавно. Завод открыли в ходе недавнего визита в город горняков нынешнего Главы государства Касым-Жомарта Токаева. Сейчас идёт отработка технологического процесса. А покупатели уже требуют отгрузки новых партий железнодорожных колёс.

– Среди обывателей бытует мнение, что если ты запустил линию по выпуску трехсот тысяч колес в год, то должен сразу их и выдать, – улыбается генеральный директор ТОО «Проммашкомлект». – Но 300 тысяч колёс в год – это 25 тысяч колёс ежемесячно. Но даже этого количества мы пока не выпускаем, поскольку идёт обкатка оборудования.

Кстати, об оборудовании. В составе Экибастузского железнодорожного кластера, а сегодня это пять заводов (уже упоминавшийся «Проммашкомплект», ТОО «Проммаш KZ», ТОО «RWS Binding», ТОО «RWS Сoncrete» и ТОО «RWS Wheelset»), только самые новейшие технологические линии, почти полностью исключающие человеческий фактор.

Чтобы понять, о чём идет речь, не посещая сам завод, достаточно представить рабочего у станка, вытачивающего железнодорожную ось. Отвлёкся мастер, или вдруг у него соскочила где-то рука, готовое изделие уже будет не таким, как нужно. Так вот, на всех пяти заводах в составе железнодорожного кластера возможность брака сведена к минимуму. А, например, на заводе ТОО «RWS Wheelset» и вовсе исключена, поскольку качество продукции здесь полностью контролирует программный продукт. И ещё на тему качества. О нём можно судить по такому факту: вся история создания железнодорожной оси, из которой затем собирается колёсная пара, полностью открытая книга, начиная с самого первого этапа – обработки заготовки и до отправки уже готового продукта заказчику. И на каждый из этих процессов имеется свой документ качества. По количеству паспортов колёсная пара «made in Ekibastuz» может посостязаться с документовладением каждого из нас – у этой железнодорожной комплектующей целых восемь паспортов качества, каждый из которых хранится как в электронной, так и в бумажной базе данных 32 года. Именно столько лет гарантии даёт завод-изготовитель на свою колёсную пару.

Вся продукция экибастузских железнодорожных заводов имеет ГОСТовское качество. И приемлемую благодаря крену в сторону автоматизации цену. Не удивительно, что, например, ТОО «RWS Wheelset» на свою проектную мощность в 42 тысячи железнодорожных осей и 20 тысяч колесных пар в год вышло уже в 2017 году, через год после старта производства. Последнее, кстати, как и все предыдущие основные запуски железнодорожных производств, тоже произошло с участием Елбасы, который лично контролировал ход государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.

Если ТОО «Проммашкомплект» – это начало будущего кластера, то ТОО «RWS Binding» – его последний этап. По крайней мере на сегодняшний день. В планах строительство бандажного завода – Railcast Systems, продукция которого – бандажи для локомотивов и кованые изделия – на более чем 80 процентов будет уходить на экспорт. Но его запуск намечен только на 2024 год. А потому остановимся пока на заводе по производству рельсовых скреплений с упругой клеммой. Сначала, а именно в 2014 году, когда производство только открылось, они были только пластиковыми. А в ноябре этого года по программе импортозамещения на заводе стартовало производство металлических деталей для рельсовых скреплений.

– Система рельсового скрепления железнодорожного пути включает в себя пять элементов. Завод RWS Binding, открытый в 2014 году, выпускал лишь три из них – пластиковые. А два элемента верхнего строения пути, сделанные из металла, мы закупали в Европе. Теперь же все пять элементов рельсового скрепления тоже производятся у нас, ещё больше усилив кластерное производство, – говорит генеральный директор ТОО «RWS Binding» Владимир Береговой.

Такого железнодорожного завода, чтобы пять в одном, нет больше не только в Казахстане, но и ни в одной стране СНГ. А потому здесь даже не сомневаются в своей экспортоориентированности. Как раз сейчас идут переговоры о поставках на российский рынок.

– Потребность Казахстана в полимерных прокладках для стрелочных переводов мы закрываем полностью. Чтобы вы понимали, КТЖ в год ремонтирует 700-800 километров железнодорожных путей. Мы выпускаем три миллиона рельсовых скреплений в год, что эквивалентно 1600 километрам железнодорожного пути. То есть получается, что около сорока процентов нашей продукции будет оставаться в Казахстане, а 60 процентов уходить на экспорт, – обращается к статистике исполнительный директор этого завода Юлия Кривуля.

В будущее здесь смотрят уверенно, несмотря на то, что долгосрочных контрактов на 2022 год пока ещё не имеют. Причина – всё то же высокое качество. Продукция ТОО «RWS Binding» даже после достижения гарантийных объемов нагрузки в 1,1 миллиарда брутто-тонн абсолютно не деформируется, что может сэкономить КТЖ миллионы бюджетных средств. Если точнее, то речь идет о подрельсовых прокладках, в производстве которых используется термопластичный полиуретан.

– В 2014 году мы на двух участках КТЖ в качестве эксперимента уложили полиуретановые подрельсовые прокладки, дав на них гарантию в 1,1 миллиарда брутто-тонн. В прошлом году истёк срок гарантийной нагрузки. Мы их сняли. За шесть лет эксплуатации с ними ничего не произошло. Ничего нигде не порвалось, не деформировалось, чем грешат некоторые мировые аналоги, – не без гордости отметил Владимир Береговой.

Конечно, это далеко не все достижения Экибастузского железнодорожного кластера. Планов на будущее здесь громадьё: от сертификации для производства европейского колеса до разработки совместно с КТЖ колёс для устаревшей железнодорожной техники. Есть даже задумка осваивать производство новых типов колёс каждые полтора года с расширением присутствия вплоть до Америки. Лишь бы рук рабочих и голов светлых хватило. Сегодня все предприятия железнодорожного кластера испытывают колоссальную проблему с нехваткой кадров. Но это уже тема для отдельного разговора.

Достижения за годы независимости

200 тысяч колёс различного размера, 300 тысяч железобетонных шпал, 42 тысячи железнодорожных осей, 20 тысяч колёсных пар, 850 комплектов стрелочного бруса, три миллиона комплектов пластиковых элементов рельсового скрепления – это то, что сегодня ежегодно производят предприятия экибастузского кластера.

Ирина ВОЛКОВА.
Фото Валерия БУГАЕВА.

Количество показов: 2209

Возврат к списку

За новый Казахстан!
14:52 21.05.2022

Под домбровые напевы
22:54 20.05.2022

Касается каждого
21:20 20.05.2022

«Amanat» поддерживает
21:18 20.05.2022

Первый не только по бахчам
21:12 20.05.2022

Против мошки
21:06 20.05.2022

Переезд закрыт
21:00 20.05.2022

Что будет после референдума?
03:49 20.05.2022

Голосуйте за будущее страны!
00:36 20.05.2022

В стиле "хай так"
06:26 19.05.2022

Купаться опасно
06:21 19.05.2022

А обещали земляные горы…
06:15 19.05.2022

К новой политической культуре
18:22 18.05.2022

Навигация по конституционным Поправкам
18:19 18.05.2022

Укрепить единство
18:17 18.05.2022

Доверие народа возрастёт
18:16 18.05.2022

По городам и сёлам
18:10 18.05.2022

Первым делом – референдум
18:09 18.05.2022

Знаковое событие
18:02 18.05.2022

Усилить роль Ассамблеи
18:01 18.05.2022

В интересах народа
18:01 18.05.2022

Поддержать Новый Казахстан
17:56 18.05.2022

Приверженность демократии
17:54 18.05.2022

Решает народ
12:16 18.05.2022

Не останемся в стороне
12:13 18.05.2022

Мы поддержим!
12:06 18.05.2022

Референдум
10:11 18.05.2022

Закрывайте окна!
20:25 16.05.2022

Купаться запрещено
20:24 16.05.2022

Теперь и связка «по колено»!
20:22 16.05.2022

На рынке недвижимости похолодало?
11:10 14.05.2022

Платить будут больше
11:01 14.05.2022

Не в коня пастбища
10:59 14.05.2022

Всецело поддержим
09:56 13.05.2022

Не останьтесь в стороне
23:43 12.05.2022

По новому адресу
21:41 11.05.2022

Конфликт исчерпан?
10:22 07.05.2022

На грани закрытия
10:19 07.05.2022

На выгодных условиях
22:04 05.05.2022

Ценить, дружить, творить
02:31 30.04.2022

Начало навигации
02:20 30.04.2022

Экосовет на разрезе
02:18 30.04.2022

30 апреля 2022 года, суббота
01:25 30.04.2022

Во вред или во благо
01:15 30.04.2022

Можно выдохнуть
00:11 30.04.2022

Жестокие игры, или в приёмной у психолога
00:56 28.04.2022

Сдай за деньги
00:50 28.04.2022

Осторожно, злая собака
00:50 28.04.2022

Запасы пока есть
00:36 28.04.2022

И со щами, и с голубцами
00:23 28.04.2022

Нужно подождать
00:21 28.04.2022

Праздники впереди
00:12 28.04.2022

Ищем таланты
00:10 28.04.2022

28 апреля 2022 года, четверг
00:02 28.04.2022

Один к двум
10:37 27.04.2022

Алло, это мошенники
10:34 26.04.2022

Ответственный подход
10:32 26.04.2022

У деревьев – паспорта
10:30 26.04.2022

26 апреля 2022 года, вторник
10:12 26.04.2022

Весомые аргументы
11:20 25.04.2022

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт