Не вредить озёрам
Не вредить озёрам 13.02.2021

Не вредить озёрам

Солнечный тримаран разработали и собрали в Павлодаре. Это экологичный вод­ный транспорт, «родственник» катамарана. Разработкой павлодарцев уже заинтересовались дома отдыха в разных регионах Казахстана.

– Идея возникла летом 2020 года. У нас в Павлодарской области есть природоохранные территории, есть национальный парк Баянаул, озёра Жасыбай и Сабындыколь, где запрещено использовать транспортные средства на бензиновых двигателях. На судна на электродвигателях запрет не распространяется, – рассказывает автор идеи, преподаватель Торайгыров университета Рамис Зарипов. – Мы решили попробовать создать конструкцию электрокатамаранов на солнечных батареях. Разработали проект, составили бизнес-план, закупили все комплектующие, собрали, ближе к осени провели испытания на Иртыше.
В отличие от катамарана тримаран имеет не два, а три плавучих элемента. Его размеры – шесть на четыре метра. В движение 400-килограммовое судно приводит электродвигатель, который питают 12 солнечных батарей, установленных на крыше.
– Изучали рынок, смотрели, какие электрокатамараны и тримараны представлены. Пришли к выводу, что в Казахстане массово такие вещи не производят, – говорит Рамис Зарипов. – Конструкцию разрабатывали сами: шаг винта, рулевое управление, решали, как солнечные панели расположить, какой двигатель подобрать, как установить.
Рамису Зарипову 27 лет, он докторант и преподаватель на кафедре транспортной техники и логистики. Транспорт – всё, что ездит, летает и ходит по воде, – его интересовал с детства. Любовь к технике передалась от отца-железнодорожника.
Солнечный тримаран Рамис разрабатывал и собирал не один, а втроём с коллегами-преподавателями. На сборку первого ушло три месяца. Потом дело пошло быстрее: теперь на это уходит месяц. Уже приступили к сборке третьего судна. К слову, работать павлодарцы начали в разгар пандемии, поэтому первое время были небольшие сложности с доставкой комплектующих деталей и узлов.
– Первый тримаран был сборным, – говорит Рамис Зарипов. – Мы до болтика его разбирали, он легко складывается, помещается в любую машину, перевозится. Сейчас сделали сварную конструкцию, она лёгкая, можно погрузить на манипулятор и привезти в гараж, поставить. Сварная конструкция прочнее и дешевле.
Каждая из солнечных батарей стоит 60 тысяч тенге, всего их 12. Электродвигатель и аккумуляторы тоже дорогие. Интересно, что почти все материалы, использующиеся при сборке тримаранов, отечественного производства. Более того, большую часть из них закупают в Павлодарской области.
– Покупаем только материалы и те комплектующие, которые не можем сделать сами. Например, солнечные панели и провода. Остальное делаем сами, для этого закупили оборудование, – добавляет Р. Зарипов.
Воплотить проект в жизнь было бы невозможно без стартового капитала. Для начала поддержку оказал вуз, где работает Рамис. В обмен университет получил в доверительное управление первый из собранных тримаранов.
– Поначалу вуз выделил нам малый грант и помещение, где мы могли бы работать. Потом выиграли грант в четыре миллиона тенге по программе «Business Ertis», организованной управлением предпринимательства. Оба гранта безвозвратные, – объяснил Рамис Зарипов.
На сегодняшний день грантовые средства освоены. Однако пока ни одного тримарана не продано, и не удивительно: зима – не лучший сезон для катания на катамаране или электротримаране по озеру. Павлодарцы надеются, что ближе к апрелю ситуация изменится в лучшую сторону. А пока подают заявки на участие в различных проектах, направленных на поддержку бизнеса. Недавно стали участниками программы льготного кредитования для молодых предпринимателей «Zhas-Halyk.Ertis».
Павлодарцы обещают, что их детище сможет прослужить без серьёзного ремонта семь лет. Металлические конструкции покрыли специальной антикоррозийной краской с молотковым эффектом. Сама по себе конструкция солнечного тримарана проста. Его создатели обещают, что с ним будет даже проще, чем с бензиновым судном. Главное – следить за чистотой солнечных панелей.
На борту тримарана могут одновременно находиться до 20 человек, а вообще его грузоподъемность две тонны. Экологичное судно можно использовать не только чтобы катать отдыхающих, но и для перевозки небольших грузов. Можно сделать из него кафе, плавучую баню или паром. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.
– Можем ограничиться лавочками, а можем, по желанию клиента, и барную стойку установить. Или обшить конструкцию пластиком, – уточнил Рамис Зарипов.
Чтобы работать официально, предлагать свои разработки клиентам из разных уголков Казахстана и участвовать в гос­программах, направленных на поддержку бизнеса, павлодарцы зарегистрировали ТОО. Рамис теперь – директор товарищества с ограниченной ответственностью «Альтенсур Инжиниринг». К слову, сейчас к сборке тримаранов привлекли троих студентов. Их трудоустроили и платят зарплату. Готовые тримараны пока хранят на базе университета. Если пойдут заказы, готовы расширяться, арендовать себе более подходящее помещение.
Отметим, в среднем солнечный тримаран, собранный павлодарскими умельцами, обойдётся покупателям в 2,7 миллиона тенге. Бензиновая версия будет стоить дешевле – около двух миллионов тенге. На экологичный транспорт уже есть два потенциальных покупателя.
– Сейчас ориентируемся на предпринимателей, которые работают на озёрах. Нам уже звонили из Алаколя и Борового. Пока ещё не сезон, люди не торопятся с такими крупными покупками. Тем более прошлый год был очень сложным, – считает Рамис Зарипов. – У нас есть устные договорённости с предпринимателем, работающим на озере Жасыбай. Если эпидемиологическая обстановка позволит, поставим свою продукцию. Он либо будет арендовать у нас тримаран, либо мы предложим им свои услуги.
Солнечный тримаран испытывали на Иртыше. По течению он шёл со скоростью десять километров в час, против течения чуть медленнее – около восьми километров в час.
Рамис и его коллеги и раньше занимались проектами, связанными с экологичным транспортом. Однако так далеко ещё не заходили. К примеру, электровелосипед и электроавтомобиль всё ещё на стадии разработки.
– Идей много, но чтобы полностью организовать производство на нашей базе, такое впервые, – говорит Рамис Зарипов.
Сейчас, помимо электротримаранов, павлодарцы могут предложить потенциальным клиентам двух- и четырёхместные электрокатамараны. Думают над тем, чтобы начать конструировать ещё и электрогидроциклы.

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото предоставлено
Торайгыров университетом.


Количество показов: 1554

Возврат к списку

Выбор сделан
00:40 22.11.2022

Школа будущего
00:28 22.11.2022

В поисках цвета
00:17 22.11.2022

22 ноября 2022 года, вторник
00:04 22.11.2022

На подходе второй этап
22:54 18.11.2022

Как «уколы красоты» лечат ДЦП
22:48 18.11.2022

Привести к стандарту
22:34 18.11.2022

19 ноября 2022 года, суббота
22:23 18.11.2022

ЕНПФ ПРОВОДИТ ОНЛАЙН-СЕМИНАР «ШКОЛА ФИНАНСОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
07:50 17.11.2022

В поисках лучших способов донесения информации
07:29 17.11.2022

Есть что показать
07:29 17.11.2022

Синусоида отрасли
07:26 17.11.2022

Лампочки светят, а энергетика «тёмная»
07:18 17.11.2022

17 ноября 2022 года, четверг
21:56 16.11.2022

Для успешного старта
20:06 14.11.2022

Без документов, но с теплом
20:03 14.11.2022

Для начала – полигон
19:59 14.11.2022

15 ноября 2022 года, вторник
19:46 14.11.2022

Новый альянс
23:08 11.11.2022

Снести нельзя, узаконить?
23:05 11.11.2022

В гостях – Станиславский
22:54 11.11.2022

12 ноября 2014 года, суббота
22:12 11.11.2022

Карта преступлений
00:57 10.11.2022

От нашего выбора…
00:57 10.11.2022

Картофельный «ход конем»
00:50 10.11.2022

А вейп-контроль подвёл…
00:47 10.11.2022

10 ноября 2022 года, четверг
23:48 09.11.2022

8 ноября 2022 года, вторник
23:30 09.11.2022

Для комфорта павлодарцев
12:32 08.11.2022

На социальные нужды
12:29 08.11.2022

Рабочие моменты
12:25 08.11.2022

Новый уровень качества
07:33 05.11.2022

Без накруток и гласно
07:30 05.11.2022

На страх и кошелёк…
07:23 05.11.2022

5 ноября 2022 года, суббота
00:12 05.11.2022

Итоги вселяют оптимизм
22:58 02.11.2022

Продать тоже непросто
22:44 02.11.2022

Отчего в трубах дыры
22:41 02.11.2022

3 ноября 2022 года, четверг
20:08 02.11.2022

IT-чудеса, да и только!
08:49 01.11.2022

Завершить качественно и в срок
08:46 01.11.2022

Новая служба
08:43 01.11.2022

1 ноября 2022 года, вторник
08:23 01.11.2022

Всё решаемо
23:45 28.10.2022

Лучшие из лучших
23:39 28.10.2022

Достаточен ли рост?
23:30 28.10.2022

29 октября 2022 года, четверг
21:51 28.10.2022

Налаживая жизнь в селе
23:06 26.10.2022

И барашек к газете в придачу
22:59 26.10.2022

Теренколь отметил праздник
22:55 26.10.2022

Ноу-хау полиции
22:51 26.10.2022

27 октября 2022 года, четверг
22:50 26.10.2022

Подарок к празднику
18:46 24.10.2022

За вклад в развитие Казахстана
18:43 24.10.2022

Откроют в ноябре
18:37 24.10.2022

25 октября 2022 года, вторник
18:34 24.10.2022

Город заборов и красного кирпича
22:20 22.10.2022

Кодекс и благосостояние
22:17 22.10.2022

В поддержку талантов
22:15 22.10.2022

22 октября 2022 года, четверг
22:46 21.10.2022

Раздел не найден.

Экономика

Общество

Культура

Правопорядок

Спорт