За превышение торговой надбавки на социально значимые продукты нарушителей ждут штрафы. Причем весьма весомые. В марте этого года в Казахстане вступили в действие изменения в Кодекс об административных правонарушениях.
Если ранее за нарушение 15-процентной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары выдавалось предупреждение, то на сегодняшний день предпринимателю, решившему завысить ценник, придется заплатить штраф от 5 до 150 месячных расчетных показателей, в зависимости от категории субъекта бизнеса. За повторное нарушение в течение года сумма штрафа увеличивается вдвое.
Напомним, торговая надбавка не должна превышать 15 процентов на социально значимые продукты, среди которых пшеничная мука первого сорта, формовой хлеб из муки первого сорта, рожки весовые, гречневая крупа, рис, картофель, морковь, лук, белокочанная капуста, сахар песок, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо кур (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью), молоко пастеризованное 2,5 процента и кефир 2,5 жирности в мягкой упаковке, сливочное масло жирностью не менее 72,5 процента без наполнителей и растительных жиров, куриные яйца первой категории, соль, творог 5-9-процентной жирности.
К слову, как рассказал глава департамента торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области Даулен Кабдушев, с начала этого года ведомство провело 121 проверку, в 76 случаях выявили нарушения законодательства о торговле, в частности 69 фактов превышения торговой надбавки. На отдельных рынках она была завышена в разы. К примеру, надбавка на картофель достигала 106 процентов, на морковь – 75, на гречку – 52,5 процента. По результатам акции «Сапалы Өнім» выявили нарушения по десяти видам продукции, за что двух предпринимателей наказали в административном порядке. В ходе проверок специалисты выявили случаи нарушения правил товарного соседства, когда готовая пищевая продукция находилась рядом с бытовой химией, в других случаях продавцы взимали плату за упаковку весовых товаров, что противоречит правилам внутренней торговли. Пять субъектов бизнеса получили штрафы за нарушение законодательства в части организации деятельности торговых рынков, еще двух наказали за торговлю без указания цены в тенге и продажу товара, по стоимости превышающей указанную на ценнике.
Между тем изменения в законодательстве коснулись не только сферы торговли, но и защиты прав потребителей.
– Ужесточено наказание за несвоевременный ответ на претензию потребителя, необеспечение возврата или обмена товара и непредоставление информации о продавце. Ранее нарушителю выдавалось предупреждение, сейчас предусмотрен штраф от пяти до 20 месячных расчетных показателей, в зависимости от категории субъекта предпринимательства, – говорит Даулен Кабдушев. – Данная мера направлена на то, чтобы повысить ответственность предпринимателей за нарушение в сфере торговли и защиты прав потребителя.
Департамент продолжает помогать потребителям защищать интересы в судах. С начала года представители ведомства участвовали в десяти судебных заседаниях, тогда как за аналогичный период прошлого года – только в пяти. В 9 из 10 случаев иски удовлетворены судом. Общая сумма средств, возвращённых потребителям, превысила 40 миллионов тенге.
– Одно из обращений поступило от жителя региона, которого пригласили на бесплатные косметологические услуги и там уже убедили приобрести товар на 400 тысяч тенге, – рассказывает Даулен Кабдушев. – Придя домой, мужчина решил, что ему покупка не нужна. Он попытался вернуть товар продавцу, но предприниматель отказался его принять. Тогда покупатель обратился в наш департамент. Мы выступили в суде в качестве третьего лица. На сегодняшний день потребителю возвращены денежные средства в полном размере. Еще одна жалоба была от мужчины, который заплатил за мебельный гарнитур более полумиллиона тенге. Оплата производилась двумя траншами. Однако после получения денег предприниматель перестал выходить на связь. Получив обращение, мы помогли в судебном порядке решить вопрос. На сегодняшний день деньги возвращены заявителю.
Отметим, по действующему законодательству товар можно вернуть в течение 14 календарных дней при условии, если им не пользовались, сохранили бирку и не нарушили все товарные свойства. Исключение составляют шесть позиций, в том числе литражный товар, лекарства, животные и т.д.
Даулен Кабдушев напомнил, что в случае нарушения прав потребителям необходимо обратиться с претензией.
– Продавец обязан в течение 10 календарных дней ответить на требования покупателя. В большинстве случаев после письменной претензии предприниматель исполняет свои обязательства. Если же требования игнорируются, нарушается закон, потребитель уже обращается к нам. С начала года мы получили 528 обращений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их стало больше. Но это говорит о том, что повышается потребительская культура, всё больше людей разбираются в законах и активно защищают свои права. К тому же мы регулярно проводим разъяснительную работу, и, соответственно, нас больше узнают, к нам обращаются. Надеемся, что в будущем, когда правовая культура укрепится, предприниматели будут соблюдать закон, и число нарушений сократится, – резюмировал Даулен Кабдушев.
Анна УРАЛОВА.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.